


Темой архетипов Пирсон я занимаюсь два года. За это время была написана статья об архетипах в русской Википедии (с 4 собственными иллюстрациями и 114 примечаниями), раздобыты и загружены классическая обзорная работа Иоланды Якоби, первая и одна из последних книг об архетипах самой Кэрол Пирсон (все на английском языке, ибо на русском ещё не публиковались). Наконец, продиагностированы более 100 человек, и все прогнозы, которые позволяла сделать концепция архетипов путешествия героя, на этих примерах сбылись. Тем самым, можно утверждать, что эта тема имеет точки пересечения с реальностью.
Однако при изучении архетипов Пирсон меня, как и любого другого исследователя, всегда интересовал вопрос: они действительно сменяются в таком порядке, как перечислены у автора? То есть сперва Простодушный, затем Славный малый, потом Воин и т.д.? Или архетипы могут чередоваться произвольно?
Подавляющее большинство людей (да и сама Пирсон) склоняется к тому, что архетипы встречаются в произвольном порядке. В немалой степени этому способствует тест PMAI. После заполнения которого ко мне на консультацию неоднократно приходили Правители, никогда в жизни не имевшие подчинённых. Или, напротив, Славные малые с немалыми карьерными амбициями.
Такие факты заставляли меня уточнять описание архетипов. И чем дальше я это делал, тем больше росло убеждение, что архетипы путешествия героя не могут меняться произвольно. Что должны быть такие пространства, где архетипы чередуются именно так, как они описаны у Пирсон. И в конце прошлого года мне наконец удалось такие пространства обнаружить. Одно из них, как ни удивительно – мировая история.
* * *
Хотя нет, неудивительно. Ведь все пространства, где обнаружилось присутствие архетипов Пирсон, связаны с понятием времени. Да даже число архетипов – 12 – связано с понятием времени. Как с числом цифр на циферблате, так и с количеством месяцев.
Как мне удалось найти пересечения с историей? Не покидало ощущение, что архетип Шут полностью соответствует современной эпохе постмодерна. Что такое архетип Шут? Если обратиться к фильму «Маска», то вы можете вспомнить, какие метаморфозы происходили с героем Джима Керри, когда он надевал маску бога Локи. Именно такой весёлый характер у архетипа Шут. Поклонники античной культуры могут вспомнить также бога Диониса (Вакха), это даже более удачный пример.
Многие черты нашего времени – карнавальность, геймификация, превращение многих явлений в их противоположность – напоминают повадки Шута. Если в этом хорошо покопаться, то можно попробовать найти объяснение многим феноменам. Почему разрушился СССР? Во-первых, потому что он был скучным. И так далее.
Точно так же эпоху модерна я уверенно сопоставил с архетипом Мудрец. Какой такой Мудрец? Когда Лаплас отвечал Бонапарту, что не нуждается в гипотезе о Боге, это устами Лапласа говорил Мудрец. Вера в то, что человек царь природы, а потому больше не нуждается в Боге – это признак Мудреца. Вера в то, что можно безболезненно поворачивать сибирские реки на юг, озеленять пустыни, менять океанские течения – все эти идеи, которые хорошо запомнились по ХХ веку – как раз от Мудреца.
И важно то, что Мудрец и Шут – это соседние архетипы в концепции Пирсон. Сначала идёт Мудрец, затем Шут. Так же и в истории сначала наступил модерн, следом за ним постмодерн. Может, это просто совпадение? Потребовался почти год, чтобы ответить: нет, не просто. Мне в итоге удалось (пока довольно приблизительно) разбить мировую историю в точном соответствии с архетипическим путешествием героя, начиная с V века до н.э.
Если говорить совсем кратко, то аналог сегодняшнего времени - это первые два века новой эры. Когда успешные спортсмены также зарабатывали огромные деньги, самые важные для мировой торговли товары производились в Китае, а пытливые граждане пытались синтезировать европейскую философию с восточными учениями. Вероятно, вам может показаться, что это не новость. Однако были и такие люди, которые упрекали меня в том, что я подгонял решение под ответ.
Подгонять решение под результат - это самая большая опасность, которой я бы хотел избежать. Поэтому хочу вынести полученный результат на суд аудитории. Да, у меня есть об этом тексты, но они получились длинные, а такое читать в наше время многие не любят. В результате я сделал презентацию. В Москве я бываю нечасто, публичных мероприятий в столице вообще не проводил никогда, но по этому случаю сделал исключение.
* * *
Допустим, я всё-таки прав, но что от этого изменится лично для вас? Архетип влияет на

Пощечина. Подобное случалось еще трижды.
Честно говоря, отчетливо помню причину только последнего раза. Остальное смутно. Сценарий примерно одинаковый. При этом я всегда был трезв. Проблем с алкоголем не имею. Разумеется все НЕ на глазах у детей.
У меня есть две "мозоли", на которые я бурно реагировал и заводился. И жена исправно на них раз за разом давила, начинался конфликт, жена начинала истерику, иногда оскорбления. И иногда я не сдерживался.
Последний раз случился весной. Этой же весной я занялся новым бизнесом. И жена наконец встала на ноги и стала сама зарабатывать. У нас исчезла часть причин для конфликтов.
В этом же году жена требовала развода, хотя на данный момент никаких весомых причин для этого нет. Общение нормализовалось. Но и кроме требований у нее дело никуда не дошло. То есть, заявление подавать так и не ходила. Живем вместе. Секс есть. Но тема развода иногда всплывает.
Сам я к этому отношусь как к большой ошибке. Разговаривал с психологом об этом. И эту страницу в своей жизни закрыл навсегда. В том смысле, что я больше никогда руку на женщину не подниму. Точка. Не потому, что это как-то плохо или аморально. А потому, что у этого всегда только отрицательные последствия. У жены также прощения просил.
НО. Нет. Я так и хожу непрощенный. А она говорит, что все никак не может этого забыть. Что не доверяет мне и боится. И что то, что ей со мной комфортно сейчас - воспринимает как временное явление. К психологу идти, чтобы проработать этот вопрос - отказывается.
Масла в огонь подлило следующее. Она пребывая на эмоциях, рассказала о том, что я поднимал на неё руку моему другу. И своей близкой подруге. (Надо сказать, что с этой подругой я ранее не общался так, до этого она жила в другой стране.)
ОБА из них не придумали ничего лучше, чем сказать ей, что это недопустимо, что назад дороги нет, что терпеть это нельзя, что нужно разводиться. И что друг, что подруга - отказались со мной общаться. Вообще. То есть, друг не брал трубку и всячески демонстрировал, что вот даже он со мной более общаться не будет. Для меня это было дико. Ну возьми позвони, скажи мне какой я мудак, что так делать нельзя.
А подруга, заявляет - "Мужчина, который ударил женщину - для меня не существует". И не важно, когда это было сделано. И тоже отказывается от беседы за чашкой кофе.
То есть, в чистом виде идеализации и морализаторство с навешиванием ярлыка.
В последствии жена сама говорила мне следующее "вот блин, я всем рассказала какой ты плохой, а сама с тобой не развожусь и мне, вроде как хорошо с тобой"
Однако "помирить" нас между собой не хочет. Для нее это вызывает негативные переживания. "Мол, вот я трепло что ли получается?"
С другом в итоге я поговорил. Вынудил его практически шантажом. Я понимаю, что видя плачущую женщину, которая рассказывая используя слово "бил" - я представлю себе невесть что. Объяснился. Все же мне с ним общение терять было не прикольно. Однако это никаким образом не влияло на мое поведение и причины не поднимать на женщину руку впредь.
Поговорив, мы нашли какое-то взаимопонимание с ним.
А подруга так и ведет себя как бабка на скамейке. Но по большому счету мне их мнение не важно. Разве в том смысле, что их максималистская позиция влияет на супругу.
Важно следующее. Как сделать так, чтобы моя жена смогла оставить это в прошлом?
Пощечина. Подобное случалось еще трижды.
Честно говоря, отчетливо помню причину только последнего раза. Остальное смутно. Сценарий примерно одинаковый. При этом я всегда был трезв. Проблем с алкоголем не имею. Разумеется все НЕ на глазах у детей.
У меня есть две "мозоли", на которые я бурно реагировал и заводился. И жена исправно на них раз за разом давила, начинался конфликт, жена начинала истерику, иногда оскорбления. И иногда я не сдерживался.
Последний раз случился весной. Этой же весной я занялся новым бизнесом. И жена наконец встала на ноги и стала сама зарабатывать. У нас исчезла часть причин для конфликтов.
В этом же году жена требовала развода, хотя на данный момент никаких весомых причин для этого нет. Общение нормализовалось. Но и кроме требований у нее дело никуда не дошло. То есть, заявление подавать так и не ходила. Живем вместе. Секс есть. Но тема развода иногда всплывает.
Сам я к этому отношусь как к большой ошибке. Разговаривал с психологом об этом. И эту страницу в своей жизни закрыл навсегда. В том смысле, что я больше никогда руку на женщину не подниму. Точка. Не потому, что это как-то плохо или аморально. А потому, что у этого всегда только отрицательные последствия. У жены также прощения просил.
НО. Нет. Я так и хожу непрощенный. А она говорит, что все никак не может этого забыть. Что не доверяет мне и боится. И что то, что ей со мной комфортно сейчас - воспринимает как временное явление. К психологу идти, чтобы проработать этот вопрос - отказывается.
Масла в огонь подлило следующее. Она пребывая на эмоциях, рассказала о том, что я поднимал на неё руку моему другу. И своей близкой подруге. (Надо сказать, что с этой подругой я ранее не общался так, до этого она жила в другой стране.)
ОБА из них не придумали ничего лучше, чем сказать ей, что это недопустимо, что назад дороги нет, что терпеть это нельзя, что нужно разводиться. И что друг, что подруга - отказались со мной общаться. Вообще. То есть, друг не брал трубку и всячески демонстрировал, что вот даже он со мной более общаться не будет. Для меня это было дико. Ну возьми позвони, скажи мне какой я мудак, что так делать нельзя.
А подруга, заявляет - "Мужчина, который ударил женщину - для меня не существует". И не важно, когда это было сделано. И тоже отказывается от беседы за чашкой кофе.
То есть, в чистом виде идеализации и морализаторство с навешиванием ярлыка.
В последствии жена сама говорила мне следующее "вот блин, я всем рассказала какой ты плохой, а сама с тобой не развожусь и мне, вроде как хорошо с тобой"
Однако "помирить" нас между собой не хочет. Для нее это вызывает негативные переживания. "Мол, вот я трепло что ли получается?"
С другом в итоге я поговорил. Вынудил его практически шантажом. Я понимаю, что видя плачущую женщину, которая рассказывая используя слово "бил" - я представлю себе невесть что. Объяснился. Все же мне с ним общение терять было не прикольно. Однако это никаким образом не влияло на мое поведение и причины не поднимать на женщину руку впредь.
Поговорив, мы нашли какое-то взаимопонимание с ним.
А подруга так и ведет себя как и раньше. Но по большому счету мне её мнение не важно. Разве в том смысле, что её максималистская позиция влияет на супругу. Позволяя существовать концепции "непростительного"
Важно следующее. Как сделать так, чтобы моя жена смогла оставить это в прошлом?
Здравствуйте. Я живу в криминальном районе и всё боюсь, что на меня наедут. Скажите, как перестать бояться этого? Может, перо с собой носить для смелости?:) Заранее благодарю за советы.
Нет, это не советы от Ларисы Гузеевой и Розы Сябитовой. Это всего лишь мое скромное мнение, основанное на личном опыте. Такая короткая инструкция для тех, кто потерялся в мире шаблонов.
А шаблон хорошего мужа понятно какой – верный, надежный, умный, успешный, много зарабатывающий. Ну кто о таком не мечтает?
Я тоже мечтала, но за свои 32 года я не встретила ни одного живого мужчины, который бы вмещал в себя всё перечисленное. Всегда есть что-то одно, но нет другого. Что же делать? Расставлять приоритеты и выбирать меньшее из зол – например, верного, но со средним заработком, или успешного, но свободолюбивого.
Да, все мы разные, и универсального совета для девушек просто не может быть. И всё же существует некая золотая середина – о ней я и расскажу.
Итак, девушки, если вы хотите гарантированно хорошего мужа, вот те качества, на которые нужно ориентироваться:
1. Развитая эмпатия.
Человек хорошо чувствует вас и ваше настроение, умеет сопереживать, а значит поддержит вас в трудную и порадуется вместе с вами в счастливую минуту.
2. Доброта.
Он любит животных и детей. Это важно, потому что хороший муж – это и хороший будущий отец ваших детей.
3. Отсутствие ярко выраженного эгоизма.
Да, все мы немного эгоисты, и это нормально. Но хороший муж – тот, кто своими интересами может пожертвовать в пользу своей семьи. Поэтому выбираем именно такого.
4. Интеллект, хорошее здоровье и красота.
Именно это всё передастся вашим будущим детям.
5. (как ни банально) Чувство юмора и оптимизм.
Жизнь пипец какая сложная. И важно, чтобы рядом был человек, с которым она будет хотя бы казаться немного легче. Без юмора и позитива тут не обойтись.
Пожалуй, всё. Найдите человека, который будет в большей или меньшей степени обладать всеми этими качествами, и смело выходите за него замуж. Если хотите, это такой тип мужчины, про которого обычно говорят «хороший парень». И неважно, какую должность он занимает, сколько зарабатывает, кем работают его папа и мама и есть ли у него собственное жилье. Если он именно такой человек, которого я описала, то рядом с ним вам будет всегда тепло и уютно. А что ещё нужно?
Нет, это не советы от Ларисы Гузеевой и Розы Сябитовой. Это всего лишь мое скромное мнение, основанное на личном опыте. Такая короткая инструкция для тех, кто потерялся в мире шаблонов.
А шаблон хорошего мужа понятно какой – верный, надежный, умный, успешный, много зарабатывающий. Ну кто о таком не мечтает?
Я тоже мечтала, но за свои 32 года я не встретила ни одного живого мужчины, который бы вмещал в себя всё перечисленное. Всегда есть что-то одно, но нет другого. Что же делать? Расставлять приоритеты и выбирать меньшее из зол – например, верного, но со средним заработком, или успешного, но свободолюбивого.
Да, все мы разные, и универсального совета для девушек просто не может быть. И всё же существует некая золотая середина – о ней я и расскажу.
Итак, девушки, если вы хотите гарантированно хорошего мужа, вот те качества, на которые нужно ориентироваться:
1. Развитая эмпатия.
Человек хорошо чувствует вас и ваше настроение, умеет сопереживать, а значит поддержит вас в трудную и порадуется вместе с вами в счастливую минуту.
2. Доброта.
Он любит животных и детей. Это важно, потому что хороший муж – это и хороший будущий отец ваших детей.
3. Отсутствие ярко выраженного эгоизма.
Да, все мы немного эгоисты, и это нормально. Но хороший муж – тот, кто своими интересами может пожертвовать в пользу своей семьи. Поэтому выбираем именно такого.
4. Интеллект, хорошее здоровье и красота.
Именно это всё передастся вашим будущим детям.
5. (как ни банально) Чувство юмора и оптимизм.
Жизнь пипец какая сложная. И важно, чтобы рядом был человек, с которым она будет хотя бы казаться немного легче. Без юмора и позитива тут не обойтись.
Пожалуй, всё. Найдите человека, который будет в большей или меньшей степени обладать всеми этими качествами, и смело выходите за него замуж. Если хотите, это такой тип мужчины, про которого обычно говорят «хороший парень». И неважно, какую должность он занимает, сколько зарабатывает, кем работают его папа и мама и есть ли у него собственное жилье. Если он именно такой человек, которого я описала, то рядом с ним вам будет всегда тепло и уютно. А что ещё нужно?
Сегодня у меня есть редкая возможность показать «внутреннюю кухню» психодиагностики. Думаете, это скучная работа по перекладыванию циферок с умножением на коэффициенты? Ни-фи-га! Настоящая диагностика – это детектив, в котором исследователь выступает в роли сыщика. Правда, «преступник» известен… но в чём он «виноват», это надо ещё разобраться.
Чем именно я занимаюсь? Напомню: я занимаюсь тем, что выявляю в вашем поведении бессознательные модели. В древности эти модели называли по-простому: духами, богами или демонами. Сейчас время более учёное и политкорректное, поэтому иметь дело с богами немодно. Чтобы не отсвечивали, их зашифровали непонятным словом «архетипы».
Впору заметить, что, несмотря на ребрендинг, духи сохранили прежние повадки. Вам кажется, что все решения вы принимаете сами, своей головой. Но на самом деле многие решения за вас принимают архетипы. То, что называется характером – это на 90 % как раз влияние тех самых непонятных архетипов. Интересная история? В вашей жизни кто-то хозяйничает, а вы даже не подозреваете! Вот чтобы вернуть контроль над своей жизнью, с архетипами надо знакомиться ближе.
Осталось лишь понять, как это сделать. Казалось бы, всё просто. Существует много методов, как познать себя. Прежде всего, каждый хоть раз заполнял психологические тесты. Удобно: потратили несколько минут и узнали, что вы – Наполеон. Быстро, дёшево (как правило, бесплатно). Осталось купить треуголку и завоевать Париж.
Что, Париж никак не завоёвывается? В этом - главная проблема тестов.
Очень немногие знают, что тесты – это самый ненадёжный метод в психологии. Отчего так получается? Напомню, что я говорил о бессознательных шаблонах поведения. То есть о ситуациях, когда человек не осознаёт, что делает. …Ладно, пусть будет «не полностью осознаёт, что делает». А если не осознаёт, то может ли он в тесте описать себя таким, каков на самом деле? Меня терзают сильные сомнения.
Если человеку кажется, что он доктор Джекил, хотя сам (неосознанно) ведёт себя как мистер Хайд, то по результатам теста мы увидим скорее воображаемого Джекила, чем реального Хайда. Я в таких случаях проверяю результаты теста через устное общение с клиентом. Позвольте рассказать, как это выглядит.
В своей работе я пользуюсь одной методикой, автором которой является Валентина Габышева (@hloflo). Методика хороша тем, что в ней много вопросов, позволяющих взглянуть на человека с самых различных углов. 36 вопросов, если в целом. И это даёт гарантию, что в ответе на 1-2 вопроса из 36 клиент… наконец-то скажет правду о себе! Вот один пример.
Клиент, которого я назову условно Фёдором, со страниц заполненной анкеты выглядел, как типичный Искатель. Это такой архетип, который заставляет вас активно приобретать знания, искать новые знакомства, заниматься планированием, отправляться в путешествия, заниматься поиском себя. Он и пришёл как искатель: искал для себя новое направление развития карьеры.
Хорошо, Искатель – так Искатель. Но вызывали вопросы некоторые обстоятельства.
Несколько раз в ответах упоминалось слово «маленький». Иногда не совсем уместно; например, в словосочетаниях типа «маленький океан». Океан, конечно же, имеет право быть и маленьким, и крошечным. Только это всё равно океан, а не ручей! Поэтому маленький океан - нелогично. Значит, следовало с этим разобраться. Зачем?
Дело в том, что психолог скорее всего может помочь человеку в так называемых точках конфликта. Допустим, клиент долго был гадким утёнком, а вдруг стал прекрасным лебедем. Пока клиенту не сказали, что теперь он лебедь, он по-прежнему воспринимает себя как гадкого утёнка. Подобное несовпадение ожиданий и реальности и есть точка конфликта. В этом случае приводишь ожидания в соответствие с реальностью – и проблема решена.
Естественно, если клиент обратился к тебе, то у него есть какая-то проблема. Поэтому во время диагностики психолог вынужден искать точки конфликта, а именно нестыковки и противоречия. Может быть, маленький океан – это и есть ключ к проблеме нашего клиента? А может быть, и нет.
К сожалению, дополнительные вопросы картину не проясняют. Фёдор говорит, что он часто представляет себе образ «маленький человек против системы». Гм… Недостаточно пока что информации для далеко идущих выводов, поэтому просто оставим заметку на полях его анкеты.
Далее в анкете имеется интересный вопрос про детскую игру. Редко случается так, что игра оказывается именно такой, как указал человек. Приходится задавать вопросы по-иному, уточнять.
То же было и в случае с Фёдором. Выяснилось, что главное детское воспоминание – это не игра. А то, что он постоянно в своём коллективе был кем-то вроде антикризисного менеджера. То
Теория архетипов Карла Густава Юнга не вызвала у психологов большого воодушевления. Не в последнюю очередь из-за этого он постоянно жонглировал терминологией: то образы, то архетипы, то символы, то архетипы и образы одновременно.
В то же время способность архетипических образов отключать людям мозг не могла не быть оценена тружениками индустрии пропаганды — кинорежиссёрами и маркетологами. Из-за чего случается, что порою важные идеи, касающиеся архетипов, проникают далеко не с парадного входа. Именно такая судьба постигла концепцию Кэрол Пирсон.
К сожалению, на русский язык переведена худшая из книг Пирсон, которая написана в соавторстве с асом рекламы Маргарет Марк — “The Hero and the Outlaw “ (2001 год). На русском языке она издана в 2005 году под названием “Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов”.
Почему я считаю эту книгу худшей? Во-первых, потому что Марк убрала из концепции Пирсон главную составляющую — путешествие героя. Без этой составляющей концепция превращается всего лишь в бессвязный набор архетипов, скатываясь в болото многочисленных волюнтаристских построений в стиле Энн Уланов, Сильвии Переры, Джин Болен, Энджелес Эрриен, Кэролин Мисс, Роберта Мура, Клиффорда Мэйеса (простите, если вдруг кого забыл).
Во-вторых, Марк ввела собственную классификацию архетипов в зависимости от мотивационных категорий. Как показало опубликованное бразильцами в 2017 году исследование, данная классификация абсолютно не выдерживает испытания практикой.
Получается, что из самых лучших побуждений Марк исковеркала первоначальную концепцию, а в итоге получилось “как всегда”. Увы, но данный гибрид ужа с ежом единственный пока что на сегодня русскоязычный источник по архетипам Пирсон.
Прочитав большинство произведений Пирсон, я советовал бы начать ознакомление с её концепцией архетипов с книги “The hero within: Six archetypes we live by” (1986 год). Несмотря на то, что книга давно устарела, она полезна тем, что наша героиня раскрывает в ней свой философско-научный багаж: что она взяла у Джеймса Хиллмана, а что взяла в Нью Эйдж. Такое предисловие позволяет взглянуть на труды Пирсон более трезво, без ненужного преувеличения.
Конечно же, главной книгой является “Awakening the heroes within” (1991 год), ибо здесь концепция 12 архетипов изложена впервые и наиболее полным образом. При этом не могу дать ссылку на бесплатные или условно-бесплатные источники, сам я приобретал электронную версию произведения в Google Play, имеется такой же вариант и в Amazon.
Но в чём проблема “Awakening the heroes within”? В том, что позже Пирсон поменяла очерёдность архетипов Destroyer и Lover. Если помнить о том, что главной составляющей концепции является путешествие героя, то смена очерёдности архетипов — это важно. В восприятии автора явно что-то поменялось, поэтому желательно читать более поздние произведения. В идеале “What story are you living?”, изданную в 2007 году, однако в электронной форме книги нет. Я покупал её через eBay, до сканирования руки ещё не дошли.
И в то же время есть произведение, которое в сжатой сухой форме, без красивостей, излагает именно последний вариант концепции Пирсон. Это опубликованное в 2002 году “Introduction to archetypes”. Скорее всего, вам придётся поверить мне на слово, что особой разницы по сравнению с изданием 2007 года нет.
* * *
Выражаю надежду на то, что данная заметка хоть немного закрывает ту огромную дыру в понимании концепции 12 архетипов Кэрол Пирсон, которая сейчас есть на российском рынке. Ибо три ссылки из пяти вам ещё точно никогда не попадались.
Теория архетипов Карла Густава Юнга не вызвала у психологов большого воодушевления. Не в последнюю очередь из-за этого он постоянно жонглировал терминологией: то образы, то архетипы, то символы, то архетипы и образы одновременно.
В то же время способность архетипических образов отключать людям мозг не могла не быть оценена тружениками индустрии пропаганды — кинорежиссёрами и маркетологами. Из-за чего случается, что порою важные идеи, касающиеся архетипов, проникают далеко не с парадного входа. Именно такая судьба постигла концепцию Кэрол Пирсон.
К сожалению, на русский язык переведена худшая из книг Пирсон, которая написана в соавторстве с асом рекламы Маргарет Марк — “The Hero and the Outlaw “ (2001 год). На русском языке она издана в 2005 году под названием “Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов”.
Почему я считаю эту книгу худшей? Во-первых, потому что Марк убрала из концепции Пирсон главную составляющую — путешествие героя. Без этой составляющей концепция превращается всего лишь в бессвязный набор архетипов, скатываясь в болото многочисленных волюнтаристских построений в стиле Энн Уланов, Сильвии Переры, Джин Болен, Энджелес Эрриен, Кэролин Мисс, Роберта Мура, Клиффорда Мэйеса (простите, если вдруг кого забыл).
Во-вторых, Марк ввела собственную классификацию архетипов в зависимости от мотивационных категорий. Как показало опубликованное бразильцами в 2017 году исследование, данная классификация абсолютно не выдерживает испытания практикой.
Получается, что из самых лучших побуждений Марк исковеркала первоначальную концепцию, а в итоге получилось “как всегда”. Увы, но данный гибрид ужа с ежом единственный пока что на сегодня русскоязычный источник по архетипам Пирсон.
Прочитав большинство произведений Пирсон, я советовал бы начать ознакомление с её концепцией архетипов с книги “The hero within: Six archetypes we live by” (1986 год). Несмотря на то, что книга давно устарела, она полезна тем, что наша героиня раскрывает в ней свой философско-научный багаж: что она взяла у Джеймса Хиллмана, а что взяла в Нью Эйдж. Такое предисловие позволяет взглянуть на труды Пирсон более трезво, без ненужного преувеличения.
Конечно же, главной книгой является “Awakening the heroes within” (1991 год), ибо здесь концепция 12 архетипов изложена впервые и наиболее полным образом. При этом не могу дать ссылку на бесплатные или условно-бесплатные источники, сам я приобретал электронную версию произведения в Google Play, имеется такой же вариант и в Amazon.
Но в чём проблема “Awakening the heroes within”? В том, что позже Пирсон поменяла очерёдность архетипов Destroyer и Lover. Если помнить о том, что главной составляющей концепции является путешествие героя, то смена очерёдности архетипов — это важно. В восприятии автора явно что-то поменялось, поэтому желательно читать более поздние произведения. В идеале “What story are you living?”, изданную в 2007 году, однако в электронной форме книги нет. Я покупал её через eBay, до сканирования руки ещё не дошли.
И в то же время есть произведение, которое в сжатой сухой форме, без красивостей, излагает именно последний вариант концепции Пирсон. Это опубликованное в 2002 году “Introduction to archetypes”. Скорее всего, вам придётся поверить мне на слово, что особой разницы по сравнению с изданием 2007 года нет.
* * *
Выражаю надежду на то, что данная заметка хоть немного закрывает ту огромную дыру в понимании концепции 12 архетипов Кэрол Пирсон, которая сейчас есть на российском рынке. Ибо три ссылки из пяти вам ещё точно никогда не попадались.
Здравствуйте, дорогие специалисты, психологи и психотерапевты!
У меня к вам небольшой вопрос про странное поведение моей бабушки.
Что натворила бабушка 88 лет в сознании, самостоятельна: разбила стекло в своей комнате, 2 раза выкидывала свой паспорт. Ей дали какую-то таблетку, успокоилась.
Ситуация вкратце: бабушка овдовела, был стресс, на нервной почве - нейродермит, бабушку периодически бросала дочь на соседей и уезжала заграницу (гражданка Евросоюза), за деньги соседи, в принципе, доброжелательные пенсионеры, присматривали, говорят, выводили иногда на прогулки. Они и рассказали мне (внучке) о странном поведении бабушки.
Через несколько месяцев бабушка умерла в каком-то пансионате.
Дополнительная информация, характер: хитровата, манипулятор. Немного в легкой деменции. Ранее работала стоматологом, врач высшей категории. Были стрессы — смерть мужа (в браке 65 лет), семейные ссоры, одиночество.
Может быть, вы уже сталкивались с подобным поведением в своей практике? Что это было, как такое поведение можно назвать? К какому диагнозу ближе подходит описание?
И да, могло ли повлиять то, что меня до бабушки не допускали, телефон у нее отключили, круг общения ограниченный?
Очень нужен ваш совет, мнение.
Здравствуйте, дорогие специалисты, психологи и психотерапевты!
У меня к вам небольшой вопрос про странное поведение моей бабушки.
Что натворила бабушка 88 лет в сознании, самостоятельна: разбила стекло в своей комнате, 2 раза выкидывала свой паспорт. Ей дали какую-то таблетку, успокоилась.
Ситуация вкратце: бабушка овдовела, был стресс, на нервной почве - нейродермит, бабушку периодически бросала дочь на соседей и уезжала заграницу (гражданка Евросоюза), за деньги соседи, в принципе, доброжелательные пенсионеры, присматривали, говорят, выводили иногда на прогулки. Они и рассказали мне (внучке) о странном поведении бабушки.
Через несколько месяцев бабушка умерла в каком-то пансионате.
Дополнительная информация, характер: хитровата, манипулятор. Немного в легкой деменции. Ранее работала стоматологом, врач высшей категории. Были стрессы — смерть мужа (в браке 65 лет), семейные ссоры, одиночество.
Может быть, вы уже сталкивались с подобным поведением в своей практике? Что это было, как такое поведение можно назвать? К какому диагнозу ближе подходит описание?
И да, могло ли повлиять то, что меня до бабушки не допускали, телефон у нее отключили, круг общения ограниченный?
Очень нужен ваш совет, мнение.