Друзья, хотелось бы рассказать вам историю совпадений и случайностей в результате которой появилась эта сцена. Прошу вас сначала посмотрите видео. Установите разрешение 720 или 1000. Поскольку Петр гениальный актер и важно увидеть как он отыгрывает текст. Тексты, которые читает Петр Николаевич, написал Лев Семенович Рубинштейн. Эту историю я вам и собираюсь поведать.
Лев Семенович концептуальный поэт. Он трагически погиб в прошлом году. Раньше, еще в юности свои стихи он записывал на бумаге, в блокнотик, а потом, в 70-е годы прошлого века, стал писать их на каталожных библиотечных карточках. Не потому, что ничего другого под руками не было, а потому, что в 70-80-е он трудился библиотекарем и писать куцые строчки на библиотечных карточках было куда удобнее, технологичней чем на бумаге. Карточки у библиотекаря всегда под рукой. Однако, маленькая карточка - мало слов. Вот и получилось, что любое произведение автора - это серия правильно построенных высказываний, а иногда просто отдельных восклицаний или междометий, каждое из которых зафиксировано по отдельности и, казалось, никак не связано с карточкой которая следует сразу за ней. Часто карточки содержали одну две строки, одно слово, например, "Мама мыла раму", "Аплодисменты." или "Ура!". На карточках стояли цифры, как на страницах книги, поэтому ошибиться или перепутать очередность текстов было не возможно. Так появился новый литературный жанр - картотеки.
Петр Николаевич со Львом Семеновичем знаком не был, зато был знаком с нашей дорогой редакцией, которая дружила с каждым из них по отдельности. На дворе стояли святые девяностые. Мамонов сочинял свой первый моноспектакль "Есть ли жизнь на Марсе", который потом шел на сцене театра Станиславского вплоть до 2001. В основу сценария Петр положил пьесу Чехова "Предложение". Примерно тогда же наша дорогая редакция издала три картотека Рубинштейна "Мама мыла раму", "Появление героя" и еще какую-то сейчас уже не припомню. Все было как положено. Тексты на карточках, примерно по сотне в каждой картотеке, нумерация. Сами картотеки я упаковал в уютные картонные коробочки с откидной крышкой. Вышло красиво.
С Петром мы были соседями в деревне Ефаново, километрах ста двадцати от Москвы. Когда начинали строить поселок Петр позвал меня в соседи и наша дорогая редакция согласилась. По вечерам мы ходили друг к другу в гости. У меня собирались большой компанией, чтобы читать вслух по кругу книги. У Петра - послушать музыку и покурить. У Джона - поиграть в го. Ну и так далее.
Той зимой я привез с собой картотеки и они лежали на столе, в ожидании вечера. Петр зашел один, сел за стол, увидел серые коробочки, взял в руки и спросил, обращаясь по имени отчеству (у нас так было принято) - Это что?.
Я достал карточки и дал ему подержать. По счастью это было "Появление героя". Тем вечером Петр ушел из гостей не привычные 10 вечера, а далеко за полночь. После полуночи время идет иначе. Сложно описать, что мы с ним вытворяли с картотеками, как тасовали карточки, как играли с ними в подкидного дурака, словно настоящими картами, но по итогу у нас на руках остались козыря. Полтора десятка финальных карточек из "Появления героя" и еще несколько из "Мама мыла раму" и "Время вперед". Петр несколько минут молча смотрел на них. Карточки лежали на столе и ждали. Потом он сказал - Теперь спектакль готов. Можно я заберу их с собой.
Я заверил соседа, что привез картотеки ему в подарок, собрал все и разложил по коробочкам, потом передал их гостю. НО козыря со стола Петр Николаевич положил отдельно, в карман с сигаретами. Затем мы попрощались и он ушел в морозную темноту к себе домой.
Спектакль вышел отличным. А вот сцена "Ученик", созданная великим артистом из семантических козырей, оставшихся на столе после наших манипуляций - гениальной.
Я спросил Рубинштейна нужен ли ему договор или отчисления от постановки. Лев Семенович сказал мне -
Читать далее...