Хлеб наш насущный даруй нам сегодня (Мф. 6:11; ИПБ).
Последние три прошения молитвы обращены к насущным нуждам людей. Дети Божьи знают, что Отец Небесный заботится о них и знает их нужды «прежде прошения», потому на первом месте слава Божья, а собственные нужды на втором: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).
В этом месте молитвы второе лицо единственного числа — «Твое» — меняется на первое лицо множественного числа — «наш». Это характерно для ветхозаветной молитвы, где перед Богом предстоит не один человек, но весь израильский народ. Так и в Новом Завете мы предстоим перед Богом вместе со всей церковью: «Вы — тело Христово, и каждый из вас — часть его» (1 Кор. 12:27; ИПБ). Таким образом, молитва учит нас, что «личные отношения с Богом» могут укрепляться только внутри церкви, только вместе с Божьим народом.
Четвертое прошение — о хлебе насущном, буквальный перевод с греческого языка означает хлеб «на сегодня». Такой резкий переход от славы Божьей к куску земного хлеба для блаженного Иеронима, который переводил Библию на латинский язык, показался неуместным, и он перевел слово насущный как «supersubstantialem» (суперсубстантиалем) — наДсущный», то есть хлеб, который, согласно католической доктрине, в причастии превращается в тело Христово. Реформатор Мартин Лютер говорит о насущном хлебе как «символе всего необходимого для поддержания земной жизни: пищи, здоровья, хорошей погоды, дома, жены, детей, хорошего правительства и мира».
Всякий раз, когда мы молимся перед трапезой и благодарим Бога за посланную нам пищу, мы признаем, что мы живы не своим трудом, но сама жизнь, здоровье и благополучие — дар Божий. Просьбой о хлебе мы признаем свою зависимость от Бога: «Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: „кто Господь?“ — и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30:8, 9).
Источник:https://esd.adventist.org/2025/12/23/hleb-nash-nasushhnyj/ |
|