Русская архитектура всегда была нарядной: дворцы пришли на смену теремам, с таким же ярким и богатым декором. До 17 века строили преимущественно из дерева. Мало что сохранилось, но есть восстановленные комплексы, например, дворец Алексея Михайловича в Коломенском, дающие общее представление о традиционной архитектуре и организации внутреннего пространства.
Из истории
Мода на всё русское вернулась в 19 веке: императорский дом устраивал тематические балы с «боярскими» декорациями и костюмами. Неорусские мотивы появились в живописи, декоративно-прикладном искусстве. Интересом к славянскому наследию подпитывались художественные сообщества: так, княгиня Тенишева превращает своё имение Талашкино под Смоленском в плацдарм для художественных экспериментов, широко известны также творческие мастерские Абрамцево. Архитектор Сергей Малютин возводит в Талашкино терем, декорированный по всем канонам, и строит истинно древнерусскую церковь (расписана Николаем Рерихом). У Тенишевой была большая коллекция предметов искусства и быта, которую она часто выставляла, пропагандируя русский стиль.
Основу русского зодчества составляют былинные мотивы и византийский стиль. А на цветовую палитру влияет, прежде всего, азиатская традиция.
Персия, ок. 350 года до н.э.
Пара древнеримских золотых сережек, каждая с двумя жемчужными подвесками, Помпеи, I век н.э.
Их нашли летом 2024 года в истлевшем мешочке с монетами, у тазовых костей (на поясе?
Золото, альмандин (разновидность граната), стекло, эмаль и жемчуг, диаметр 8,4 см. Настоящее сокровище! Эта прекрасная брошь эпохи Каролингов была найдена на дне колодца в Нидерландах в 1969 году. Но как она туда попала? Возможно, ее бросили туда, чтобы спрятать во время набега викингов на побережье, и, судя по тому, что ее не извлекли, ее владелец погиб.





























Неизвестный художник с оригинала Стефано Торелли. Екатерина II в русском костюме. Конец XVIII века. ГИМ
Неизвестный художник. Великая княжна Александра Павловна. 1790-е. Музей-заповедник «Гатчина»