На подступах к Гуляйполю:
На Восточно-Запорожском направлении «Дальневосточный экспресс» мчится за запад. Российские подразделения из группировки войск «Восток» зачистили «котёл» в треугольнике между Затишьем, Яблоково и Весёлым. Кроме того, части 127 дивизии продвинулись и к самому Гуляйполю, противник выбит из ещё нескольких опорных пунктов.
Как идёт наступление?
▪️Говорить о начале штурма Гуляйполя пока преждевременно. Перед российскими подразделениями стоит задача по зачистке окрестностей Зеленого Гая, а также Высокого, где располагаются тактически выгодные высоты.
▪️На рубеже Ровнополье — Сладкое также продолжаются встречные бои. Несмотря на частичный отвод сил, противник ведёт арьергардные бои, пытаясь выиграть время для выстраивания обороны западнее, на рубеже Доброполе — Варваровка.
На участке Радостное — Орестополь, где «Восток» ранее освободил несколько населённых пунктов, обстановка изменений не претерпела. Российские подразделения закрепляются на занятых рубежах и отражают контратаки противника.
По мере исчерпания у украинских формирований сил, обильно стачиваемых в контратаках, действующие здесь российские подразделения получат возможность несколько проще продвигаться дальше в сторону Покровского, а затем и вглубь Днепропетровской области.
В преддверии полноценного штурма Гуляйполя российская авиация и операторы БЛА активно «утюжат» пути снабжения украинских формирований и позиции ВСУ в городе. В том числе поэтому всё громче слышны разговоры в инфополе противника о безнадёжности обороны на этом участке...
Карта в высоком разрешении
Официальное подтверждение:
На Константиновском направлении объявлено об освобождении населённого пункта Иванополье. Любопытно, что флаги появились отсюда (ещё 21 ноября. По всей видимости это связано с контратаками противника.
Как развиваются бои?
▪️Украинские формирования пытались восстановить контроль наступая со стороны Константиновки и Берестка, пользуясь подготовленной линией укреплений.
▪️В Плещеевке до сих пор сохраняется присутствие противника, да и Нелеповка зачищена не целиком. Это добавляло сложности в штурме Иванополья, а теперь и его удержании.
▪️К западу от Клебан-Быкского водохранилища российские подразделения наступают со стороны Яблоновки на север, продвигаясь вдоль трассы на Константиновку. Здесь основной вектор движения по всей видимости направлен на Бересток.
▪️К северу от Александро-Калиново по итогам затяжных боёв был взят крупный и сильно укрепленный опорник, находящийся на подъёме у трассы от Александро-Калиново до укрепрайона пост ГАИ.
После закрепления и организации логистики, можно будет говорить о дальнейшем наступлении на южных подступах к Константиновке.
Между демонстрацией флагов и официальным объявлением прошло некоторое время. И весьма отрадно, что теперь всё чаще заявления об освобождении населённых пунктов идут не до начала их штурма, а уже после закрепления и и отражения контратак, да ещё и с демонстрацией кадров объективного контроля...
Карта в высоком разрешении
100 лет со дня рождения Нонны Мордюковой, большой русской актрисы и человека удивительной, уникальной цельности. То, что она делала в искусстве, не мог больше делать никто...
Она была величайшей личностью, вся соткана из любви, но не сюсюкающей, а глобальной, очень русской.
В 1981 году мы снимали «Родню», где она играла главную роль и была потрясающе женственна. Она приходит к мужу, который от неё давно ушёл. Видит опустившегося человека, и ей больно, но в то же время хочется ему помочь. Они договариваются уехать. Но, когда она приезжает на вокзал с двумя билетами, то видит, что он забыл и об их разговоре, и о своём обещании. В этой сцене на вокзале от Мордюковой нужна была одна фраза: «Эх ты!». На крупном плане она говорила её бывшему мужу. Мы снимали много дублей этого эпизода – и всё мимо. Мы разругались даже, и в итоге эту фразу: «Эх ты!» – она сказала не бывшему мужу, а мне. Но именно этот дубль стал «тем самым».
На мой взгляд, то, что сделала Нонна в этой картине, – поразительная квинтэссенция всего, что называется «женщина»: в ней и боль, и печаль, и любовь, и сострадание – всё вместе...
История про советских людей...
В 1951 году «Спартак» по окончании сезона поехал отдыхать в санаторий имени Орджоникидзе в Кисловодск.«Прошла неделя, мы выбрались с ребятами в кино. Вдруг прямо во время фильма в кинозале объявляют: «Симонян, на выход! – рассказывал Никита Павлович «Спорт уик-энду» в 2010 году. – Стоят в фойе двое, я обоих знал – это адъютанты Василия Сталина. Первый – Сергей Капелькин, бывший футболист ЦДКА, а второй – Миша Степанян. Отправились мы на госдачу – благо это совсем рядом. И начали они меня уговаривать переходить в футбольную команду ВВС: «Понимаешь, Василий Иосифович прислал за тобой военно-транспортный самолёт, он на аэродроме в Минводах под всеми парами ждёт». Нет, говорю, вы что, я не могу...»
Важно понимать, что за команда была ВВС. В 1944-м Василий Сталин, сын Иосифа Сталина и большой любитель спорта, создал на базе московского авиатехнического училища несколько спортивных команд. Наиболее известной стала хоккейная, где работал молодой Анатолий Тарасов. Трижды ВВС МВО выигрывал чемпионат СССР. С футбольной – сложнее. В 1947-м команда вышла в высшую лигу благодаря мощной поддержке покровителей во власти, но там не получалось добиться больших результатов, несмотря на приглашение сильных игроков. Лучший финиш – четвёртое место в 1950-м. Симонян, безусловно, был одним из тех, кого Сталин хотел видеть в клубе. Ведь на тот момент Никита Павлович точно входил в число лучших игроков чемпионата СССР.
«Меня дальше уламывают: мол, Сталин как депутат Верховного Совета тебя срочно на приём приглашает. Отвечаю: хватит дурака валять, не поеду я никуда из команды. Они меня, конечно, очень здорово напоили и стали на жалость давить: «Давай слетаем, сам ему откажешь – и всё».
Что там по молодости сильно упираться, тем более «разогретому» – согласился.Сели в Москве, привезли в особняк Сталина, там усадили на диван – жди. Вскоре появился Василий Иосифович и буквально с порога ко мне: «Ну вот что, я поклялся прахом своей матери – ты будешь в моей команде… Сам знаешь, такие обещания редко даются. Отвечай, будешь играть за ВВС?» Не понимая до конца, какие будут последствия, и осознавая, что никуда из «Спартака» не уйду, отказываюсь. Он на удивление спокоен: «Да? Ну иди...» Я с радостью, что так просто и быстро всё закончилось, выскакиваю в коридор и помчался вниз по лестнице. Меня догоняют: мол, снова командующий просит», – продолжил Симонян.
Сталин не мог просто так отпустить игрока. И попытался вновь его переманить, пообещав договориться со всеми курирующими спорт руководителями. Но Никита Павлович вновь отказался, заявив, что не может бросить «Спартак».«Сталин, обращаясь к своему окружению, а собралось их там немало, сказал: «Вы слышали, человек мне говорит правду в глаза. Спасибо тебе за это. Иди играй за свой «Спартак» и запомни, что в любое время, с любыми вопросами я всегда тебя приму – поезжай!» – добавил Симонян.
Сталин же и помог Симоняну добраться обратно до Кисловодска, распорядившись выдать ему билет на поезд.Тёплые отношения они сохраняли до самой смерти Василия.
Бывая на Троекуровском кладбище, кладу букетик на могилку Василия Иосифовича. Ведь он со мной обошёлся по-человечески. А он, кстати, иногда

Что лукавить, для немалого числа людей кинофильмы и сериалы служат источником исторических знаний. Фильмы порой формируют взгляд на историю, оценку исторических событий. Поэтому достоверность изложенного в кинолентах приобретает особое значение, требует от их создателей ответственности и подготовки. В первую очередь это относится к фильмам на исторические темы и, в частности, о Великой Отечественной войне.
Советские кинофильмы, особенно 1970–1980-х годов, как правило, были достоверны, основывались на реальных событиях, имели привязку сюжета по месту и времени. Было принято участие в кинопроизводстве консультантов по затрагиваемой тематике, призванных не допустить киноляпов и невольных, а то и сознательных, искажений. И зачастую, снимали и снимались в военных фильмах люди, не понаслышке знавшие, что такое война, и прочувствовавшие, чем жила страна.
Увы, обратный пример порой являют некоторые современные российские кинофильмы.
Безусловно, сообразно жанру, советские киноленты содержали в себе художественные обобщения, домысел и вымысел. Однако герои этих картин зачастую имели реальных прототипов, которые угадываются при знакомстве с историческими документами.
Классический пример являет собой вышедший в 1973 году кинофильм «В бой идут одни старики». У его героев существуют прототипы. Как правило, их несколько, оттого они носят собирательный характер. Однако есть и главные – это лётчики 5-го гвардейского истребительного авиационного полка. Вместе с группой деятелей культуры режиссёр фильма Леонид Быков посещал этот полк, разговаривал с его воинами и ветеранами, в том числе, с дважды Героем Советского Союза В.И. Попковым, черты и жизненные пути которых легли в основу персонажей фильма. Действие его протекает преимущественно весной–летом 1943 года в ходе освобождения Украины, в центре сюжета – 2-я эскадрилья полка, боевая работа и взаимоотношения её военнослужащих.
О ряде героев фильма и их прототипах не раз писалось. Но об одном – Сергее Скворцове не говорится ничего. А ведь его судьба становится одним из ключевых психологических моментов фильма.
Помните, фабула такова. Командир эскадрильи капитан Алексей Титаренко (в исполнении Леонида Быкова) замечает, что старший лейтенант Сергей Скворцов (в исполнении Виктора Талашко) не в первый раз выходит из боя без приказа. Происходит откровенный разговор. Скворцов честно признается, что после того, как в лобовой атаке столкнулся с немецким истребителем и чудом уцелел, подсознательно стал бояться за жизнь, вываливался из боя и приходил в себя уже, когда оказывался от него вдалеке. Он просит списать его из авиации, отдать под трибунал, но Титаренко даёт своему другу и бойцу, с которым они шли долгими дорогами войны, шанс преодолеть страх и быть честным перед собой и товарищами. Вызвав немцев на поединок (эпизод с «перепиской» с немцами не выдумка сценаристов, а имел место в апреле 1943 года), Титаренко берёт ведомым Скворцова и в начале боя передаёт, что у него, якобы, отказало оружие. Поставленный перед необходимостью спасать товарища, Скворцов преодолевает свой страх и даже сбивает немецкий самолёт.
В основе этой истории лежат действительные события. Прототипом (или главным прототипом) Титаренко стал Иван Павлович Лавейкин, по возрасту молодой (1921 года рождения), но по фронтовому опыту уже зрелый и вдумчивый лётчик и командир. В бой он вступил в первый день войны под Брестом.
К моменту описываемых событий Лавейкин уже имел 20 побед, а впоследствии увеличил их число до 26 и в августе 1943 года стал Героем Советского Союза. После войны Иван Павлович дослужился до звания генерал-майора авиации и ушёл из жизни в 1986 году. А вот прототипом (или главным прототипом) Скворцова стал Павел Цветков.
Павел Алексеевич