Он будет велик
...Он будет велик... Евангелие от Луки 1:32
Строго говоря, эти слова относятся к человеческой природе нашего Господа Иисуса Христа, ибо именно как человек Христос родился от Марии. Приведенные слова читаются в следующем контексте: "И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: ИИСУС; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца". Ангел Господень говорил о человеческой сущности того святого, который должен был родиться от благословенной девы, осененной силой Всевышнего. О Его божественной сущности мы должны говорить иначе; но как человек Он был рожден от девы, и еще до Его рождения Марии было сказано: "...Он будет велик...".
Человек Иисус Христос весьма умалился. Он не был велик от рождения, малыш, лежащий у груди Своей матери. В последующей жизни Он тоже не стал великим. Его презирали, Его отвергали, Его распяли. Он был так беден, что Ему негде было переночевать; о Нем пренебрежительно говорили "этот", о Нем упоминали, говоря о пьяницах, обвиняли Его в том, что в Нем бес, и называли Его сумасшедшим. Сильные мира сего видели в Нем невежественного галилеянина, о котором они говорили: "Не знаем, откуда Он". Его биография больше походит на хронику из жизни нищего, чем на жизнеописание царственной особы. При Его жизни враги едва находили слова, чтобы выразить все свое презрение к Нему. Испытания, осуждение и страдания довели Его до бедственного положения. Кто считал Его великим, когда Он был покрыт кровавым потом, когда Он был продан за цену раба, когда стража окружила Его с мечами и кольями, будто Он был разбойником? Кто почитал Его за великого, когда Его связали и повели на суд как преступника? Когда Его били и плевали Ему в лицо? Когда Его бичевали, вели по улицам с крестом на плечах, и когда Его повесили между двумя злодеями? Он был унижен без меры, и меч страдания пронзил сердце матери, когда она увидела мучения своего святого Сына. Когда она узнала, что Он умер и похоронен в чужой гробнице, она с болью в сердце пыталась понять сказанные о Нем с небес слова и думала про себя: "Ангел сказал, Он будет велик, но кто так ничтожен, как Он? Он сказал, что Он будет назван Сыном Всевышнего, но вот Он мертв, Его могила запечатана и люди проклинают Его имя".
Но человек, которого презирали, в чье лицо плевали, теперь в славе восседает на престоле Отца. Как человек Он - помазанный "Царь царствующих, и Господь господствующих". Как человек Он был вознесен из темных глубин жизни и достиг величайших высот, чтобы вечно царствовать. Петр и другие апостолы засвидетельствовали: "Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели". Стефан также сказал: "Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога". Мы верим в это и радуемся этому, понимая, что божественность Христа и Его человечность не отделимы, это две сущности одной личности. Я не могу не заметить, что Новый Завет не отстаивает четкого разделения двух сущностей нашего Господа. Они глубоко переплетены в личности Христа. Например, мы читаем в Писании о "крови Бога". Павел в Деяниях святых Апостолов пишет: "...поставил вас... пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (20:28). Строго говоря, крови Бога не бывает, и слова апостола Павла как будто смешивают две сущности Христа. Но это сделано намеренно, чтобы мы могли четко увидеть, что две сущности объединены так, что даже Святой Дух не разделяет их и не подчеркивает существующее между ними различие. Он говорит о единой личности нашего благословенного Господа то, что может, строго говоря, относится или только к Его человеческой, или только к Его божественной природе. Он назван как "Богом, нашим Спасителем", так и "человеком Иисусом Христом". Объединенные сущности человека и Бога составляют единую личность нашего Господа Иисуса Христа, и любое действие, присущее одной из них, должно быть приписано единой личности Христа. Поэтому мы не будем тратить силы на то, чтобы проследить все богословские тонкости, но свободно поговорим о нашем Господе в Его божественности и Его человечности, и, применяя слова из нашего отрывка ко всему Христу, провозгласим Божье обещание сделать Его великим.
Читать далее...