[393x700]
			
 [523x700]
			
 [463x682]
			
 [574x700]
			
 [527x700]
			
 [393x700]
			
 [466x700]
			
 [466x700]
			
В 1948 году в СССР придумал танец, который в короткие сроки завоевал популярность по всему миру, став символом «русскости». Придуманный бывшей танцовщицей Большого театра Надеждой Надеждиной, он стал визитной карточкой Советского Союза. Одноименный ансамбль объездил с ним весь мир, побывав в десятках стран.
Успех был настолько невероятным, что иностранцы называли дочерей именем Berezka. Об этом танце рассказывает книга историка Игоря Нарского и социолога Натальи Нарской «Русская березка. Очерки культурной истории одного национального символа». С разрешения издательства «Новое литературное обозрение» публикуем отрывок из книги.
	
	От беспризорника к сотруднику ГПУ: закалка характера
	
	История Павла Анатольевича Судоплатова, родившегося 29 июня (12 июля) 1907 года в Мелитополе Таврической губернии, — это не голливудский сценарий о пути наверх. Это суровая хроника выживания в эпоху тотального разлома. Его отец, украинец, был мельником, мать — русской. Сам он по документам числился украинцем, но вся его жизнь и служба были неразрывно связаны с советским государством, с Россией как его центром. Судьба не дала ему времени на рефлексию о происхождении. Когда ему было всего пять, он остался сиротой, и его детство пришлось на самый пик Гражданской войны. Он, как и тысячи других, бежал, оказался в Одессе, стал беспризорником и пытался выжить, подрабатывая в порту. Это была лучшая школа прагматизма и выживания. В 1919 году, когда Красная Армия вошла в город, 12-летнего мальчишку подобрали бойцы. Он стал «сыном полка» — сперва помощником телеграфиста, потом шифровальщиком в Особом отделе.
	
	Для такого парня, не знавшего ничего, кроме хаоса, армия и новая власть стали синонимом порядка и единственной возможностью получить будущее. Он был умен, исполнителен и быстро учился. Система это ценила. Последовали курсы политруков, работа на комсомольской линии, но его настоящее призвание ждало в другом ведомстве. В феврале 1925 года 17-летнего Судоплатова, уже члена ВКП(б) с 1928 года, направили на работу в Мелитопольский окружной отдел ГПУ. Так начался путь человека, который станет одним из самых эффективных и засекреченных оперативников в истории. Он начинал как все: сотрудник информационного отделения, помощник уполномоченного, младший оперативник. Позже его перевели в Харьков. В 1926 году он женился на Эмме Карловне Кагановой, еврейской девушке из Гомеля, которая также станет сотрудницей НКВД. Это была классическая «служебная» семья, где работа и жизнь были одним целым. В 1932 году его, как перспективного сотрудника, перевели в Москву, в отдел кадров ОГПУ, а уже в октябре 1933 года он оказался там, где ему и было место — в Иностранном отделе (ИНО), то есть во внешней разведке.
В анкетной карусели советской власти национальность была не столько вопросом крови, сколько вопросом карьеры. И биография Леонида Ильича Брежнева — тому хрестоматийный пример. Человек, который четверть века будет ассоциироваться с «русским» застоем, свой путь наверх начинал с совершенно другой записи в пятой графе. Он родился 19 декабря 1906 года в селе Каменское Екатеринославской губернии, которое сегодня является городом Днепром. Его родители, Илья Яковлевич и Наталья Денисовна, были чистокровными русскими, потомственными рабочими-металлургами, выходцами из Курской губернии, из деревни с говорящим названием Брежнево. Сам Леонид Ильич позже в мемуарах выдаст отчеканенную формулу: «по национальности я русский, по происхождению — коренной пролетарий, потомственный металлург». Вот только в ранних документах, например, в анкете 1929 года для ЦК ВКП(б), молодой Леонид без тени сомнения указывает: «украинец». И в паспорте, выданном ему в 1947 году, когда он был уже большим начальником, стояло то же самое. Это не было ни ошибкой, ни причудой. Это был холодный расчет. В 1920-е годы в СССР полным ходом шла политика «коренизации». В Украинской ССР это означало украинизацию. Власть, пытаясь опереться на местные кадры, активно продвигала представителей титульной нации. Для молодого амбициозного парня, который в 1923 году вступил в комсомол (билет №3297) и видел свое будущее только на партийной лестнице, запись «украинец» была не просто строчкой, а пропуском, бонусом при приеме на работу. Это было рациональное кадровое решение. Его юность была вполне типичной для того времени: в 1921 году, окончив трудовую школу (бывшую классическую гимназию), он пошел чернорабочим на Курский маслобойный завод. Затем — учеба в Курском землеустроительном-мелиоративном техникуме. Получив диплом «землемера 3-го разряда» в 1927 году, он мотался по стране: немного поработал в Курской губернии, потом в Белорусской ССР, в Кохановском районе. Это был поиск своего места, и этот поиск в 1928 году занес его аж на Урал. Там он трудился и землеустроителем, и завотделом, и даже зампредом райисполкома в Бисертском районе. Но настоящий трамплин ждал его на родине. В 1930 году он бросает Урал, поступает в Московский машиностроительный институт, но уже через год переводится поближе к дому — на вечерний факультет Каменского металлургического института. Он вернулся в свою среду. Днем — слесарь на Днепровском заводе имени Дзержинского, вечером — студент. И здесь, 24 октября 1931 года, он вступает в партию. Карьера началась.
	
В пантеоне русской литературы есть несколько имён, которые знают все. Пушкин — номер один. И сразу за ним, в том же луче света, стоит его няня — Арина Родионовна. «Голубка дряхлая», «подруга дней... суровых», «добрая подружка бедной юности».
В сознании поколений она превратилась в уютный, почти сказочный образ: добрая старушка в шушуне, которая сидит у окна, вяжет чулок, ждёт поэта и рассказывает ему сказки. Этот образ настолько тёплый и «домашний», что за ним почти полностью стёрлась реальность.
А реальность была, по меркам XXI века, довольно суровой. Арина Родионовна была крепостной. Она была, выражаясь сухим языком документов, «имуществом». И вся её жизнь, от рождения до смерти, — это не идиллическая картинка, а история человека, который не принадлежал сам себе, но при этом сумел дать целой культуре больше, чем иные аристократы.
Первое, с чем сталкивается любой, кто хочет копнуть глубже мифа, — это имя. В книгах, статьях и даже в серии «ЖЗЛ» её упрямо называют то «Яковлева», то «Матвеева». Это создаёт иллюзию полноценной «фамилии».
Но вся суть в том, что ни Яковлевой, ни Матвеевой она не была. Это классический пример того, как мы, с нашими современными представлениями, пытаемся «достроить» историю, делая её более понятной.
Как крепостная крестьянка, фамилии она не имела. Юридически она была «Ирина», дочь «Родиона». Поэтому во всех официальных документах — ревизских сказках, церковных книгах — она проходит как Ирина Родионова.
Откуда же взялись остальные «фамилии»?
Эта путаница — не просто ошибка. Это прямой показатель её социального статуса. В той системе координат у неё не было собственной фамилии, только личное имя и отсылка к отцу. А у её сына, например, отчество стало «Фёдоров» (по отцу Фёдору). Это была система отсчёта, а не родовое имя. И когда в 1828 году её хоронили, в церковной ведомости записали просто: «Ирина Родионова дому 5-го класса чиновника Пушкина служащая женщина…». Никаких Яковлевых.
Гель-лак удобен и красив, но при частом использовании ногти могут стать сухими, тонкими и ломкими. Это происходит из-за спиливания верхнего слоя, пересушивания ацетоном и нагрузки на ногтевую пластину. После снятия покрытия важно дать ногтям восстановиться — в домашних условиях это вполне реально.
	Перед нанесением гель-лака ногтевую пластину слегка шлифуют, чтобы улучшить сцепление. Это истончает её. Во время снятия покрытие размягчают или механически спиливают — если это сделать слишком грубо, повреждается верхний слой ногтя и даже зона роста.
	Итог — ногти становятся мягкими, слоящимися, чувствительными.