В новогоднюю ночь в египетском городе Александрия совершен теракт, направленный против местной христианской общины. В толпе людей, собравшихся на новогоднее празднество возле коптской церкви «Аль-Кидисин» взорван заминированный автомобиль. Погибли 21 человек, десятки ранены. По официальным сообщениям, ранения получили 43 человека.
По предварительным данным, жертвами взрыва стал 21 человек, десятки людей получили ранения. Информация о пострадавших уточняется, известно, что среди них есть сотрудники полиции, дежурившие в новогоднюю ночь. Сообщается также, что пострадали не только христиане, но и мусульмане.
В связи с терактом усилена охрана туристических объектов и церквей Александрии.
Египетское телевидение сообщает о нескольких случаях нападений в Александрии коптов-христиан на мусульман после взрыва в церкви. При этом подчеркивается, что к утру 1 января полиции удалось навести порядок в городе.
Утром в субботу президент Египта Хусни Мубарак выступил с обращением к согражданам. Он призвал египтян "объединиться против сил террора". "Дети Египта, христиане и мусульмане, мы должны создать единой фронт против терроризма и против тех, кто стремится нанести ущерб государственной безопасности, стабильности и гражданскому братству", - приводит слова Мубарака агентство MENA.
Недавно суннитская террористическая сеть "Аль-Каида", имеющая тесные связи с египетскими "Братьями мусульманами", выступала с угрозами в адрес египетских христиан. В начале ноября группировка "Аль-Каиды" под названием "Исламское государство Ирак", взявшая на себя ответственность за захват католической церкви в Багдаде, потребовала от египетских коптов в течение 48 часов "освободить мусульманок, насильно удерживаемых в церквях и монастырях египетских идолопоклонников". Исламисты пригрозили развернуть настоящую войну против христиан, не только в Египте, но и в других странах Ближнего Востока, если их требования не будут выполнены. Министерство иностранных дел Египта тогда осудило угрозы "Аль-Каиды". Руководство коптской церкви заявило, что не боится исламистов. Секретарь высшего церковного совета Камил Седдек заявил в ноябре, что "Египет – это не Ирак, а копты – не иракские христиане".
Напомним, что в январе 2010 года исламисты также совершили нападение на коптов. Тогда теракт был приурочен к Рождеству. В ночь на 7 января в городке Наг-Хаммади, рядом с церковью Девы Марии, христиане были расстреляны из проезжавшего мимо церкви автомобиля: семь человек погибли, десять получили ранения.
Копты-христиане составляют около 10% населения Египта. Египетские копты являются самой многочисленной христианской общиной на Ближнем Востоке.
http://simvol-veri.ru/xp/pravoslavnye-novosti/40-pravoslavnye-novosti/370-2011-01-01-11-36-19.html
29 декабря Президент Израиля Шимон Перес собрал в своей резиденции в Иерусалиме глав христианских Церквей и организаций Святой Земли и поздравил с Новым годом. Это поздравление является традиционным мероприятием, во время которого Глава Государства приглашает христианских лидеров в президентский дворец и обращается со словами поздравления. На приеме присутствовали: Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейший Патриарх Феофил III, Латинский Патриарх Фуад Туаль, Кустос Римско-католической Церкви П. Пиццабелла, глава Греко-католической Церкви Святой Земли митрополит Илиас Сакур, главы и представители других христианских церквей и организаций Святой Земли: Румынской Православной Миссии, Армянской, Эфиопской, Сирийской, Коптской, Лютеранской, Англиканской церквей, и др.
В своем поздравлении Президент Израиля пожелал мира всем жителям Израиля и выразил надежду, что благодаря совместным усилиям и частным молитвам представителей трех мировых религий Святой Земли обстановка в стране будет все более стабилизироваться.
Президент высоко оценил роль христианских Церквей в Святой Земле, отметив, что их голос и их влияние очень велико.
От имени всех христианских церквей выступил Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил, отметивший в своем ответном слове уникальность Святой Земли, которая священна для приверженцев трех монотеистических религий и которая характеризуется культурным и национально-религиозным разнообразием.
От имени глав христианских Церквей Святой Земли Патриарх Феофил выразил благодарность властям Израиля за содействие в их деятельности.
«Такие события и встречи, - сказал также Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви, - имеют очень большое значение, потому что они выявляют единые узы, связывающие все человечество, и напоминают нам о тех основополагающих нравственных ценностях, без которых немыслима наша совместная жизнь. Сегодня человечество повсюду сталкивается с неуважением и даже унижением и, к сожалению, многое из этого делается под предлогом соблюдения религиозных норм и во имя Божие. Находясь сегодня здесь и свободно выражая межрелигиозное и межкультурное взаимопонимание, присутствие и сосуществование, мы должны признать, что любая форма поляризации – политическая, социальная и идеологическая – является серьезным препятствием нашим усилиям и намерениям. … Как служители Бога и наших ближних мы должны с большей силой добиваться улучшения социально-экономических условий, в которых находятся сегодня жители Святой Земли».
Как сообщают палестинские источники, возведенный при российском финансировании культурно-парковый комплекс вместит в себя музей истории древней Палестины. В экспозицию первого подобного собрания на территории автономии войдут сотни экспонатов.
Музей возведен на так называемом "йосафовском" участке в 105 дунамов, который принадлежал российской императорской семье. Земля была возвращена России в 2008 году при посредничестве Императорского православного палестинского общества.
На участке, который находится в самом центре города, расположено так называемое "дерево Закхея" - смоковница, названная в честь мытаря, который забрался на нее, чтобы взглянуть на Иисуса Христа.
Экономика Иерихона, во многом основанная на туризме, пока не оправилась от удара, который нанесла по ней вторая интифада. Горожане надеются, что музей вернет в город туристов.
Как заявил агентствуMaan мэр Иерихона Хасан Салех, музей будет рассказывать о древней истории палестинского народа. Агентство напоминает, что здесь расположен дворец царя Хишама, а недалеко от города находится гора Искушения, на которую ведет канатная дорога. При этом не указывается, что Хишам был царем Иудеи.
Как сообщает сайт Императорского православного палестинского общества, в октябре 2010 года в Иерихоне побывала делегация общества во главе с его председателем Сергеем Степашиным, которая приняла участие в праздновании 10.000-летия города.
В ходе визита был установлен памятный знак рядом с "деревом Закхея", согласно которому оно находится под патронатом ИППО. Смоковница была спасена от засыхания российскими агротехниками.
http://simvol-veri.ru/xp/pravoslavnye-novosti/40-pravoslavnye-novosti/367-muzej-ierixon.html
[показать]
Президент Всемирного конгресса русскоязычного еврейства Борис Шпигель, обрушился с беспрецедентной критикой в адрес главы Европейского еврейского конгресса Вячеслава Кантора. Чем-же было вызвано столь необычное выступление российского сенатора…
В последнем номере федерального еженедельника "Российские вести" за 19 декабря было опубликовано интервью с главой комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества, председателем президиума движения "Мир без нацизма" Борисом Шпигелем, который по совместительству является президентом Всемирного конгресса русскоязычного еврейства (ВКРЕ). Он обрушился с беспрецедентной критикой в адрес Вячеслава Кантора – президента Европейского еврейского конгресса и одного из крупнейших магнатов российского происхождения.
Редактор еженедельника Дмитрий Ермолаев задал Борису Шпигелю следующий вопрос: "Эстония - один из рассадников возрождения неонацизма. Бюджет которой во многом поддерживается российскими транзитчиками. Как Вы относитесь к российским предпринимателям и предприятиям, переваливающим грузы через эстонские порты, одним из которых является принадлежащая председателю Европейского еврейского конгресса Вячеславу Кантору компания "Акрон"?". На это президент ВКРЕ ответил: "Я критично отношусь к деятельности господина Кантора. Не знаю, как его зовут. В одной стране его зовут Вячеслав, в другой — Моше. В третьей стране его зовут еще как-то. Он создал множество организаций. Он внес большую лепту в развал Европейского еврейского конгресса. Если же в целом о проблеме, которую Вы затронули, то корни этой проблемы находятся гораздо глубже. Нам надо проанализировать и вопросы транзитного бизнеса, и источники финансирования прибалтийских националистов и неонацистов. Причем проанализировать как прямые источники, так и косвенные".
Таким образом, российский сенатор "прозрачно намекнул" на связь компании Кантора с финансированием неонацистов в странах Балтии. Более того, по мнению Шпигеля, некие "темные силы", определяющие внешнюю политику России, покрывают эту деятельность: "Почему-то некоторые люди, которые сегодня занимаются внешней политикой Российской Федерации, очень сильно поддерживают господина Кантора. И с этим тоже надо разобраться достаточно серьезно".
"Уши" спецслужб и "наезды" на администрацию Медведева
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что обвинения в адрес Кантора были опубликованы именно в издании "Российские вести", среди учредителей которого выделяется Управление делами президента Российской Федерации. Интернет-ресурс этого еженедельника имеет единственный постоянный баннер, ведущий на сайт… Федеральной службы охраны (ФСО), отвечающей за обеспечение безопасности первых лиц государства, в первую очередь президента.
Дмитрий Ермолаев, бравший интервью у Бориса Шпигеля, сам по себе является фигурой весьма любопытной. 34-летний журналист, чье детство прошло в США в семье советских дипломатов, в 2002-2005 годах работал третьим секретарем посольства России в Латвии. По данным Бюро по защите Конституции этой республики, Ермолаев являлся офицером российской разведки. Официальная Рига даже включила его в "черный список" с запретом на въезд в Латвию.
Уже будучи главным редактором "Российских вестей", Ермолаев в ноябре-декабре текущего года опубликовал серию материалов с резкой критикой в адрес приближенных президента
[показать] Мэрия Москвы согласовала проведение митинга на Пушкинской площади 26 декабря в 12.00 под лозунгами "Москва для всех!", "Россия без нацизма!", "Свобода, равенство и братство!" Организатор митинга: Виктор Шендерович
В. Шендерович: - То, что произошло и продолжает происходить на московских улицах, заставляет бить во все (немногие) колокола, которые есть в нашем распоряжении. Да, подъем этнической преступности, — но разве только этнической? А цапки? Что-то я не припомню, чтобы нацисты требовали отставки Нургалиева, при котором институт милиции деградировал до такого жалкого состояния. И что-то я не припомню, чтобы борцы за чистоту русской расы имели претензии к однопартийцу Нургалиева, Рамзану Кадырову, в дни, когда в белокаменной, под звук автоматных очередей, шла кадровая чистка руководства Чечни… (Ау, Демушкин, не желаете проскандировать свою знаменитую речевку Рамзану Ахмадовичу?) А тут вдруг — такая организованная реакция на гибель Егора Свиридова! С такими широкими обобщениями в поиске виновных! Видимо, это в память о Егоре через день после Манежной зарезали киргиза на «Нагатинской»? Не будем валять дурака, не будем делать вид, что мы не понимаем, что происходит в эти дни. В России в очередной раз сползает понятие нормы, и сползает уже совсем страшно… Но понимать (и даже говорить об этом) — мало: политика меняется не словами, а числительными. Пока они, под свои пещерные лозунги и похабные речевки, собирают на площади тысячи людей, а мы поодиночке ужасаемся этому на своих фейсбуках, — они будут все громче говорить от имени народа, втягивая в свою норму новые массы! И все увереннее действовать от имени народа, окончательно опуская страну в такую кровавую грязь, из которой уже не подняться. На лживое и занятое только самосохранением правительство надежды нет; речь сейчас не о нем. К сожалению, мало надежды и на оппозицию: в России не осталось ни одной партии или движения, способных противостоять вызовам времени, а не только друг другу. Но — «без меня народ неполный», и эти слова Андрея Платонова сегодня должен сказать себе каждый. В России есть и мы — миллионы отдельных, нормальных людей, произошедших от нормальных пап и мам, которые в детстве давали нам читать правильные книги. Мы, считающие ксенофобию неприличной, а нацизм — преступным. Мы, не желающие отдавать страну недоумкам, расписывающим стены свастикой и кидающим свои зиги в двух шагах от Вечного огня. Нас очень много; просто в отличие от них, мы сторонимся толпы. Нам хорошо поодиночке и в небольшом количестве — со своими друзьями, делами, девушками, компьютерами, книгами, чашечками кофе... Сам такой, понимаю. Но иногда эпохи замирают, глядя на секундомер. Иногда надо отставить чашечку кофе и скорректировать план на выходной, чтобы остаток жизни не прожить в полном — и классически коричневом — дерьме, под властью демагогов и тупиц, решивших рассортировать людей по цвету кожи и форме черепа. Я ЗОВУ ВСЕХ, КТО НЕ ХОЧЕТ ЖИТЬ В ТАКОЙ РОССИИ, НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МИТИНГ «МОСКВА ДЛЯ ВСЕХ!» — 26 ДЕКАБРЯ 2010 ГОДА, НА ПУШКИНСКОЙ ПЛОЩАДИ Нас много. Иногда это стоит продемонстрировать. P.S. Заявка на митинг уже подана в мэрию. Митинг поддержали: актеры Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, писатель Дмитрий Быков, главный редактор «Новой Газеты» Дмитрий Муратов, главный редактор журнала «Континент» Игорь Виноградов, журналист Сергей Пархоменко, музыкант Алексей Кортнев, гражданский активист Евгения Чирикова, поэт Сергей Гандлевский, искусствовед Андрей Ерофеев, театральные режиссеры Кама
Провинциальный скандал в мелком городке Галилеи, вызванный отказом мэра размещать новогодние ёлки на городских площадях, заставил официальный Иерусалим объясняться с Госдепом США по поводу свободы вероисповедания на Святой земле
22 декабря сайт NRG сообщил об очередном скандале с участием мэра Нацрат-Илита Шимона Гафсу. По данным указанного интернет-ресурса, арабские жители города, составляющие около 15% населения, потребовали установить на городских площадях рождественские елки, мотивируя это тем, что на Хануку там же были установлены праздничные меноры. Однако Гафсу наотрез отказался пойти на встречу христианам. "Если им так нужны елки, то пусть спустятся в (соседний) Нацерет (Назарет), там их предостаточно", - цитировал его сайт NRG. Показательно, что за установление елок ратовали именно арабы, а не русскоязычные жители, которые составляют около 50% населения Нацрат-Илита.
Об этом мелком провинциальном скандале в галилейском городке стало известно Госсекретарю США Хилари Клинтон. В Иерусалиме, 23 декабря в канцелярию главы правительства Биньямина Нетаниягу и замминистра иностранных дел Дани Аялона поступил запрос из аппарата самой могущественной женщины Северной Америки. Она пожелала прояснить, почему в Израиле "попирается свобода вероисповедания, и ущемляются права христиан".
Последовала реакция Элазара Бен-Лулу – пресс-секретаря Дани Аялона. От него был получен следующий ответ: "Проверка, сделанная заместителем министра Аялоном показала, что публикации в израильских газетах были неточными, и выставлять елки в Нацрат-Илите никогда не воспрещалось. Более того, мэр города посетил христианскую школу и поздравил учеников с наступающим Новым годом. Израиль, как еврейское и демократическое государство, придерживается плюрализма и позволяет свободу вероисповедания всем (гражданам). Эта информация была передана американцам".
Как следует из ответа Бен-Лулу, по всей видимости, до сведения Клинтон была доведена искаженная информация о происходящем в Нацрат-Илите. Гафсу не запрещал устанавливать елки, а лишь не позволил украшать город христианской символикой за счет муниципального бюджета. Мэр Нацрат-Илита известен своим желанием увеличить процент еврейского населения в своем городе. Он проводит непримиримую политику в отношении соседнего – арабского – Нацерета, а также приглашает на постоянное жительство изгнанников из Гуш-Катифа.
Благовещение - Назарет
http://simvol-veri.ru/xp/pravoslavnye-n
[показать]
[показать]
Вознесение Господня Елеон
http://simvol-veri.ru/xp/pravoslavnye-n
[показать]
[показать]
[показать]
Преображение Господня
http://simvol-veri.ru/xp/pravoslavnye-n
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Ну еще немного не литургического Бялика
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Относительно "на мгновенье перепутал Православие с бизнесом" .Тут Юрий никто ничего не путал. У нас это мгновение продолжается 8 лет и сувенирную продукцию мы продаем в 18 городах России.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Встречи получаются не регулярные т.к. Олег всячески стремиться избегать иудо-христиан,особенно места где литургии проходят на иврите. Ну как-то так.
upd :
Накануне католического Рождества Центральное статистическое бюро опубликовало данные о количестве христиан в Израиле. В соответствии с отчетом ЦСБ, в Израиле проживает 153.200 христиан, что составляет 2% от населения страны.
80% израильских христиан - арабы, остальные, как правило, являются супругами евреев, репатриировавшихся в Израиль в рамках Закона о возвращении, причем большинство из них прибыли в девяностых годах из бывшего СССР.
Самым христианским городом Израиля, что неудивительно, является Нацерет (Назарет), где живут 22.300 христиан. Далее следуют: Хайфа (13.700), при этом в Хайфе проживают больше всего христиан, не являющихся арабами - 3.400 человек, на втором месте Иерусалим (11.500), и замыкает список Шфарам (9.200 христиан).
Прирост христианского населения составляет 1%, тогда как среди евреев этот показатель составляет 1,7%, а среди мусульман - 2,6%. В 2009 году женщины-христианки родили 2.514 детей, при этом 2.009 новорожденных были арабами. В среднем, христианская женщина рожает 2,2 ребенка за свою жизнь, тогда как среди евреек этот показатель составляет 2,9 ребенка, среди мусульманок - 3,7 ребенка и среди друзок - 2,5 ребенка.
Мужчины-христиане женятся, в среднем, в 29,1 года, то есть, на полтора года позднее евреев, на два года позднее друзов и на три с половиной года позднее мусульман. При этом женщины-христианки выходят замуж, в среднем, в 24,5 года, что на год раньше, чем еврейки, хоть и позднее друзок и мусульманок.
http://simvol-veri.ru/xp/pravoslavnye-novosti/40-pravoslavnye-novosti/365-2010-12-23-17-43-17.html
В ночь с 17 на 18 декабря 2010 г. в одном из самых древних, сохранившихся до наших дней обителей Палестины - Лавре преп. Саввы Освященного, - было совершено всенощное бдение, которое возглавил Иерусалимский Патриарх Феофил. Ему сослужили архиереи Иерусалимского Патриархата и клирики, прибывшие в обитель почтить память ревностного устроителя монашеской жизни и составителя Церковного Устава, получившего впоследствии названия "Типикона" св. Саввы Освященного. За Божественной литургией, совершенной уже на рассвете вслед за всенощным бдением в главном соборном храме, построенном самим Преподобным в 502 году.
Обычай совершения богослужений, совершающихся в обители всю ночь и оканчивающихся венцом всех церковных последований – Божественной литургией – восходит к основателю монастыря преп. Савве Освященному (+ 532 г.).
Палестинское монашество, создавшееся под непосредственным влиянием египетского, имело келиотский строй: монахи жили в кельях, зачастую представлявших собой естественные пещеры, разбросанные в расселинах скал на разном расстоянии одна от другой. Объединяющим монахов в одно братство было духовное руководство аввы и причащение Святых Тайн в храме, что обычно совершалось в воскресные дни. В прочие дни седмицы монахи пребывали в своих кельях, отправляя в установленные часы дня и ночи правила псалмопения. Вечер субботы и утро воскресного дня, предшествующие причащению Святых Тайн, по общему христианскому обычаю, они должны были проводить в храме. Отправив воскресную вечерню, им следовало бы расходиться по кельям с тем, чтобы после полуночи снова придти в храм к утрени, но хождения в ночной темноте в кельи, расположенные на отвесных скалах глубоких ущелий, были не только затруднительны, но даже опасны для жизни. Чтобы не рисковать сорваться в ночной темноте со скалистой тропы и разбиться в пропасти, монахи должны были после вечерни оставаться в храме в ожидании начала утрени. Таким образом, в палестинских монастырях, и, в частности, в Лавре преп. Саввы были налицо естественные причины, диктовавшие необходимость введения чина воскресного всенощного бдения. И коль скоро этот чин возник и получил освящение в практике матери всех церквей – храме Воскресения, для преп.Саввы оставалось ввести его в своем монастыре, что он и сделал.
Монашеская жизнь в Лавре преп. Саввы строгая. Весь уклад жизни строится по византийскому времени. Так, например, двенадцатый час ночи совпадает с заходом солнца. Церковные последования начинаются через час-два после полуночи и продолжатся ежедневно 6-7 часов, а в период св. Четыредесятницы 9-10 часов.
VIA http://mixail-a.livejournal.com/169923.h
[408x480]
http://www.interfax-religion.ru/?act=new
*** Православная общественность вправе ожидать извинений от блогера
Москва. 21 декабря. ИНТЕРФАКС - Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин подверг критике "развязный" тон комментариев известного православного блогера Игоря Гаслова.
Поводом для критики стала недавняя публикация И.Гасловым своего мнения о якобы "никого не представляющих" православных общественных организациях, которые входят в совет при отделе отца Всеволода, и о ненужности посреднических усилий Церкви в условиях осложнения межнациональных отношений. По просьбе участников прошедшего в понедельник заседания Совета православных общественных организаций священник прокомментировал позицию И.Гаслова.
"Господин Гаслов изменил содержание своей реплики, что видится правильным. Однако нельзя не согласиться с тем, что первоначальная реплика была крайне развязной, оскорбительной для православной общественности, и она вправе ожидать извинений или прояснения господином Гасловым своей позиции", - сказал он.
Отец Всеволод напомнил, что Совет православных общественных организаций учрежден по благословению патриарха и Священного Синода и включает все православные общественные силы, которые желают вести диалог друг с другом.
"Именно такой диалог, а не окрики со стороны лиц, ни разу не пожелавших в нем участвовать, должны быть нормой церковной жизни", - подчеркнул священник.
Будучи согласен с И.Гасловым в том, что нужно укреплять церковную общину, он в то же время отметил, что "без активного православного действия в политике, экономике, общественной сфере многие люди вообще не узнают о том, что в церковных общинах делается".
"Если заниматься только внутриприходской работой и не выходить за ее пределы, в ней будет участвовать около пяти процентов наших сограждан, да и среди них будут преобладать социальные аутсайдеры", - уверен священник. По его мнению, идеальные церковные общины можно созидать десятилетиями, и откладывать православное общественное действие до конца этого процесса было бы губительно.
Тот же блогер, по его словам, недавно подверг "совершенно неаргументированной критике" проект документа Межсоборного присутствия, в котором предлагается при крайней необходимости делать исключения из правила о неучастии духовенства в выборах в качестве кандидатов.
"Можно соглашаться или не соглашаться с этим предложением - я сам считаю его спорным. Но модератор блога Межсоборного присутствия, наверное, должен быть в этой дискуссии нейтральным лицом или, по крайней мере, участвовать в ней в несколько иной тональности", - считает отец Всеволод.
http://mixail-a.livejournal.com/158834.h
http://shukinmisha.livejournal.com/74681.h
[показать]
Неоднократно в продолжении настоящего рассказа упоминали о набегах на Палестину ее южных соседей – сарацин. Но все эти набеги имели лишь целью захватить добычу или мене удачных разбойничьих набегов. Произведенный Магометом внутри Аравии религиозный переворот обратил хищников в проповедников, которые шли на завоевание вселенной с целью обращения ее в ислам. Первой на их пути стояла Палестина и ей первой пришлось выдержать удар фанатических завоевателей.
Полукочевые арабы-христиане, охранявшие южную границу Палестины, недовольные тем, что Ираклий, казна которого была истощена войнами, прекратил уплачиваемое им ежегодное содержание, присоединились к своим соотечественникам и послужили им лучшими проводниками в глубь Палестины и Сирии.
Два отряда арабов, под предводительством Иезида и Шорабхила, идя по Заиорданью, подступили к Басре, где к ним присоединился отряд Абу Обеида, приведенный им из глубины Аравии. Четвертый отряд, под предводительством Амру, двинулся от Айлы по римской военной дороге на Газу и в двух последовательных сражениях разбил неприятельские отряды, но, узнав, что Византийская армия стягивается по Эздрелонской долине под предводительством Феодора, брата Ираклия и победителя персов при Севастии, Амру послал просить и калифа подкреплений и клонился к югу. Калиф отправил ему на помощь Халида, прозванного мечем Божьим и отряд которого двигался вдоль берегов Ефрата против персов. Халид круто повернул от берегов Ефрата к западу, разбил близ Дамаска застигнутое врасплох христианское арабское племя гассанидов, спустился до Босры и, соединившись с осажденными ее военачальниками, заставил Босру сдаться и затем со всеми отрядами присоединился к югу от Мертвого моря с Амру. Общие силы всех пяти военачальников доходили до двадцати четырех тысяч человек, с которыми они решились идти на встречу с Византийской армией. С этой целью они обогнули с юга Иудейскую горную цепь, оставили за собой Елевферополь и встретились с императорскими войсками близ селения Ярмут отстоящего лишь в нескольких часах пути от Иерусалима. С ужасом узнали Иерусалимские жители о несчастном исходе битвы. Феодор бежал до Эдессы, двадцать тысяч императорской армии покрыли поле сражения, остальные в безумном страхе рассеялись по всей Палестине. Халид после победы двинулся прямо на Дамаск, а Амру и Шорхабил занялись завоеванием Палестины. Газа, Елевферополь, Севастия и Сихем подпали власти арабов в несколько дней; не остановили их и стены Вифлеемские, построенные Юстинианом, и многочисленные соседние монастыри были разорены, а обитавшие в них иноки или перебиты, или скрылись за Иерусалимскими стенами. Это происходило в декабре месяце, ибо день Рождества Христова Иерусалимские жители имели обыкновении праздновать в Вифлееме, но на этот раз арабы наводнили все окрестности города, убивая дерзавших выйти за городские стены. По этому случаю Софроний собрал всех жителей в обширной базилике Пресвятой Девы, возведенной Юстинианом, и произнес дошедшую до нас проповедь, замечательную, как историческое произведение того времени.
[показать]
Поступательное движение Халида было задержано остатками императорской армии около Скифополя, где она собралась, предварительно прорвав плотины, запрудив каналы и обратив перед собой всю страну в болото. Но и на этот раз счастье оказалось на стороне ислама. Халид перешел болото, бросился в погоню за уходящим неприятелем и, настигши его на другом берегу Иордана близ Пеллы, разбил на голову.
Дорога на Дамаск была открыта, но прежде достижения его Халид едва не погиб в засаде, устроенной ему неприятелем. Удалившись с несколькими сотнями всадников от своего отряда, он внезапно был окружен на птичьем полете четырьмя тысячами Византийской конницы и едва один спасся. После шестимесячной осады Дамаск принужден был сдаться арабам, которые затем завладели Баальбеком и Эмессой, но отсюда им пришлось отступить, так как навстречу им выступила из Антиохии еще более многочисленная, чем первая неприятельская армия, под начальством наместника Феодора и Джабалаха, предводителя арабов-гассанидов. В передовом ее отряде дел с сорока тысячами воинов армянин Ваган, происходивший из славного царского рода,
[показать]
Более столетия уже персидские цари мечтали о разграблении Иерусалима и с завистью взирали, как богатства всего мира и торговля, которую они стремились удержать в своих владениях, стекались в неподвластный им город. С другой стороны маги, непримиримые враги христианства, разжигали своим религиозным фанатизмом эту страсть грабежа и указывали в разрушении Иерусалима самый верный удар, как христианству, так и Византийской империи.
Хозрой Великий, подстрекаемый самаритянами, пытался было овладеть Иерусалимом, но внезапное появление Велизария удержало его и до воцарения Ираклия успех предприятия казался сомнительным. Но когда правление Фоки, многочисленные поражения его полководцев, разорение самых богатых областей, восстание аваров, обеднение казны и глубокое отчаяние, в которое повергло Ираклия в первых дней его царствования полное отсутствие всяких средств, грозили неминуемой гибелью империи, персидские цари, уверенные на этот раз в успехе, приготовились к новому походу против Иерусалима. Дорога была свободна, так как находившийся в Каппадокии Крисп с небольшим войском был слишком слаб и робок, чтоб выйти навстречу персам, и судьба Иерусалима была решена.
Персы, под предводительством Расмица, полководца Хозроя, покинув развалины Дамаска, перешли в окрестности Панеады последние отроги Антиливана и вдоль Тивериадского озера прошли до Скифополя; затем, вступив в горную часть Иудеи, направились к Иерусалиму по военной дороге, соединяющей этот город с северной частью Палестины. По пути евреи Тивериады, Сепфориса, Назарета, Галилеи и Иудеи и самаритяне Кесарии, Севастии и Неаполя, увидев, что час давно ожидаемой мести наступил, присоединились к ним и послужили им лучшими проводниками. Пограничные сарацины, пользуясь всеобщим ужасом, бросились в лавру св. Саввы и умертвили сорок иноков, решивших лучше умереть, чем покинуть свои кельи; остальные бежали в монастырь Анастасия, как только с монастырских башен было замечено нападение разбойников. Сожженные города, развалины монастырей и церквей обозначали путь персов; испуганное население бежало при их приближении и неприятельское войско, преисполненное жаждой добычи, подступило к стенам Иерусалима. Осада продолжалась недолго. Войны Маврикия и Фоки лишили город их гарнизонов. Персы овладели стенами, выстроенные Евдокией, и вошли в Иерусалим. Ужасные сцены, напоминавшие взятие Иерусалима Титом, возобновились внутри Иерусалима. Город был предан грабежу; преследуемые граждане, иноки, монахини были умерщвляемы даже внутри алтарей; монастыри, церкви, странноприимные дома и больницы были преданы огню; церкви Сионской горы, древнейшие в Иерусалиме, базилика Пресвятой Девы, сооруженная Юстинианом, базилика Вознесения, монастыри, основанные обеими Меланиями, Вассой, Татьяной и патриархом Илией, были разрушены, базилика св. Стефана вне городских стен была уничтожена и огромная церковь обрушилась над оскверненными могилами своих строительниц. Но главный напор персов, казалось, был направлен против базилики гробницы Господней, одинаково ненавистной как евреям, так и магам, и которая как святостью своих воспоминаний, так и собранными в ней сокровищами должна была в особенности привлекать и ненавидящих ее, жаждущих добычи. От нее остались лишь дымящиеся развалины, а все драгоценности, в том числе Животворящий Крест, сделался добычей персов. Патриарх Захария и главные жители города были уведены в плен в самую глубь Персии; остальные же жители и толпы пленников, которые бы стеснили отступление персов, были проданы евреям, безжалостно умертвивших восемьдесят тысяч из них.
[показать]
Это несчастие до того поразило весь Восток, что историки передают о нем кратко, не находя выражений и слов, чтоб передать свое сожаление. Оставшиеся Иерусалимские жители были повергнуты в то состояние оцепенения, которое является неизбежным после великих несчастий. Один инок не потерял надежду и принялся за восстановление того, что было возможно. То был Модест, настоятель монастыря св. Феодосия. Лишь только полчища персов покинули Иерусалим, он собрал беглецов, привел их в город, отслужил торжественную панихиду по всем павшим и похоронил тела их в пещере Мамилла, затем стал заботиться о прокормлении голодающих и о водворении
[показать]
Последние пол столетия перед нашествием персов, Палестина провела в относительном спокойствии и тишине. Это было затишье перед надвигающейся бурей. Нам не только для этого периода недостает красноречивого пера Кирилла Скифопольского, но и современные историки как бы умышленно замалчивают о Палестине. Лишь случайно доходят до нас отрывочные сведения об изгнании патриарха Евстохия, благодаря влиянию Феодора Аскида, о замещении Иерусалимского престола патриархом Макарием, избранного некогда иноками Новой лавры, о новом восстании самаритян и кровавой расправе, подавившей его, об Иоанне IV, Амосе, Исааке и Захарии, последовательно после Макария занимавших Иерусалимский престол до начала VII столетия, о драгоценных дарах, присланных императором Маврикием Иорданским монастырям, о прибытии в Иерусалим бенедектинского монаха, посланного папой св. Григорием Великим для основания странноприимного дома для западных поклонников, франкского священника Реовальда, по поручению Радегунды жены Клотара I тогда уже инокини Крестного монастыря в Пуатье, к Иерусалимскому патриарху с просьбой уделить для ее монастыря частицу Животворящего Креста, св. Феодора Сикеота, благородные ответы которого императору Фотию сохранила история, прибывшего в третий раз в Иерусалим и проведшего всю зиму в лавре св. Феодосия, сицилийского инока, посвященного в базилике гробницы Господней в Агригентские епископы, патрицианки Рустиции, отправившейся, по убеждению папы Григория Великого на Синай, св. Голиндухи, знатной персианки, покинувшей свое отечество после тяжелых истязаний за веру Христову и умершей в Гиерополе от ран, и наконец Антонина Пиаценского, оставившего нам подробное описание своего паломничества от Панаеады до Синайского монастыря.
Среди этого длинного списка паломников в особенности выдаются два уроженца Дамаска – Иоанн Мосх его ученик Софроний. Первый из них, оставивший нам драгоценное собрание о подвигах Палестинских отшельников - Луг духовный, который хотя не представляет полного описания житий подобного творению Кирилла Скифопольского, тем не менее, дает драгоценные отрывочные черты из жизни Палестинских, Синайских и Египетских пустынников. Второй – человек обширного ума, глубокий знаток св. Писания, покинул в Дамаске свою кафедру красноречия, которую с блеском занимал, чтобы сопутствовать своему учителю в предпринятом им странствовании по обителям Востока, с целью собрать необходимые для его книги сведения. Посетив многие Малоазийские и Сирийские монастыри, они долго вместе прожили в монастыре св. Феодосия и затем последовательно посетили лавры св. Ефимия, Саввы и Новую, где уже не застали в живых Кирилла Скифопольского, но почерпнули много сведений от бывшего Константинопольского адвоката Леонтия, покинувшего свет и в тишине монастырской келлии занятого опровержением четырех ересей, волновавших еще в то время церковь: Нестория, Апполинария, Евтихия и Севера. Отсюда оба путешественника поднялись вверх по течению Иордана и посетили на лесистых еще в то время берегах это реки: монастырь св. Герасима, обитель фракийских иноков, обширный монастырь Каламонский, впоследствии укрепленный для отражения нашествий арабов; обитель св. Иоанна Крестителя, возведенную над часовней, стоящей на том месте где Иисус Христос вошел в реку; монастырь башен, основанный одним из учеников св. Саввы; церковь Галгалскую, в которой сохранились двенадцать камней, воздвигнутыми евреями по переходе через Иордан; обитель настоятеля Петра, некогда отвлеченного св. Ефимием из числа приверженцев Феодосия; монастырь евнухов, церковь Пресвятой Девы, основанную Юстинианом и среди пальм и роз странноприимный дом, в котором услуживали иноки лавры св. Саввы; далее монастыри Илии и Мартирия и в горах древнюю лавру Фаранскую, основание которой терялось в преданиях времен, предшествовавших равноапостольному Константину.
На возвратном пути Иоанн Мосх и Софроний побывали в Вифлееме и в соседних обителях св. Сергия, настоятеля Иоанна, Маркиана и монастыре Адере, в котором некогда побывали Поссидоний, Палладий, автор Лавсаика, и Кассиан, основатель монастыря св. Виктора в Провансе. Из Вифлеема они оба были направили в свой путь в Египет, где Иоанн Мосх заключился в монастыре Элиотов около Синая, а Софроний, оставшись при Александрийском патриархе св. Иоанне Милостивом, сделался советником и ближайшим сотрудником этого святителя.
[показать]
Едва только улеглись несогласия, возбужденные Севером и его сообщниками, как церковь Христову стали обуревать новые раздоры, возбужденные на этот раз учением Оригена, и представителями его явились оба ревностные противники Севера, с которыми мы познакомились на последнем Константинопольском соборе. То был Домициан, настоятель монастыря Мартирия, и Феодор Аскид, экзарх новой лавры. Оба они за услуги оказанные православию, были призваны на епископские престолы, первый Анкиры, а второй Кесарии Кападокийской. Это назначение было несчастием для Палестины, ибо оба они были страстными приверженцами фантастических учений Оригена, которые они усвоили себе в новой лавре, составлявшей средоточие всех ересей и восстаний.
Новая лавра была тем монастырем, который сто лет назад был основан монофизитским монахом Романом на крутых берегах Фекойского потока и затем разрушен православными под предводительством Маркиана. В течение многих лет келлии монастыря оставались необитаемыми, пока шестьдесят иноков, возмутившихся против св. Саввы, не утвердились среди этих развалин и не образовали новой монашеской общины. Но среди новых поселенцев возникли раздоры, к этому присоединился голод и они готовы были покинуть монастырь, когда св. Савва пришел к ним на помощь, восстановил монастырь и построил им внутри церковь. Благодарные иноки подчинились св. Савве, который поставил им настоятелем своего ученика Иоанна. Но дух непокорности продолжать царить в новой лавре и рассказывают, что настоятель Иоанн с плачем предсказал им на своем смертном одре, наступление дня, когда гордость иноков вовлечет их в ересь и послужит причиной изгнания их из лавры.
Несколько времени после кончины Иоанна были приняты в лавру новые монахи, предыдущая жизнь которых была мало известна. Между ними находился суровый на вид инок, одаренный мистическим восторженным красноречием, по имени Нонн; неразлучным товарищем его был Леонтий Византиец, изворотливый ум которого с искусством мог в сжатой форме и передавать самые отвлеченные понятия. Вскоре преемник Иоанна настоятель Агапит, заметил, что иноки предавались тайно беззаконным рассуждениям о предсущестовании душ, о последовательном переселении их в различные тела и о других мечтаниях, в которых блуждал фантастический ум Оригена. Агапит изгнал Нонна и его товарищей из лавры, но наследник Агапита, Мамма, вновь принял их и рассуждения начались в лавре тайно, пока жив был св. Савва, который скончался не подозревая о зародыше ереси в новой лавре. Однако, будучи, в Константинополе, он узнал о заблуждениях Леонтия Византийца, привезенного им с собой, и исключил его из числа своих иноков. Леонтий, оставшись в Константинополе, вкрался в доверие Кизикского епископа и, когда Домициан и Аскид, привлеченные Нонном на свою сторону, прибыли в Константинополь для преследования Севера, Леонтий ввел их к епископу, который в свою очередь представил их императору, и таким образом оказался виновником их быстрого возвышения. Нонн, опираясь на эту поддержку, увлек в ересь Оригена Александра, епископа Абильского, монастыря Фирмина и большинство монастырей пустыни, кроме Великой лавры, лавры Сука, которую св. Кириак удержал в православии, и монастырь св. Феодосия и фракийских иноков близ Иордана. Возвратившись между тем из Константинополя Леонтий, продолжая питать злобу против памяти св. Саввы, уговорил Нонна уничтожить Великую лавру, где царил еще авторитет имени знаменитого основателя. Устрашенный их происками, Геласий, второй преемник св. Саввы обратился за советом к Иоанну Молчальнику и приказал прочитать в церкви сочинение Антипатра Бострийского, в котором резко и наглядно опровергалось учение Оригена. Это чтение возбудило восстание в лавре. Находившиеся в ней оригенисты, как наименее многочисленные, покинули ее, нашли приют у Нонна и несколько дней спустя, под предводительством сего последнего и Леонтия, выступили в поход против Великой лавры. По пути они попробовали было привлечь на свою сторону монастырь св. Феодосия, но настоятель его Софроний запер перед ними ворота и Нонн, побоявшись с одними своими монахами напасть на укрепленный монастырь, отступил, завербовал по дороге шайку разбойников и с ней двинулся против лавры св. Саввы. Но отряд его, проблуждав всю ночь среди горных тропинок, очутился в рассвете около Вифлеема, перед монастырем настоятеля Маркиана, разрушившего некогда Новую лавру. Тогда Нонн приняв это за дурное предзнаменование, вернулся в
[показать]
На всем Востоке, как мы видели, св. Савве принадлежит бесспорно слава отстоять Халкидонский собор, а с ним и все православие. Но жизнь старца клонилась к закату. Его ближайшие сподвижники: св. Феоктист, Ефимий, Феодосий, Лонгин, Маркиан, Мартирий, Саллюстий, Илия и Иоанн все сошли в могилу прежде него. К ним следует присовокупить еще Юлиану Аницию, дочь императора Оливрия и правнучку императрицы Евдокии, оказавшую гостеприимство св. Савве во время пребывания его в Константинополе. Позднее евнухи ее прибыли в Иерусалим с известием о смерти своей госпожи и просили св. Савву принять их в его лавру. Св. Савва отослал их к настоятелю монастырей патриарха Илии - Александру, который выстроил для них в Иерихонской долине отдельный монастырь, носивший их название.
Из всего поколения иноков, возросшего при св. Ефимии, св. Савва оставался один, как могучее дерево, возвышающееся не месте давно исчезнувшего леса. Новые события заставили его еще раз принять близкое участие в современной ему жизни. Поводом к этому послужило новое восстание самаритян.
Выведенные из терпения, как повествует Прокопий, суровыми законами и жестокостью Юстиниана, самаритяне провозгласили царем разбойника, по имени Юлиан и, избрав центром восстания Неаполь, рассеялись оттуда по дорогам Иерусалима, Кесарии и Скифополя. Мятежники опустошили первую и вторую Палестину, перебили христиан, умертвили Неапольского епископа и в числе других городов сожгли часть Скифополя, в котором властвовал их единоверец Сильван, уже давно прославившийся своими жестокостями. Военный начальник Феодор поспешно собрал рассеянные по границам гарнизоны, призвал на помощь Абахарала, недавно назначенного Юстинианом начальником всех союзных сарацинских племен, и выступил против Юлиана. Самаритяне покинули Неаполь в намерении достигнуть гор Трахонитидтских, но Феодор предупредил их; завязалось сражение, в котором Юлиан был взят в плен и впоследствии казнен, а двадцать тысяч пленных самаритян, подаренные Абахаралу, были проданы им в рабство в Персию и Индию. Часть мятежников успела, однако же, скрыться на горе Арпаризис, другая достигла Трахонитидских гор и оттуда обратилась за помощью к Хозрою, который вел в это время мирные переговоры с Юстинианом, причем самаритяне искушали Хозроя возможностью разграбить Иерусалим, славившийся своим богатством. На возвратном пути, однако же, самаритянские посланные были схвачены. Юстиниан сместил Феодора за то, что он дал возможность самаритянам найти убежище в горах, а вновь назначенный на место Феодора военным начальником Ириней проник действительно в горы и положил конец мятежу. Оставшиеся в Палестине самаритяне притворно приняли христианство, подкупая местных правителей за право соблюдать свои обряды.
Христиане тогда в свою очередь обратили свое мнение на тех из самаритян, которых они не могли достигнуть, и Сильван, вернувшийся в Скифополь в надежде что страх, внушаемый его именем, послужит для его безопасности, был схвачен и сожжен на городской площади. Но месть эта едва не обошлась дорого Палестинским христианам. У Сильвана был сын Арсений, живший в Константинополе и пользовавшийся покровительством Феодоры. Ему удалось убедить Юстиниана, что восстание самаритян было вызвано насилиями христиан. По его словам, следствием именно этих насилий является обезлюдение области и ее опустошение, а вследствие того потеря податей, сделавшихся безнадежными к поступлению. Император, поверив его наветам, обратил свой гнев против Палестинских христиан и повелел наказать их так же строго, как мятежников. Это известие повергло всю Палестину в ужас. Патриарх Петр, епископы и иноки обратились к своему испытанному заступнику и умолили св. Савву вторично отправиться в Константинополь, чтоб отвратить эту новую угрозу и добиться для разоренных первой и второй Палестины облегчения тяжелых податей. Свыше девяностолетний старец уступил их мольбам и явился у порога того дворца, перед которым некогда стоял для ходатайствования у императора Анастасия за Халкидонский собор и патриарха Илию.
На этот раз стража не только не остановила его, но императорские гонцы вышли к нему на встречу, Константинопольский патриарх с Еффеским и Кизикским епископами сопровождали его к императору, который пал на колени при виде Святителя.
Организация ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, живущих в Израиле, потребовала у главы правительства заморозить передачу России Сергиевского подворья, мотивируя это тем, что россияне лишили ликвидаторов-репатриантов всех компенсаций, пенсий и льгот.
Узнав, что премьер-министр РФ Владимир Путин в конце ноября попросил освободить помещения Сергиевского подворья в Иерусалиме и получил от Нетанияху обещание, что вся территория исторического комплекса будет передана России в месячный срок, ликвидаторы призвали главу правительства заморозить процесс передачи с тем, чтобы добиться от России исполнения ее моральных и юридических обязанностей по отношению к живущим в Израиле «чернобыльцам».
Как сообщил председатель Союза ликвидаторов последствий Чернобыльской катастрофы Александр Калантырский, примерно 300 "чернобыльцев" репатриировались из СССР, и столько же из России, после развала Советского Союза. По его словам, Российская Федерация лишила этих 600 человек всех компенсаций, пенсий и льгот, положенных им по закону от 18 июня 1992 года. Лишь часть ликвидаторов получают базисную пенсию по старости на основе минимальной зарплаты. "Российская Федерация несет моральные обязательства перед нами, вне зависимости от места нынешнего проживания и наличия российского гражданства. Речь идет о людях, жертвовавших жизнью и здоровьем ради спасения, в первую очередь, населения СССР, правопреемницей которого является именно Россия", - заявил Калантырский. Он считает, что Израиль должен предоставить ликвидаторам защиту от подобной политики властей России, и это, в частности, должно отразиться на позиции официального Иерусалима в вопросе удовлетворения российских требований имущественного характера. "Со времени Чернобыльской катастрофы прошло почти 25 лет. "Чернобыльцы" больше ждать не могут. Мы считаем, что пока справедливые требования ликвидаторов не удовлетворены Россией, все процессы, связанные с подворьем должны стать гарантом получения нами того, что российские власти удерживают", - отметил Калантырский. Он добавил, что обратиться к Нетаниягу их побудило форсирование Путиным передачи России Сергиевского подворья.
«Российская Федерация несет моральные обязательства перед ликвидаторами вне зависимости от места их нынешнего проживания и наличия у них российского гражданства», — заявляют авторы письма. — «Ведь речь идет о людях, жертвовавших жизнью и здоровьем ради спасения человечества – и, в первую очередь, населения СССР, продолжательницей и правопреемницей которого является Российская Федерация. Элементарная человеческая справедливость требует, чтобы эти моральные обязательства нашли свое юридическое и практическое выражение».
«Мы хорошо помним, как власти Советского Союза, проводя на протяжении многих десятилетий политику государственного антисемитизма (усилившуюся начиная с 1967 года) не позволяли евреям и членам их семей свободно репатриироваться в Израиль и всевозможным образом унижали тех, кому все-таки было «дозволено» репатриироваться. Например, почти до самого конца 1991 года продолжалось (на основании Указа Президиума Верховного Совета от 1967 года) насильственное взыскание с репатриантов крупных денежных сумм за принудительное лишение гражданства. Сегодня у нас вызывает чувство глубокой обиды, когда Российская Федерация находит возможным извлекать прямую денежную выгоду из репатриации ликвидаторов в Израиль, и мы вынуждены констатировать, что советская политика государственного антисемитизма, к сожалению, еще не полностью отошла в область истории», — говорится в письме.
Ликвидаторы Чернобыльской аварии уверены, что «Государство Израиль должно предоставить ликвидаторам защиту от подобной политики властей Российской Федерации — и это, в частности, должно отразиться и на позиции Израиля в вопросе об удовлетворении требований России имущественного характера». Союз ликвидаторов-чернобыльцев с самого начала выступал против передачи иерусалимского комплекса
Originally posted by
Да-да, мой любимый "товарищ Бендер" реально может курить в сторонке, по сравнению с современными остапами...
Я как-то уже писал про одного такого "разводилу". Но, оказывается сам попал из-за этого в аферисты :))) Да-да, в самом конце третий в списке! Ну, думаю, ладно, "ответил" он, как и положено аферисту тем же методом...
А потом начал рассматривать его не как субъекта, а как феномен. То бишь, как явление.
По судите сами. Чем бы оный индивид промышлял бы в эпоху развитого социализма? Максимум был бы каким нибудь секретарем обкома ВЛКСМ. И это максимум. За то сегодня для таких раздолье. И тебе массовые средства связи, и масмедия в виде того же ЖЖ. Вот и гуляет оный субъект по просторам Интернета и по умам верующих.
Вся информация о аферисте и расхитителе бюджетных средств неком Гаслове
на этой странице : http://www.orthodox-jerusalem.ru/news/2009-08-07-97
[показать]
Достигнув цели своих домогательств, добившись признания за Иерусалимским престолом первенствующего значения в Палестине, Иерусалимские епископы отступают от своей воинствующей деятельности, уступая занимаемое ими до тех пор место великим основателям и настоятелям знаменитых Палестинских обителей, и предоставляют им, из глубины их пустынь, опираясь на преданных иноков, вести дальнейшую борьбу против ересей в защиту православия и церкви.
Самым знаменитым из этих настоятелей был тогда св. Ефимий, о котором мы уже упоминали выше, как об иноке Фаранской лавры, вместе со своим сопостником св. Феоктистом, удалившемся в пустыню и затем основавшим знаменитую лавру, которая сохранила до XIII века его имя. Вокруг него возросло будущее поколение великих отшельников и иноков: свв. Савва, Феодосий, Кириак, Фил, Мартирий и Илия; множество епископов и два Иерусалимских патриарха вышли из его монастыря и управляли своими паствами с помощью его советов.
Другие настоятели, хотя менее его известные, но славные святостью жизни и значением своих обителей, окружали св. Ефимия: его сопостник св. Феоктист, настоятель обширного монастыря, выстроенного на отвесной скале над горным потоком, настоятель монастыря вблизи Скифополя Геласий, несокрушимой твердости которого мы вскоре будем изумляться, Елпидий, настоятель монастыря св. Виссариона в Иерусалиме, избранные Ювеналием для поддержания мира и православия среди многочисленных Палестинских обителей, Геронтий, настоятель всех монастырей, выстроенных Меланией Младшей и наконец св. Герасим, основатель лавры вблизи Иордана.
Среди них св. Ефимий являлся как бы отцом и учителем и слава его освещала Палестину, и только одно императрицы Евдокии, поселившейся в это время в Иерусалиме, одно отчасти соперничало с его влиянием.
Императрица Евдокия была та известная Афинаида, которая занимала так много места в Византийской истории и при рассказе о которой оживляются даже холодные и бесстрастные страницы Александрийской хроники. Дочь Афинского философа, вскормленная греческой наукой и поэзией, одаренная всеми прелестями красоты, он прибыла в Константинополь оспаривать, опираясь на закон, завещание своего отца, лишившего ее, без всякого основания, наследства. Здесь увидел ее Феодосий, и она сделалась императрицей, под именем Евдокии. Вскоре после первого Ефесского собора посетила она впервые Святой Град. После торжественного шествия по всей Азии, где она в Антиохи, с высоты золотого престола, произнесла собственного сочинения речь в честь города, она прибыла в Иерусалим и была встречена Меланией Младшей, пользовавшейся незадолго перед тем ее гостеприимством в Константинополе. В Иерусалиме она раздала обильные дары, пожертвовала для Голгофского придела великолепный золотой крест, осыпанный драгоценными камнями, присутствовала при освящении церкви, выстроенной Меланией для ее четвертого и пробы несколько месяцев в Святом Граде возвратились в Константинополь
[показать]
Через восемь лет Евдокия вернулась в Иерусалим, но уже в немилости и как бы в изгнании. Слабохарактерный Феодосий, стоявший дотоле под ее влиянием, послушав враждебную императрице партию, во главе которой стояла Пульхерия, сестра императора, по возбужденному в нем подозрению погубил поверенного ее Павлина. Гордая императрица, не будучи в состоянии перенести подобного оскорбления, добилась разрешения навсегда удалиться в Иерусалим, куда она прибыла, окруженная царским величием и пышностью. Но враги ее в Константинополе не могли помириться в таким пышным изгнанием и им удалось убедить Феодосия в необходимости предать смерти двух пресвитеров, последовавшей за императрицей из Константинополя. Граф Сатурнин, посланный с этой целью в Иерусалим, велел схватить при ней и умертвить на ее глазах обоих пресвитеров. Негодующая Евдокия, в свою очередь приказала схватить дерзкого посланного и Сатурнин, пронзенный мечами, пал рядом с своими жертвами. Это кровавое возмездие возбудило настолько гнев Феодосия, что он отозвал из Иерусалима всех составляющих свиту Евдокии императорских чиновников и таким образом лишил ее преимуществ императорского звания. Но развенчанная
[показать]
По кончине св. Кирилла, Иерусалимский престол занял пресвитер Иоанн, впоследствии обвиненный своими в принадлежности к арианам, когда эти последние первенствовали в Иерусалиме. Трудно составить себе верное понятие о характере нового епископа. Он всегда пользовался в церкви высоким уважением, папа Анастасий писал ему самые лестные послания и его отношения к св.Иоанну Златоусту доказывают, что он вполне заслуживает этого уважения. Но с другой стороны преувеличенно представление его об епископских правах и деспотичный склад его ума, вовлекшие его в достойную сожаления борьбу с блаженным Иеронимом и св. Епифанием, набрасывают на его память обвинение в несправедливости и пристрастии.
Во всяком случае, его епископство можно считать временем полного расцвета духовной жизни Палестины, блестящим центром которой являлся Иерусалим.
Берега Иордана покрывались церквями и заселялись пустынниками, прославленными своими подвигами. Недалеко от морского берега, близ Газы, Герихий, любимый ученик св. Иллариона, возобновил его монастырь, сожженный при Юлиане, где окруженный многочисленными своими учениками, сохранял мощи своего учителя, тайно похищенные с острова Кипр. Один из Синайских иноков по имени Сильван, основал в Гераре, на пустынных берегах Безорского потока, обширную обитель, управляемую, после его смерти, учеником его Захарией. Фаранская лавра была расширена настоятелем Елпидом и на Вифлеемском плоскогорье, вблизи церкви Адера, возвышался монастырь, в котором только что установилось служение утрени, принятое, затем, всеми монастырями Востока и Запада. Здесь же в это время жил инок Кассиан, основавший впоследствии в Галлии, на берегу Средиземного моря, известный монастырь св. Виктора.
Одновременно с духовной жизнью развивалась и духовная наука. Пресвитер Руфин, живший под покровительством Мелании Старшей на Елеонской горе, писал две книги совей церковной истории; инок Палладий, будущий Эллинопольский епископ, собирал сведения для своего Лавсаика, где в кратких и простых рассказах излагал чудесные события из житий отшельников и рядом с ними, армянин Баккурос, правитель Палестины, позднее со славой погибший во время императорской кавалерии, пробиваясь сквозь войска Арбогаста, - передавал любопытные подробности об обращении иверийцев пленной христианкой Ниной. Наконец, в келлиях Синая обитал в то время св. Нил, славный своими чудесами и пророческими прорицаниями, которыми он, из глубины своей пустыни, преследовал самых влиятельных лиц императорского двора. Он поддерживал в это время переписку со страшными предводителем готов Гайнасом, который вскоре погубил всесильного Руфина и едва не победил самого Аркадия. По рукам подвижников пустыни ходили написанные св. Нилом увещания к покаянию и отречению и сборник правил отшельнической жизни.
К этому же времени относится прибытие в Палестину блаженного Иеронима, Павлы и Евстохии. Здесь в Вифлееме, Павла построила два монастыря: один для Иеронима и его учеников, другой для себя, своей дочери Евдокии женской общины, собравшейся вокруг нее. Монастырь Иеронима был расположен несколько в стороне, у подножья Вифлеемских холмов, куда вела тропинка, отделявшаяся у гробницы Архелая от большой римской дороги и откуда открывался вид на базилику сооруженную св. Еленой. Обитель Павлы была более уединена, скрываясь в глубине тесного ущелья и развалины ее долго были еще узнаваемы по осенявшим их рожковым деревьям. При каждом из этих монастырей существовала церковь, высокие стены окружали их и большая башня, возвышавшаяся над монастырем Иеронима охраняла их от столь частых набегов хищников. Здесь блаженным Иеронимом были написаны его многочисленные богословские сочинения и переведены на латинский язык книги Ветхого Завета; отсюда вел он свою обширную переписку с Италией, Галлией, Испанией и Африкой, в которой с несокрушимой силой своей логики и изобилием приводимых им текстов боролся против ересей Иовиана, Вигилянция, Оригена и Пелагия.
В это блестящее время пребывания Иеронима в Вифлеемском монастыре посетили его: Алипий, друг блаженного Августина, Евсевий Кремонский, оставшийся при нем до смерти, Галльские монахи Постумий и Аподимий, историк Павел Орозий, благородный Далматинец Авзоний, Египетский епископ Павел, изгнанный Феофилом Александрийским, писцы, посланные из Испании Люцинием для переписки творений Иеронима, пресвитер Оксан,
[показать]
Акакий Кесарийский господствовал в Иерусалиме, но политическое положение империи побуждало его действовать с крайней осторожностью. Констант только что был убит, и в интересах брата его Констанция, вступившего в сомнительную борьбу с убийцами, было предупредить всякий предлог к смутам на востоке. В виду этого Акакий, после смерти Максима, принужден был согласиться на законное избрание его наследником и с этой целью созвал в Иерусалим местных епархиальных епископов, которые прибыли на его приглашение в надежде, благодаря своему присутствию и многочисленности, избрав православного епископа, или по крайней мере, из умеренных ариан. Избрание это произошло без труда, потому что Акакий сам не принадлежал еще тогда к приверженцам крайнего арианства и не требовал того же от будущего Иерусалимского епископа, а сами епископы, созванные для избрания, принадлежали к умеренной партии ариан, получившей вскоре название полуарианства. Выбор их пал на Св. Кирилла, который по своим качествам, мог удовлетворить обе враждующие стороны.
Новый епископ принадлежал к той значительной партии, которая приняв Никейский символ, стремилась путем смягчения некоторых выражений, а главное своим примирительным образом действий привлечь к православию наиболее умеренных из ариан. Она признавала законными и сообщалась с епископами, избранными арианами, и стояла в некоторой оппозиции к приверженцам крайнего православия, которые настолько враждебно относились к арианам и умеренным православным, что например Люцифер Кальярский с некоторыми единоплеменниками не задумались отделиться от церкви, когда римские папы благосклонно отнеслись к возвращающимся в православие арианам. Несколько лет до своего избрания Св. Кирилл проповедовал в базилике гробницы Господней и затем издал полный курс катехизических бесед для оглашенных, в которых он высказал свое несомненное православие, но без резкости и крайности: так например слово «единосущный» не встречается в этих беседах и было заменено мене точными выражениями. Некоторые неясные места в этом сочинении подавали арианам тайную надежду найти в нем, впоследствии, скорее союзника, чем противника.
Законно и правильно избранный Палестинскими епископами, поддерживаемый горячей верой, страстным рвением к церкви и несокрушимой твердостью духа, отличаясь глубокой ученостью, увлекательным красноречием, неисчерпаемой щедростью и святостью жизни, Св. Кирилл был, быть может, величайшим из Иерусалимских епископов.
Первые годы его епископства прошли спокойно и благополучно. Несколько месяцев после его избрания, 8 мая 351 г., чудесное явление как бы освятило это избрание. Среди дня появился на небе сияющий крест, простираясь от Голгофы до Елеонской горы. Св. Кирилл счел необходимым донести об этом явлении императору, и письмо его о сем, доселе сохранившееся, свидетельствует как об обретении Животворящего Креста, так и о православии Св. Кирилла многознаменательным употреблением в нем слова единосущный. Описание самого явления сохранилось и у других современных историков.
[показать]
Спокойные времена способствовали особенно развитию в Палестине монашеской жизни, насажденной в ней, как мы видели выше, Свв. Харитоном и Илларионом. Многочисленные ученики их рассеялись по всей Палестине. Епифаний, впоследствии Саламинский епископ, известный своей историей ересей, основал, близ Елевферополя, в некотором расстоянии от селения Безандука, монастырь старца Ада, в который он собрал до шестидесяти учеников; когда же заботы управления истощали его силы, он укрывался в монастыре Св. Иллариона и снова оживал, внимая речам последнего. В то же время, четыре брата, также ученики Св. Иллариона, устроили обитель в окрестностях Вефили, - городке, соседнем с Газой, а отшельник Аммоний, укрывшийся еще дальше в пустыне, прославился строгостью свое жизни. Число отшельников возрастало с каждым днем; Св. Илларион, посещавший их ежегодно, оправлялся в путь один, к нему последовательно присоединялись посещенные им отшельники и к концу пути число его спутников возрастало до нескольких тысяч. Вифлеем начал собирать отшельников вокруг своей великолепной базилики, а еще далее, по направлению к Аравии, среди великой пустыни, три цветущие