
Сократ не оставил после себя ни одной книги. Всё, что мы о нём знаем, — из диалогов Платона. Особенно ярко его мысли о бессмертии души раскрываются в последнем разговоре с учениками — в диалоге «Федон».
Перед казнью Сократ спокойно рассуждает о смерти. Для него философия — это постоянное упражнение в умирании, отделение души от телесных страстей. Он говорит:
«Истинный философ всю жизнь готовится умереть, ибо смерть — это не зло, а освобождение души от тела.»
Сократ приводит несколько аргументов в пользу бессмертия души:
-
Закон противоположностей.
Всё рождается из своей противоположности: жизнь из смерти, бодрствование из сна. Значит, смерть — не конец, а переход.
-
Воспоминание истины.
Мы узнаём истину, словно вспоминаем её — значит, душа уже знала её до рождения.
-
Сродство души с вечным.
Душа не имеет видимой формы и потому ближе к неизменному и божественному, чем тело.
-
Природа самодвижения.
Всё, что движет само себя, не может погибнуть. А душа — это именно начало движения.
Ещё раньше, на суде, Сократ сказал слова, которые переворачивают представление о смерти:
«Бояться смерти — значит считать, что знаешь то, чего не знаешь. А ведь никто не знает, что такое смерть. Возможно, она — величайшее из благ для человека.»
Смерть для Сократа — не наказание, а исцеление. Его последние слова были обращены к другу:
«Критон, мы должны Асклепию петуха. Не забудь отдать.»
Асклепий — бог врачевания. Сократ словно благодарит богов за лекарство — смерть, которая освобождает душу от болезни тела.
Для Сократа бессмертие души — не догма, а естественное продолжение жизни духа. Не страх смерти делает человека живым, а поиск истины, которая сильнее смерти.