Всем привет! Вы уже заметили, что я почти не пишу в блоге здесь, на этой площадке. Я полностью переместил свой блог на свою страничку в ВКонтакте (https://vk.com/igoresdrin) и в мой Телеграм канал "Пятый персонаж" (https://t.me/bookcharacter). Так что если вы не хотите потеряться со мной, то ищите меня там.
А здесь я буду только выкладывать свои рецензии время от времени, используя как записную книжку. В остальном блог мой замораживаю.
Был очень рад быть здесь с вами все эти годы!
Ваш Игорь Попов.
Литературу интересуют вопросы жизни и смерти, добра и зла, запутанный и мучительный выбор между тьмой и светом. Не больше и не меньше. Конечно, я говорю про хорошие книги. Именно про те книги, в которые погружаешься с головой и думаешь лишь о том, чтобы снова вернуться в мир, созданный талантом писателя.
Новый роман Стивена Кинга «Билли Саммерс» - хорошая книга. Вопреки неудачам самого писателя в последние годы и распространенному мнению критиков, что «старина Кинг уже не тот». Формат рецензии подразумевает выводы оставлять на заключительную часть, но мне хотелось с этого начать. Стивен Кинг написал если не свою самую главную книгу, то уж точно текст, который смело можно включить в лучшие произведения автора.
Не буду подробно рассказывать про сюжетную канву романа, которую уже итак замусолили в книжных отзывах читатели и критики. Еще до выхода романа на русском языке стало известно, что писатель главным героем выбрал «правильного» киллера (он убивает только очень «плохих» парней), бывшего морского пехотинца и снайпера Билли Саммерса, который решил завязать со своим кровавым ремеслом, удалившись на покой. Он берется за свое «последнее» дело, подготовка к которому занимает несколько месяцев. Для этого Билли селится в провинциальном городке Ред-Блафф и становится начинающим писателем Дэвидом Локриджем, работающим над первой книгой. Он знакомится и даже заводит дружеские отношения с соседями, ожидая своего «часа икс».
Вот то, что вы можете узнать из аннотации и обзоров. И это совершенно ничего не говорит о самом романе. Почему простая история наемного убийцы и его последнего дела так не похожа на все, что писал Кинг до этого момента? Да потому что на самом деле писатель начинает филигранную игру с читателем, постоянно меняя и наш угол зрения и даже голоса рассказчиков.
Конечно, голос Кинга узнаваем. Тут достается на орехи и Дональду Трампу, и «правым» политикам, медиамагнатам и даже актуальной повестке. И уж, конечно, это не роман об изоляции во время пандемии ковида. «Билли Саммерс» самый литературоцентричный текст автора, несмотря на то, что к теме писательства Кинг любит обращаться в своем творчестве (можно вспомнить «Сияние», «Мизери» и «Кто нашел, берет себе»). И все же именно писательство и литература становится связующей темой в романе, постепенно открывающая как самого героя, так и его историю его жизни. Ведь сам Билли, постоянно меняющий личности, достающий из запазухи «тупое я» для своих заказчиков, начинает раскрываться именно тогда, когда садится писать книгу о себе. И для этого Кинг применяет знаменитую «рамочную композицию», когда в одной обрамляющей истории нам начинают рассказывать другую историю, любимый многими роман в романе становится чуть ли не важнее основной истории, потому что начинает с ней сливаться.
Стивена Кинга интересует не столько детективная интрига своего текста, которую он разворачивает постепенно, как вожделенную конфетку в многослойных обертках. Писатель хочет поговорить с нами о природе добра и зла, наших ценностях и даже вопросах веры в Бога и Божественного провидения, которыми задается главный герой. Для этого у героя постепенно появляются спутники, обостряющие моральную оценку поступков героя, которые и позволяют ему стать своим собственным судьей.
Но этого писателю мало. Он постоянно играется с жанрами, то погружая нас в интригу детективного триллера, то играя на поле военной прозы. Впрочем, сам писатель непрозрачно нам намекает на жанр романа с ключом (roman à clef), щедро рассыпая подсказки по всему тексту. И тогда ты понимаешь, что ради литературы и писательства и был написан весь роман. Именно поэтому так важно, что читает сам Билли Саммерс – от Томаса Гарди до Дэвида Фостера Уоллеса (намекая на то, с чем постоянно сталкивается герой). А его любимая книга Эмиля Золя «Тереза Ракен», которую герой закончил читать перед последним заказом, становится главной подсказкой ко всему, что происходит с героем в финале.
[350x350]
Вот и написал я долгожданную (судя по комментариям многих моих читателей) рецензию о романе Джонатана Франзена «Перекрестки».
Когда выходит новый роман крупного писателя, то каждый пытается найти в нем то, что не увидели другие, обрести свои смыслы и поделиться этими откровениями с окружающим миром. В этом смысле мы все читаем разные тексты и смотрим разные фильмы. Потому что вчитываем в авторский текст свои страхи, свои переживания, свою боль и свои скепсис и иронию.
Роман Джонатана Франзена «Перекрестки» вышел на русском языке весной 2022 года (выпустило его Издательство Corpus), а в Америке он был представлен на суд общественности осенью 2021 года. Франзен заявил, что это первый роман в его будущей трилогии «Ключи ко всем мифологиям». Три больших романа по 600 с лишним страниц каждый – серьезная заявка на настоящий современный эпос, по масштабности и мастерству близкий к роману-эпопее Льва Толстого, которого сам Франзен весьма почитает.
О Франзене заговорили после его третьего романа «Поправки» (ну и после небольшого скандальчика с Опрой Унфри, честное слово, приятно, что кто-то смог пощекотать нервы этой львице американской журналистики), который вышел в 2001 году через несколько недель после 11 сентября. В этом романе писатель наметил главную тему своего творчества – кризис семьи и исследование взаимоотношений почти на клеточном уровне, когда каждое отклонение одного члена семьи отзывается в судьбе других.
За «Поправками» последовали романы «Свобода» (2010) и «Безгрешность» (2015), несколько сборников эссеистики и даже мемуарную прозу. Франзен писатель удивительный, он пишет в традиции европейского реалистического романа XIX века, который критики уже неоднократно похоронили, используя всю палитру и изыски американской постмодернистской прозы Томаса Пинчона и Дона Делилло. И уникальность Франзена в том, что он умеет написать такую масштабную и сложную прозу так, что читатели не могут от нее оторваться.
Сам писатель очень точно и емко сформулировал свое кредо, что его задача - это «активная кампания против того, что мне не нравится: против сентиментальности, повествовательной вялости, переизбытка лиризма в прозе, солипсизма, потакания своим слабостям, женоненавистничества и других форм зашоренности, склонности к стерильным играм, прямой дидактичности, морального упрощенчества, ненужной затрудненности, информационного фетишизма и так далее».
[450x450]Моя новая статья о романе Кадзуо Исигуро "Клара и солнце", которую я написал для своей авторской рубрики "Культурный код Игоря Попова" в газете "Мирт".
У меня была мечта провести рождественские каникулы в обнимку с книгой, отключившись от поедания салатов, просмотра кино и поздравления всей планеты с Рождеством и Новым годом. Но всегда мне что-то мешало. В этом году моя мечта сбылась.
Это была бы настоящая идиллия: кресло, кружка ароматного чая с бергамотом, плед, интересная книга и ночник. Но книга, которую я решил прочитать, никак не хотела успокаивать и убаюкивать, погружая в зимние пейзажи Нарнии или проводя тернистыми тропами Средиземья. Моим собеседником оказалась андроид, которая рассказала далекую от новогоднего настроения историю. И я не смог ее прервать.
Роман лауреата Нобелевской премии по литературе британского японца Кадзуо Исигуро «Клара и солнце» прочитали уже все известные критики и обозреватели, она попала в топы «Лучшие книги 2021 года», а я все медлил и оттягивал момент, чтобы снова погрузиться в эту болезненную историю, где писатель точно, словно умелый травматолог, давит на те болевые точки, на которые ты реагируешь моментально.
И после того как была закрыта последняя страница романа, я понял, что мне просто необходимо с кем-то поговорить об этой книге. А ведь мы именно поэтому и объединяемся в читательские сообщества и клубы, чтобы поговорить о прочитанном, высказаться, проговорить и для самих себя разложить авторские смыслы, обрести что-то важное, что объединяет нас с другими и при этом высказать личное.
Сегодня в передаче Погружение я с пастором Петром Морозовым говорил о несправедливости. Нет, не о той несправедливости зла, о которой принято умно рассуждать и делать ссылки на Августина. А конкретной, бытовой несправедливости, от которой скулы сводит от бессилия. И я очень рад, что эфир превратился в честный и открытый разговор со слушателями. Для этого мы его проводили!
Непонимание рождается очень просто, а путь к понимаю лежит через дебри нашего отрицательного опыта, нашего общения друг с другом. Мы очень любим общаться лозунгами. "Ищите мира", "Главное - это любовь!", "Будь проще и люди к тебе потянуться". Но именно эти лозунги разбиваются о крутые берега нашего характера и наших эмоций. Вот мы с блогером Александром Фомичевым и говорили сегодня в Программе Б о том, как преодолеть непонимание.
Год назад я натолкнулся на книгу американки Рейчел Эванс «Как я год жила по Библии». На самом деле книга называется «Год библейской женственности». За12 месяцев Рейчел ждало множество испытаний: жить в палатке на лужайке рядом с собственным домом, платить штраф за ругательства, воспитывать электронного младенца и смиренно молчать даже тогда, когда забивает любимая футбольная команда. Забавная книга, весьма ироничная, но для меня эта книга стала пародией на христианство. А что же такое настоящее христианство и возможно ли жить по Библии мы попытались разобраться сегодня в эфире передачи Погружение с пастором Петром Морозовым.
Проза Шукшина вошла в мою жизнь, когда я учился в школе. Я уже видел и восхищался его работами в кино. "Калина красная", "Печки-лавочки" и "Они сражались за Родину" я смотрел огромное количество раз. Но его проза никогда у меня не ассоциировалась с фильмами.
Каждый раз, перечитывая рассказы Шукшина, я словно читаю их впервые. Шукшинские деревенские чудаки грустно взирают на разрушение деревенского быта и уклада, город, так нелюбимый Шушкиным, все больше вторгался в жизнь деревни.
Его герои, да и сам Шукшин, долго брели к храму, который ждал их под косогором. Они разочаровывались и не находили ответов на мучавшие их вопросы. И этот долгий путь мы идем вместе с ними.
– Вы меня не совсем правильно поняли! – Курочкин вскочил и подошел вплотную к столу. – Дело в том, что я поставил себе целью получить неопровержимые доказательства… ну, словом, собрать убедительный материал, опровергающий существование Иисуса Христа.
– Чье существование?
– Иисуса Христа. Это вымышленная личность, которую считают основоположником христианского учения.
– Позвольте, – Хранитель нахмурил брови, отчего его лоб покрылся множеством мелких морщин. - Как же так? Если тот, о ком вы говорите, никогда не существовал, то какие же можно собрать доказательства?
Илья Варшавский "Петля гистерзиса"
Почему до сих пор рассказы Ильи Варшавского, не смотря на то, что фантастика быстро стареет, читаются взахлеб и не отпускают еще долго? Потому что они говорят с нами о самых человеческих вопросах - милосердии, доброте, жертвенности и, конечно, о глупости и жадности, жестокости и потере совести. Это всегда вызывает у нас отклик и помогает нам не терять самого главного. Прочитайте его рассказы "Сюжет для романа" и "Тревожных симптомов нет" и вы поймете, что было важно для писателя и как удивительно точно он предсказал приметы времени, которые для нас, увы, насущная реальность.
О смирении мы очень любим поговорить, призывать к нему, редкое наставление христиан обходится без призыва к смирению и редкая проповедь не касается этой темы. Но вот практическая сторона грешит своим пониманием как смирения, так и воплощения его в жизнь. Это достаточно хорошо видно по дискуссиям в сети. Вот мы с пастором Петром Морозовым и поговорили про смирение в передача Погружение. Самое интересное, как всегда, в конце передачи.
О страдании много написано, но еще больше не прожито. Весь сегодняшний мир говорит нам о боли, потерях и страдании, именно поэтому так развивается индустрия развлечений, чтобы уйти от этой темы. Сегодня в передаче Программа Б мы говорили с Олегом Комраковым есть ли смысл в страданиях и как научится проживать их.
Почему мы хотим постоянно улучшать Церковь? Этот вопрос меня уже давно волнует. Церковь часто воспринимается как не/успешный бизнес-проект, который нужно постоянно переоценивать и отказываться от ненужного, вкладываться в эффективные направления. Но что такое церковь и какой ее видит Бог? Об этом мы и попробовали сегодня поговорить с пастором Петром Морозовым в передаче Погружение.
История культуры - это всегда битва разума и чувств, веры и рациональности, интеллекта и души. Культура отражает ценности нынешнего поколения, но это всегда взгляд в будущее, в туманный завтрашний день, на который мы смотрим сквозь мутное стекло сиюминутности.
Апологет и мыслитель XX века Фрэнсис Шеффер в своей книге "Как же нам теперь жить?" предпринял уникальную попытку осмыслить историю человечества через призму отношений человека и Творца. Почему современное искусство - это вопль одиноких бунтарей? Что волновало гениев античности, Средневековья и Реформации? И есть ли у нас шанс достичь вечности?
Движение - вот, что определяет нашу жизнь и самосознание. Мы ищем смысла в своем бытии, чтобы оно не было банальным существованием, мы в находимся поисках себя и своего предназначения. И тут не важно какой у нас социальный статус или воспитание, зато очень важно кто рядом с нами и как эти люди влияют на нас. Сегодня мы с Олегом Комраковым в передаче Программа Б говорили про поиски смысла и готовности к переменам. И очень хорошо, что тема задела за живое и слушателей.
Классику я полюбил довольно поздно, когда учился в университете, а понял еще позднее, когда впервые услышал ее в консерватории. Впервые в жизни я не плакал, рыдал на концерте, и совершенно не думал, как это выглядит со стороны. И мне было странно, как, КАК такую музыку можно слушать спокойно?! Не зря Бах называл музыку Пятым Евангелием.
Именно тогда я понял, что важно не только что, но и кто играет классические произведения. Для меня есть исполнительские абсолюты. Таким для меня является гениальный пианист Григорий Соколов. Если и можно услышать отзвуки вечности в музыки, то уж точно в его исполнении.
Это исполнение можно слушать бесконечно. Здесь музыка проповедует сама. Здесь Соколов исполняет произведение И.С.Баха, прелюдия ми-минор (ХТК т.1 №10 BWV 855); переложение Александра Зилоти в тональности си-минор.