|

Предложите кроту морковь или картошку — посмотрит на вас, как на посетителя Жёлтого дома. Christoph Moning, CC BY 4.0
В среде огородников принято считать, что крот — вредитель номер один. Мол, явился, перерыл все грядки, надкусил морковь, проколол картошку и испортил корни любимой яблоне. Форумы и блоги заполнены советами из разряда: «установите гарпун», «залейте кипятком», «положите мойву». Кажется, что идёт какая-то древняя битва между общиной двуногих и одним маленьким подслеповатым зверьком. А ведь крот — не враг, а лучшее, что могло случиться с участком человека! Бесплатный наёмный рабочий, агроном и служба дезинсекции в одном бархатном флаконе. А то, что он картошку, морковь и свёклу ест — клевета!

Это даже посудой называть неловко: это настоящие произведения искусства. Кроме того, что выставка невероятно красивая, но она еще и познавательная. Здесь можно увидеть разные сорта стекла (свинцовое, аметистовое, урановое, двухслойное, многослойное), разные техники декора изделий (гравировка, тиснение, травление, резьба, роспись).

Экспозиция позволяет увидеть все этапы развития производства стекла на заводе с 1730-х годов до 1918 года. По большому счету это история стекольного дела в России. Здесь есть изделия, напоминающие произведения Галле, есть комплекты в русском стиле. Над эскизами для посуды работали лучшие художники своего времени. И получались у них настоящие шедевры.

Основным заказчиком завода была императорская семья. Завод делал произведения для многочисленных дворцов семьи. Посуду стеклянного завода давали в приданое венценосным невестам. Здесь делали различные вещи для подарков, в том числе были и стеклянные пасхальные яйца. Не удивительно, что завод не смог сохраниться после революции. Он прекратил работу в 1918 году. А жаль. Но думаю, что мастера завода нашли себе работу на других производствах.

Коллекция формировалась на протяжении 100 лет, сюда были отправлены национализированные собрания из московских особняков, и потом она пополнялась лучшими образцами керамики со всех уголков СССР. Полнота и многообразие экспонатов позволяет проследить основные направления и этапы развития искусства керамики советского и постсоветского времени.


1 сентября 1939 года нацистская Германия вторглась в Польшу, началась Вторая мировая война. Войска вермахта совершили череду блицкригов, завоевывая «жизненное пространство», но на территории СССР встретили неожиданно мощное сопротивление, которое стало началом конца великой нацистской идеи и привело к падению гитлеровской Германии.
Спустя 80 лет после окончания Второй мировой фотограф Артур Бондарь купил в Германии архив немецкого офицера Граля (Grahl), служившего в одной из пехотных дивизий вермахта. Это 70 фотографий, напечатанных на немецкой фотобумаге Agfa, - своего рода дневник. Снимки сделаны в период с 1939 по 1942 год.
Рассказываем о первых днях самой разрушительной войны в истории и публикуем уникальные снимки немецкого офицера, участвовавшего во вторжении во многие страны Европы, в том числе в СССР.