
Что значит новое небо и земля? Почему бы просто не обновить или не восстановить нынешние? Почему на новой земле не будет моря? Какова цель этого изменения?
В этом тексте мы живём в период после последнего восстания и страшного суда. Сатана ушёл навсегда. История спасения полностью завершилась, ибо Царь царей правил миром тысячу лет, и каждый человек, наконец, получил свою справедливую награду. Теперь мы вступаем в вечное состояние, находящееся за пределами борьбы человеческой истории.
В этом контексте необходимо обновление, новая среда обитания для ныне очищенной человеческой расы, земля, свободная от шрамов восстания, инспирированного сатаной. Эта потребность ощущается на протяжении всего Нового Завета. Павел говорит, что в людях, пребывающих во Христе, есть новое творение (2 Кор. 5:17), которое находится в напряжении из-за ветхости их собственных тел и остального творения (Рим. 8:19-22). Поэтому он может сказать: “Поэтому мы думаем не о том, что видимо, а о том, что невидимо, так как то, что видимо — преходяще, то же, что невидимо — вечно” (2 Кор. 4:18*). Пётр выражает это так: “мы ожидаем новых небес и новой земли, где обитает праведность” (2 Пет. 3:13*). Теперь в Откровении мы видим картину того, как это происходит. Как говорит Бог, “Я создаю всё заново!” (Откр. 21:5*).
Есть два мнения по поводу описываемой новизны. Некоторые учёные полагают, что Иоанн говорит только об обновлённых небесах и земле. Старое будет очищено, но не уничтожено. На самом деле, по их мнению, главной проблемой для Иоанна является моральное очищение, а не физическое обновление, хотя физическое восстановление также должно быть включено в это понятие. Таким образом, в этом отрывке описывается возвращение к целям, которые остались нереализованными, когда человечество было изгнано из Эдема. Чтобы подтвердить свою позицию, эти учёные ссылаются на межзаветную литературу, такую как 1 Еноха 45:4-5 и 2 Ездры 7:75 (сравните 2 Варуха 32:6; 1 Еноха 72:1; 91:16), все из которых говорят о возобновлении творения как об ожиданиях еврейских групп, которые представляли соответствующие авторы.
В то время как все учёные должны согласиться с тем, что главным для Иоанна является нравственное очищение, устранение всей скверны греха и мятежа, некоторые учёные рассматривают такие термины, как “прежние небо и земля исчезли”*, и утверждают, что то, о чём мы говорим в этом отрывке, является совершенно новым творением. Это, по-видимому, соответствует словам Петра, который пишет: “с грохотом исчезнут небеса, тела небесные будут уничтожены огнём, а земля вместе со всем, что творилось на ней, будет сожжена…небеса будут уничтожены огнём и небесные тела расплавятся от жара ...” (2 Пет. 3:10, 12). Другими словами, согласно этой точке зрения, небеса и земля настолько загрязнены, что необходимо что-то вроде всемирного потопа, описанного в Книге Бытия, - разрушение и воссоздание, но на этот раз разрушение происходит огнём, а не водой. Эта вторая позиция, по-видимому, лучше всего соответствует языку Откровения. Таким образом, хотя целью является моральное очищение мира, моральное и физическое настолько тесно переплетены (что мы, возможно, начинаем понимать в нашем экологическом сознании), что это требует серьёзной физической перестройки, настолько экстремальной, что её называют новым творением.
Читать далее...