Либертарианцы из Южного парка
Индивидуализм и свободное общество
Трей Паркер (Trey Parker) и Мэтт Стоун (Matt Stone) о либералах, консерваторах и религии
В конце августа журнал Reason организовал в Амстердаме трехдневную конференцию о будущем свободы самовыражения и рыночной экономики в Европе. В первый вечер мы взяли интервью у Трея Паркера и Мэтта Стоуна, создателей вызывающего острые споры, но чрезвычайно популярного мультипликационного телесериала «Южный парк» (South Park), который уже десятый сезон идет на телеканале Comedy Central. Ниже приводится запись беседы нашего главного редактора Ника Гиллеспи и заместителя главного редактора Джесса Уокера с Паркером и Стоуном.
Всем добрый вечер. Я — Ник Гиллеспи из журнала Reason. Сегодня мы с Джессом Уокером побеседуем с Мэттом Стоуном и Треем Паркером о «Южном парке» и других их творческих проектах – в частности о замечательной кукольной эпопее «Команда «Америка»» (Team America), снятой в 2004 г. Это не только первый полнометражный фильм с участием актеров-марионеток с тех пор как Чарльтон Хестон (Charlton Heston) закончил свою кинокарьеру: в нем к тому же дается самый глубокий анализ внешней политики США и «войны с терроризмом» из всех, что рождены голливудской «фабрикой грез». Да и вашингтонской, кстати.
«Южный парк» - он уже десятый год выходит на канале Comedy Central – это, как вы, наверно знаете, рассказ о злоключениях четырех школьников из выдуманного городка Южный парк в штате Колорадо, квинтэссенции провинциальной косности, деградации и старых добрых американских ценностей.
«Южный парк» - вещь многослойная. Прежде всего это грубоватая, но уморительная комедия, бьющая без промаха по самым разным целям – от смешного (в одной из серий высмеивались планы Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга внести изменения в фильм «В поисках утраченного ковчега» (Raiders of the Lost Ark) для его распространения на DVD) до великого (из первого сезона особенно запомнилась серия, где мальчишки сражаются против Барбры Стрейзанд (Barbra Streisand), изображенной в облике Годзиллы, с помощью Сиднея Пуатье (Sidney Poitier), кинокритика Леонарда Мэлтина (Leonard Maltin), и рок-звезды Роберта Смита (Robert Smith) из группы The Cure). Кстати, после выхода этой серии Стрейзанд раскритиковала сериал – не за то, что ее представили в виде чудовища, а за то, что он поощряет в детях цинизм.
Чаще, однако, создатели «Парка» в гротескной форме поднимают самые серьезные общественные вопросы. Среди них – идиотские просветительские программы о сексе и наркотиках, навязываемые детям, которые по уму, или по крайней мере здравому смыслу, превосходят своих родителей и учителей, или паника, которую вызывает в обществе все, что угодно – от видеоигр до однополой любви и загрязнения окружающей среды. Попросту говоря, «Южный парк» - это самое острое сатирическое произведение последнего десятилетия об американской политике и поп-культуре.
Сегодня мы поговорим с Треем и Мэттом о том, каково это – бросать вызов политическим и иным взглядам их голливудского начальства, в чем состоят их собственные политические взгляды, и каково их происхождение.
Мы будем беседовать и о религии. Если одна из постоянных тем сериала – высмеивание самодовольных и капризных знаменитостей, то другая мишень создателей «Парка» – религиозное ханжество и экстремизм. Впрочем, они пошли и на больший риск, выставив на посмешище Церковь сайентологии – у нее террористов-смертников может и поменьше, чем у исламистов, но адвокатов уж точно больше. При этом подход авторов «Южного парка» к религии – как и к политике – никогда не отличается упрощенчеством, примитивностью или невежеством.
Начнем мы, однако, с вопросов свободы слова и цензуры. Никогда еще в истории люди не могли так свободно выражать свои взгляды, но и противники свободы слова никогда еще не были столь крикливы, а порой и смертельно опасны. В США мы сталкиваемся с постоянными, все более настойчивыми попытками распространить государственное регулирование свободы слова на кабельное и спутниковое телевидение, а также радио, и ужесточить ограничения в отношении откровенных политических высказываний за счет «реформы» финансирования избирательных кампаний.
В Европе мы стали свидетелями не только появления законов, призванных оградить представителей определенных групп от «оскорбительных» высказываний, но запугивания и даже убийства людей, не желающих молчать. Наше стремление провести эту конференцию именно в Амстердаме связано не только с тем, что этот город стал родиной толерантности, но и с тем, что здесь произошло одно из самых жестоких преступлений последних лет, связанных со свободой слова: убийство голландского режиссера Тео Ван Гога (Theo Van Gogh). В 2004 г. он был зарезан на улице из-за того, что снял десятиминутный фильм, где критиковалось отношение к женщинам в исламском мире.
много интересного текста