• Авторизация


Меланхолия фон Триера. Поток сознания на заданную тему 10-07-2011 04:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Недавно я разговаривала с одним знакомым О., который приехал в Москву на пару дней (он, кстати, был у нас в последнем эфире). Он работает в гуманитарной миссии Красного Креста. Он работал в Осетии, Грузии, Карабахе, Азербайджане. В Камбодже. Сейчас работает на Гаити. Устраняет последствия катастрофы.
Я его спросила, есть ли какой-то видимый край у его работы и что он собирается делать потом.
Он сказал, что он будет на Гаити до конца 2012 года. А потом хочет поехать за Урал. Чтобы сделать паузу. И просто пожить.

В тот момент мне на ум почему-то пришло чувство тщеты и мировая скорбь. Я подумала, что даже такой человек, как О., чья работа, может быть, даже кажется несоразмерной человеку из-за своей глобальности (миссия! международная надорганизация!), такой человек всё равно кончится. Вот он (или не он) был в Камбодже или где угодно, во Французской Полинезии, в пустыне Австралии, в Индонезии, в Киргизии, за Уралом, в Москве, в Белоруссии. Его миссия синхронизированна, мне кажется, с оборотами земли вокруг своей оси. А он всё равно в какой-то день закончится.
Толстой закончился. Чехов закончился. Бетховен, Леонардо да Винчи закончились и Марк Шагал тоже.
Кто бы знал, почему я вдруг об этом подумала тогда.

Сегодня я посмотрела фильм Ларса фон Триера "Меланхолия".
Так вот я думаю, что он тоже про конец. Всех настигнет конец. Он - вечное, что существует.
И одна из главных героинь Джастин - это воплощение отношения к жизни, которое мне сложно сформулировать.
Такое отношение к жизни - это своеобразный шар, кстати. В первой части фильма Джастин говорит матери, что она боится. И у неё ничего не получается создать там, где не происходит вечных процессов. То есть так вышло, что в её жизни не происходит вечных процессов. Она, её мать и её отец не являются семьёй. Мать с отцом друг друга как будто презирают. И как-то никак не относятся к Джастин. Свадьба - формальность. Работа - обман. Это всё сводит Джастин с ума.

В тот момент, когда оказывается, что огромная планета под названием "Меланхолия" столкнётся с Землёй и Земли больше не будет, у Джастин как будто появляется смысл жизни.
Конец любой жизни - смерть. И эта мысль влияла на людей всегда. Влияла на искусство. Тема времени - это тоже тема смерти в какой-то степени. А тема времени всегда пронзительная, полная смысла. И мысль о том, что будет конец, наполнила смыслом жизнь Джастин так же, как тема времени может наполнить стихотворение или что угодно. И меланхолия в данном случае - это как будто жизненная позиция ощущения конца, осознания, что он будет. Когда главное и неотвратимое выходит вперёд, а к мелочам испытываешь равнодушие. В фильме - полное равнодушие и безразличие. В жизни - беспристрастие. Меланхолия - это умение принять вечное, вечные процессы.
Кстати, чтобы как-то разбавить вечное (чтобы там не только конец был): Джастин ещё постоянно рядом с ребёнком своей сестры.

В моей логике можно трактовать сцену, где Джастин вырывает с полок картины с чёрными квадратами и кругами, конструктивистскими и авангардными схематичными изображениями. Она ставит на их место вечные сюжеты. И вообще, она в фильме вся такая вечная...

Мне не нравится эта трактовка. Я вообще думаю, что хорошо, когда есть мама и папа и можно лепить из пластилина и красить забор. Чтобы когда зелёная краска кончилась, в ящиках нашли красную. И забор получился бы наполовину зелёный, наполовину красный.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (12):
silvatan 10-07-2011-06:45 удалить
Насчет конца-это только физическое существование тела заканчивается.
А насчет души мы ведь не знаем.

Потом, что есть конец? Вот например для меня Чехов, Шагал - намного живее соседа за стеной.


У фон Триера-кризис среднего возраста . Я слышала, что он там чудит все больше и больше.
Фильмы его не хочется смотреть уже давно.
ничего они не закончились.
ну да мы их потеряли.. но они - не закончились
Ответ на комментарий silvatan # Ну да, физическое заканчивается. Но заканчивается.
А Шагал и Чехов, как живые люди, закончились.
А мне интересен ещё фон Триер. Я каждый раз не знаю, что будет.
Ответ на комментарий Василий_Гагарин # Должна констатировать, что как люди они закончились.
silvatan 10-07-2011-20:02 удалить
То есть мы не можем их увидеть, подержать за руку. В этом смысле-да.
Но в большем-конечно нет.

Конечно никакие дела, воспоминания и т.п.
не могут заменить живого человека. Это правда.
Но все же это не значит, что человек бесследно исчезает.
Ответ на комментарий silvatan # Ну да. Тут и не может быть спора никакого, собственно говоря.
для меня Чехов не исчез. Но сам для себя исчез. Как любой человек.
Ruf_Bilan 10-07-2011-22:24 удалить
иногда говорят : - "мне трудно представить бесконечность вселенной".Однако гораздо труднее представить конечность вселенной - за любым "концом" будет ещё что нибудь и т.д.И всё равно,каждая отдельная вселенная конечна.Или вернее сказать ,мы тут сталкиваемся с невозможностью выражения привычными средствами непостижимых понятий. И в отношении земного срока жизни отдельного индивидуума тоже самое,в силу непостижимости этого вопроса рассудочными средствами,эта область человеческого опыта, давным давно переведена в разряд иррациональных,мистических,религиозных и т.д. понятий.Это если коротко.
Ответ на комментарий Ruf_Bilan # Ничего не могу возразить.
Ruf_Bilan 11-07-2011-07:38 удалить
Ответ на комментарий Мнастя_Борк # тогда ешё подбавлю маленько: - в изучении литературы(европейской) ХХ века,никак не обойтись без политического и исторического аспекта,без него, это просто чистая клиника.Очень легко попасть в работники, к "Хозяйке Медной Горы".
08-08-2011-23:49 удалить
Да-да, Настя , ты верно написала, что всё кончается!

Мы же живём для себя, а МЫ в один момент берём и...кончаемся! И для нас САМИХ, сколько бы мы книг и картин мы при жизни не написали- нас уже НЕТ. Нашего восприятия больше НЕТ!

Писать о том, что "Пушкин жив!" можно сколько угодно- это уже избито и скорее подходит для темы школьных сочинений и проповедей...
А жизнь она штука конечная. Мне почему-то всегда было неприятно думать, что моей душой до меня ещё кто-то "пользовался"! Почему же мы думаем, что наша душа после смерти останется, куда-то или в кого-то переселится? Тогда откуда же изначально она взялась? Создавалась ли она специально для моего тела или она просто набор запрограммированных эмоций и поведенческих реакций, которые свойственны в принципе любому человеку в тех или иных вариантах? Является ли моя душа чем-то уникальным, неповторимым? Если да, то я не хочу, чтобы она продолжала существовать после моего уничтожения и доставаться кому-то другому! Я- это я. Когда меня не станет- это буду уже не я. Меня не будет! И Слава Богу, наверное...

Вот такие вот мысли у меня!

Сегодня просто посмотрела фильм "Меланхолия" с родителями в "Праге". Поэтому и мнение в основе сходное с Настиным, наверное...
Ответ на комментарий # Жаль, что анонимно.


Комментарии (12): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Меланхолия фон Триера. Поток сознания на заданную тему | Мнастя_Борк - ....ничего сверх меры... | Лента друзей Мнастя_Борк / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»