[219x340]
Рецензия на Spook Country.
Примечание: то черновик материала, который вышел в "Мире Фантастики". По правилам журнала сетевая публикация материала может быть через два-три месяца после выхода номера. Посему размещаю один из черновиков. Но, думаю, что после прочтения этого текста и так будет ясно, что к чему.
-------------------------------
"Развернутые социальные прогнозы – это для нас недоступная роскошь; наше настоящее стало слишком кратким, слишком подвижным, и прогнозы на нем не могут устоять..."
"Распознавание образов"
Гибсон больше не пишет о будущем. Гибсон пишет о настоящем. Трудно сказать почему отец киберпанка отказался от трудной роли предсказателя. В одном из интервью после выхода книги он сказал что, "я убедился, что пытаться вообразить себе будущее сейчас - просто глупо". Мир стал слишком быстрым для одного из бунтарей американской фантастики 80-х. Действие нового романа происходит не "где-то в далекой-далекой галактике", а в хорошо узнаваемых реалиях мира после 9/11.
Начало романа интригует. Бывшая участница популярной музыкальной группы Curfew, а ныне вольнонаемный журналист, Холлис Хэнри, пишет материал о новом течении цифрового искусства - locative art. Материал заказан изданием Node, новым европейским журналом а-ля Wired. Суть "локативного искусства" заключается в том, что на реальное географическое место накладывается виртуально-реконструированное историческое событие. Увидеть такую инсталляцию можно с помощью "железа", дающего доступ в киберпространство. Холлис встречается с одним из художников, который знакомит ее не только со своими работами, но и с одним из ключевых людей в этом искусстве, геохакером Бобби Чомбо…
Как выясняется позже за Node стоит Хьюберт Бигэнд. Для тех, кто подзабыл - именно этот коварный тип нанял Кейс Поллард для расследования дела о фрагментах фильма, который аноним выкладывал в сеть. Эксцентричный хозяин марктингового агенства "Синий муравей" использует Node как прикрытие. На самом деле он затягивает Холлис в гораздо более серьезную игру, суть которой до конца не знает сам.
Вторая сюжетная линия романа поначалу никак не связана с основной. "Семья" кубинско-вьетнамских наемников противостоит команде других ребят, в числе которых мы чаще всего видим парочку из мрачноватого отставника и наркомана-переводчика. «Шпионы» борются за некий контейнер, содержимое которого остается в тайне до самого финала. Где-то к середине книги линии пересекаются, темп повествования возрастает и стремительно ведет к развязке. Spook Country правильнее переводить как "Страна шпионов". Это уже не фантастика дальнего прицела. Это детектив про наше настоящее. При всей фантастичности "локативного искусства" эта технология - всего лишь одна из ближайших возможных реализаций концепции "расширенной реальности". Нечто подобное уже делают сейчас. Через несколько лет, эти технологии, сращенные с Digital Globe или еще чем-нибудь подобным, позволят реализовать эту концепцию в массовом порядке.
И это то, что бросается в глаза после прочтения первых глав книги. Дальше становятся видимыми другие моменты, отличающие этот роман от предыдущих текстов Гибсона.
Если в ранних киберпанковских вещах Гибсона идеологическим стержнем было противостояние "человек-система", то сейчас акценты смещаются. Мы видим теневое противоборство "система-система". Главные действующие лица романа – пешки в чьей-то более крупной игре. Герои-одиночки ушли. "Уличные самураи" и хакеры, борющиеся за выживание, за то, чтобы вырваться с улицы, пропали. Их место заняли упитанные представители среднего класса, имеющие вполне приличный доход и репутацию. Они эксцентричны ровно настолько чтобы вызывать интерес у читателя. В «большие игры» они играют скорее в силу толкающих их обстоятельств, нежели осознанно принимая бой. Как следствие они даже отдаленно не напоминают, скажем, Молли и Кейса из "Нейроманта".
После двух сверхуспешных фантастических трилогий и уже на шестом десятке лет, Гибсон начинает менять курс. Последние два романа - это уже мэйнстрим, "обычная" художественная литература. Романы о будущем, которое уже здесь.
"Страна призраков" - роман который стоит прочитать, но перед прочтением стоит держать в голове, что это уже не киберпанк, не фантастика, что старый Гибсон закончился. Если у вас получиться отказаться от этого старого штампа, то удовольствие от прочтения гарантировано.
ЦИТАТА
- В августе 2003-го одна из объединенных команд пиратов и агентов ЦРУ взяла на абордаж панамское грузовое судно, следовавшее из Ирана в Макао. Команду интересовал один определенный контейнер. Они сломали пломбы и открыли его. Потом пришел приказ по радио, предписывавший покинуть судно.
- Покинуть?
- Оставить судно. Покинуть контейнер. Они последовали приказу, конечно.
- Кто сказал вам об этом?
- Тот, кто утверждал, что был в числе абордажной команды.