[425x327]
Концепция Кибернетического Глобуса - одна из ключевых в "гейткиперском цикле". По-моему мнению эволюция сети, Internet'а в результате придет именно к этому - динамической копии реального мира, глобальной базе данных, посаженной на сетку из пространственно-временных координат нашей матушки-Земли. Вторая половина виртуальности - то, что никогда не существовало на самом деле. Те самые вымышленные миры, которые создает человек с тех самых пор как слез с дерева. На мой взгляд эти две крайние точки на спектре отображают крайние мотивации человека, по отношению к этому миру.
Копия реальности - здесь главенствующим мотивом является овладение этим миром, путем создания информационных оболочек, которые облегчают взаимодействие и управление. Это активная позиция. Концепция "расширенной реальности" реализуется людьми, которые не бояться этого мира.
Гугловский сервис Google Maps (который сейчас стал Digital Globe) стартовал в 2001-ом. В некоторых деталях я себе это так и представлял. Топоснова, на которую наложены различные информационные слои. Сейчас это потихоньку начинает вспучиваться 3D и обрастать новыми деталями. Что дальше?
"Расширенная", "наложенная" реальность - то, что рано или поздно войдет в нашу жизнь. Уже существуют системы, которые накладывают цифру на реальные объекты. Для тех, кому интересно - могут почитать "Умные толпы" Говарда Рейнгольдса, где он рассказыват об истории разработок в этом направлении и недавно вышедший роман Уильяма Гибсона "Страна призраков" (Spook Country). В последнем тексте описано одно из воможных воплощений этой технологии - "локативное искусство" (locative art).
Создание виртуальных миров, никогда не существоваших - это бегство от этой реальности, эскапизм новейшего времени. World of Warcraft, Everquest, Lineage, многочисленные китайско-корейские MMORPG, хит последних сезонов Second Life - из этой оперы. Являются ли они злом, иллюзиями, которые заменяют людям настоящую жизнь? Я думаю, что беготня ролевиков по лесам или чрезмерное употребление сериалами - по сути тот же эскапизм. Люди, убивающие время на просмотр тв-контента по 2-3 часа в день тоже проводят время в других мирах.
На этом вступительная часть заканчивается. Для тех кому интересно с чего стартовала концепция Кибернетического Глобуса тыкают в "читать дальше".
Исходный посыл концепции Кибернетического Глобуса был в этом куске, написанном весной 98-го, когда делался "Диспетчер атаки" (слабонервным не читать - очень многа непанятных букафф).
“Входные: замкнутый контур, в котором циркулирует постоянное количество материи, имеющей свойство собираться в образования разной плотности, сложности и упорядоченности; образования в свою очередь могут соотноситься друг с другом, быть в зависимости, подчиненной или неподчиненной, распадаться, собираться в более сложные структуры, организовывая системы, поглощать и выделят из себя материю, циркулирующую в контуре; количество материи неизменно, она не может ни прибавляться ни исчезать; контур замкнут и герметичен, образования в дальнейшем будут называться объектами.
Далее, контур соотносится с неким энным числом систем координат, имеющим начало отсчета как в нем, так и вне его; координаты имеют следующие характеристики:
типы объектов, каждая из систем координат оперирует двумя типами объектов, элементарными, т.е. “неделимыми” (в этой системе) единицами и составными, теми, которые слагаются из элементарных, в системе происходит определение “последнего края”, т.е. той неделимости, от которой следует отталкиваться и макросистемой, которая является сосудом, вмещающим в себя все как элементарные объекты, так и многосоставные;
- масштаб системы определяет пространство системы, т.е. “расстояния” и “характер связи” между объектами, описывая “окружение” какого-либо объекта, т.е. его ближайших и дальних соседей и т.д.,
- кроме него система имеет время, которое описывает “жизненные циклы” образований, их периоды, длительность, зависимость их от соотношений между друг другом и т.д.,
- системы координат имеют важное свойство размножаться, т.е. они могут порождать себе подобных;
- последнее по системам координат: системы координат порождают информацию, описывая объекты по своим основным характеристикам,
- последнее по существу: человек является одним из образований контура, системой координат и активным порождающим источником систем координат и информации.
Проблема: системы координат, порождая информацию (процесс уже идущий в геометрической прогрессии), создают “паразитическое излучение”, увеличивающее хаос в “принятии решений”, отношениях между людьми, в отношениях человека и мира, приводящих к созданию антропогенных объектов с неучтенными свойствами и легко теряющими упорядоченность при удалении из них человека, ускоряя разрушение своего окружения, хаос увеличивается с бесконтрольным возрастанием количества информации, попадающей в ограниченное по объему воспринимаемого сознание человека.
Задача: взять контур “под контроль”, т.е. ограничить количество вновь возникающих систем координат, количество порождаемой ими информации, уничтожить дублирующие массивы информации и то, что является информационным мусором..”
P.S. Хронология эволюции Сайберглоба частично описана здесь
P.P.S Рецензия на Spook Country вроде как идет в "Мир фантастики". Следите за анонсами.