• Авторизация


у "нас" и у "них": интеллектуальная собственность 19-12-2013 10:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!


За одну идею, что в России есть что-то такое, чего нет во Франции, большинство людей может бить меня ногами. Но это неоспоримый факт. Как ни смешно, но в России есть свобода информации. Я сейчас говорю не о несчастных, искалеченных и изнасилованных СМИ. В этой области у нас действительно все очень плохо. Я сейчас говорю о другой информации, более ценной - научной и культурной (тобишь литературной). Кажется, я уже писала, что Россия - это страна пиратов. Казалось бы, очень плохо. Однако...


Как у "них"
Недавно я была на учебной экскурсии в Библиотеке Святой Женевьевы - одном из самых богатых исследовательских центров. Это ежегодное мероприятие - у моего вуза договор о сотрудничестве с этой библиотекой.  Пятнадцать человек, затаив дыхание, рассматривали газеты семнадцатого и восемнадцатого века. Это уникальная возможность. Обычно посетителям дают доступ только к "диафильмам" - полу-оцифрованной версии газет. И это ужасно неудобно. Тебе торжественно вручают объемную бобину (почти как кинолента), которую можно просматривать исключительно последовательно. Поэтому, если ты ищешь выпуск ежедневной газеты, например, от 5 июля, нужно раскрутить бобину до середины (естественно - в допотопном проекторе, похожем на смесь безумно старого компьютера и машины для печати фотографий), а потом свернуть обратно. Это долго, неудобно, и работать с этими "диафильмами" может максимум один человек. Уж молчу про то, что до библиотеки нужно доехать и простоять очередь на вход. Я  не удержалась и спросила у сотрудников, почему нельзя просто взять и оцифровать эти архивы. Допустим, сканировать старые газеты (пусть и в превосходном состоянии) очень сложно. Но никто же не мешает их отфотографировать. Современная техника позволяет делать отличные снимки даже в сумерках и уж тем более без вспышки, которая вредит раритетам. Да и с "диафильмами" все просто. Существуют же сканеры для фото-пленки. Это не такая уж и проблема. Тем более что лет через 20 такая техника отойдет глубоко в прошлое и будет представлять больше проблем, чем пользы. И мне ответили. Я не совсем точно поняла, каким образом оцифровка изданий, вышедших в свет более чем две сотни лет назад, может нарушить чьи-то авторские права. Но, оказывается, может. И,оказывается, диафильмы в свое время закупались библиотекой за большие деньги. И их оцифровка и свободный доступ как-то скажутся на благосостоянии библиотеки. В общем, не хотят  и точка.
Во Франции вообще с авторским правом все серьезно. Электронную версию книжки можно только купить. Если повезет - найти отрывки в свободном доступе на Гугл Букс (и тех пытаются засудить и закрыть). Учебники в библиотеке? Штук пять на три сотни человек. Остальные - покупайте. И так - везде. 

Но еще больше мне нравится французский закон "о моральном праве", который очень красиво дополняет закон о праве авторском. Суть его сводится к тому, чтобы условно продолжить действие авторского на неопределенный срок. Как вы знаете, через 70 лет после смерти автора, литературное произведение становится общественным достоянием. И я могу абсолютно спокойно распечатать, например "Отверженных" Виктора Гюго  у себя дома на принтере и это будет совершенно законно. Казалось бы все - выдохнули. Автор почил 128 лет назад, а нам можно спокойно наслаждаться его творением и жить дальше. Однако пару лет назад в Париже был удовлетворен иск наследников писателя к какому-то неизвестному зачуханому автору.  В  чем дело? А все просто - мужик догадался написать продолжение к "Отверженным" этакую смесь фанфика и измышлений на тему куда пойдут дела у Мариуса и Козетты после смерти Жана Вальжана  и во что превратится революция... Казалось бы, почему бы и нет - Гюго то умер почти полтора века назад. Но неееееет. "Моральное право" гласит, что после смерти автора его наследники имеют права, неограниченные временными рамками, на персонажей произведения. То есть, если пра-правнук Гюго напишет продолжение, эт нормально. А кто-то другой - плати маржу. Все, господа. Можно расслабиться - фанфики во Франции, по сути, вне закона.  

Как у "нас"

Ну, тут вы сами знаете. Прелести торрентов, онлайн-библиотек и прочих ресурсов. Идея бесплатного контента в Интернете у нас фактически реализована. Я, в бытность свою студентом, даже нашла сайт, на котором можно было скачать не только учебники-статьи, но даже лекции множества преподавателей, ответы на всевозможные госэкзамены и даже шпаргалки. Согласитесь - восхитительный ресурс. Я уж молчу про библиотеки типа Гумера или Мошкова. В России, если человек хочет образовываться, он может это делать совершенно свободно. Ведь интернет сейчас стоит около 450 рублей в месяц (это нижняя планка, но не думаю, что очень уж много людей выкачивает научные фильмы террабайтами или зависает на сайте "Теории и практики"). Так или иначе, я могу найти оооочень много информации не выходя из дома и не тратя на это ни копейки.

Казалось бы, пиратство это очень и очень плохо. Вот только я считаю, что вымогание денег за интеллектуальные произведения - это еще хуже. Ведь для чего пишутся все научные труды (которые очень часто еще и спонсируются из разных источников, а значит единожды уже оплачены и я оказываюсь повторным покупателем (как секонд-хенд, только в мире знаний), а цена ничем не отличается, по сути), да и литературные произведения, в общем-то тоже? Для того, чтобы как можно больше людей с ними ознакомилось, поднялось на ступеньку в саморазвитии, обогатилось. Это смешно, конечно, но я не смогла найти в Интернете трудов Аристотеля или Платона на французском - а согласитесь, это уже мировое достояние. И все вопли про то, что в библиотеке книжка одна, а скачивая ее в интернете я ее размножаю, меня тоже угнетают. Вот скажите, сколько людей хранят на компьютере прочитанные книги? Я таких не знаю. По сути - та же библиотека: пришел на сайт, взял книжку, прочитал, вернул на сайт. Только нет проблемы, что книжка в библиотеке одна и тебе придется ждать месяц и ловить того гада, который на три секунды обогнал тебя у книжной полки. В юношестве я долго тусовалась на Самиздате (и настолько плотно, что помнила всех авторов из топ-сотни и большую часть из них прочитала, отслеживая появление новых книжек). Так вот, Оксану Панкееву (горячо мною любимую) я нашла именно на Самиздате в свободном доступе. И первые книжки прочла в интернете, бесплатно. И мне настолько понравилось, что я пошла в магазин и купила их. И когда я начну зарабатывать приличные деньги, с удовольствием перечислю энную сумму на ее счет. А книга моей любимой Марии Камшиной "Идущая" до сих пор не напечатана ни одним издательством.  В общем, примеров масса. И я молчу о том, что преподаватели косвенно заставляют нас покупать свои учебники (нет, я конечно не обязана была покупать учебник по социологии, но с ним мне как-то проще было готовиться к экзаменам (хотя он и отвратно сконструиирован), и даже были экземпляры в библиотеке...три, на три сотни человек... в общем,  сами понимаете).

Одним словом, Интернет в России нравится мне не только за оперативность он-лайн покупок (я об этом писала здесь) Но и за принцип свободного доступа к информации. Не знаю, как долго это продержится, но... твердо уверена, что назначение любого интеллектуального творчества - расширять границы познания. И твердо уверена, что эта возможность должна быть доступна всем. Вне зависимости от финансового состояния и социального статуса (ведь не только в России бумажные книги стоят очень дорого, а в профильные библиотеки можно записаться только имея официальный статус  студента или ученого).

UPD в тему: мне очень нравится пост akry о стоимости электронных книг

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
Анарета 19-12-2013-13:45 удалить
Вообще не понимаю смысла этой истерии вокруг пиратства, хотя за такие крамольные высказывания меня когда-нибудь тоже забьют ногами. Понятное дело, что авторам тоже надо зарабатывать. Но настоящий автор пишет для того, чтобы его творения прочитали, поняли, оценили... а значит, чем более они доступны, тем больше шансов быть услышанным и оцененным (и в материальном смысле в том числе). "В интернете нет трудов Платона и Аристотеля" - это уже даже не смешно((
Green_Leo 19-12-2013-13:55 удалить
Ответ на комментарий Анарета # Анарета, ну, Платон и Аристотель, конечно, есть, но за денежку. Мне вообще кажется, что с приходом Интернета система "заплати автору за книжку" очень сильно устарела. Во-первых, потому что кроме автора за книжку получает процент: издатель, хозяин интернет-ресурса, банк (как же мы без процента за переводы денег-то), налоговая служба... В общем, масса народа, которая на эти деньги и права-то особо не имеет. Другой вопрос, что придумать адекватную систему оплаты авторского труда я сейчас не могу. Единственное - это система личных пожертвований, но не всех она устраивает (хотя вот тоже, я купила учебник по социологии за 37 евро, потому что он был написан лектором и лектор его на первом занятии настойчиво советовал, если бы у меня была возможность заранее ознакомиться с содержимым, я бы на эту фигню ни копейки не потратила бы. Так что система добровольных дотаций может просто на просто потопить некачественных авторов (даже если это "прзнанный мировой специалист" типа нашего препода))
Видишь ли, истерию насчет пиратства раздувают авторы. Тут общались и выяснилось, что свой ущерб от скачанной книги они представляют себе, как ущерб от книги бумажной. А это очень разные вещи. Но человек, у которого нет денег, всё равно не купит. Зато скачав и прочитав, я покупаю, если мне книга понравилась. Самиздат - просто прекрасны! Я там Коростылеву нашла. А в печати она тоже не выходила.
Анарета 19-12-2013-16:37 удалить
Ответ на комментарий Green_Leo # Green_Leo, я тоже не могу представить реальную альтернативу нынешней системе... но самое грустное то, что творчество в широком смысле становится "бизнесом"... а оно им быть не должно.
Green_Leo 19-12-2013-16:37 удалить
Ответ на комментарий Дочь_матери_Лелевы # Дочь_матери_Лелевы, ни в жисть не поверю про авторов. Чай михалковская инициатива от него одного шла. И авторам же выгодно, чтобы о них знали. Тут скорее вопрос к издательствам.
Green_Leo 19-12-2013-18:09 удалить
Ответ на комментарий Анарета # Анарета, а я уверена, что творчество всегда было бизнессом. Софисты, например, риторикой зарабатывали, а Достоевский вообще только на романах своих в литературных журналах и жил. Другой вопрос, что в бизнесе есть свои правила. а мы их что-то подзабыли.
Интересный пост. Слушай, но неужели во Франции нет своих пиратов?


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник у "нас" и у "них": интеллектуальная собственность | Green_Leo - жизнь - это зебра... | Лента друзей Green_Leo / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»