За одну идею, что в России есть что-то такое, чего нет во Франции, большинство людей может бить меня ногами. Но это неоспоримый факт. Как ни смешно, но в России есть свобода информации. Я сейчас говорю не о несчастных, искалеченных и изнасилованных СМИ. В этой области у нас действительно все очень плохо. Я сейчас говорю о другой информации, более ценной - научной и культурной (тобишь литературной). Кажется, я уже писала, что Россия - это страна пиратов. Казалось бы, очень плохо. Однако...
Как у "них"
Недавно я была на учебной экскурсии в Библиотеке Святой Женевьевы - одном из самых богатых исследовательских центров. Это ежегодное мероприятие - у моего вуза договор о сотрудничестве с этой библиотекой. Пятнадцать человек, затаив дыхание, рассматривали газеты семнадцатого и восемнадцатого века. Это уникальная возможность. Обычно посетителям дают доступ только к "диафильмам" - полу-оцифрованной версии газет. И это ужасно неудобно. Тебе торжественно вручают объемную бобину (почти как кинолента), которую можно просматривать исключительно последовательно. Поэтому, если ты ищешь выпуск ежедневной газеты, например, от 5 июля, нужно раскрутить бобину до середины (естественно - в допотопном проекторе, похожем на смесь безумно старого компьютера и машины для печати фотографий), а потом свернуть обратно. Это долго, неудобно, и работать с этими "диафильмами" может максимум один человек. Уж молчу про то, что до библиотеки нужно доехать и простоять очередь на вход. Я не удержалась и спросила у сотрудников, почему нельзя просто взять и оцифровать эти архивы. Допустим, сканировать старые газеты (пусть и в превосходном состоянии) очень сложно. Но никто же не мешает их отфотографировать. Современная техника позволяет делать отличные снимки даже в сумерках и уж тем более без вспышки, которая вредит раритетам. Да и с "диафильмами" все просто. Существуют же сканеры для фото-пленки. Это не такая уж и проблема. Тем более что лет через 20 такая техника отойдет глубоко в прошлое и будет представлять больше проблем, чем пользы. И мне ответили. Я не совсем точно поняла, каким образом оцифровка изданий, вышедших в свет более чем две сотни лет назад, может нарушить чьи-то авторские права. Но, оказывается, может. И,оказывается, диафильмы в свое время закупались библиотекой за большие деньги. И их оцифровка и свободный доступ как-то скажутся на благосостоянии библиотеки. В общем, не хотят и точка.
Во Франции вообще с авторским правом все серьезно. Электронную версию книжки можно только купить. Если повезет - найти отрывки в свободном доступе на Гугл Букс (и тех пытаются засудить и закрыть). Учебники в библиотеке? Штук пять на три сотни человек. Остальные - покупайте. И так - везде.
Но еще больше мне нравится французский закон "о моральном праве", который очень красиво дополняет закон о праве авторском. Суть его сводится к тому, чтобы условно продолжить действие авторского на неопределенный срок. Как вы знаете, через 70 лет после смерти автора, литературное произведение становится общественным достоянием. И я могу абсолютно спокойно распечатать, например "Отверженных" Виктора Гюго у себя дома на принтере и это будет совершенно законно. Казалось бы все - выдохнули. Автор почил 128 лет назад, а нам можно спокойно наслаждаться его творением и жить дальше. Однако пару лет назад в Париже был удовлетворен иск наследников писателя к какому-то неизвестному зачуханому автору. В чем дело? А все просто - мужик догадался написать продолжение к "Отверженным" этакую смесь фанфика и измышлений на тему куда пойдут дела у Мариуса и Козетты после смерти Жана Вальжана и во что превратится революция... Казалось бы, почему бы и нет - Гюго то умер почти полтора века назад. Но неееееет. "Моральное право" гласит, что после смерти автора его наследники имеют права, неограниченные временными рамками, на персонажей произведения. То есть, если пра-правнук Гюго напишет продолжение, эт нормально. А кто-то другой - плати маржу. Все, господа. Можно расслабиться - фанфики во Франции, по сути, вне закона.
Как у "нас"
Ну, тут вы сами знаете. Прелести торрентов, онлайн-библиотек и прочих ресурсов. Идея бесплатного контента в Интернете у нас фактически реализована. Я, в бытность свою студентом, даже нашла сайт, на котором можно было скачать не только учебники-статьи, но даже лекции множества преподавателей, ответы на всевозможные госэкзамены и даже шпаргалки. Согласитесь - восхитительный ресурс. Я уж молчу про библиотеки типа Гумера или Мошкова. В России, если человек хочет образовываться, он может это делать совершенно свободно. Ведь интернет сейчас стоит около 450 рублей в месяц (это нижняя планка, но не думаю, что очень уж много людей выкачивает научные фильмы террабайтами или зависает на сайте "Теории и практики"). Так или иначе, я могу найти оооочень много информации не выходя из дома и не тратя на это ни копейки.
Казалось бы, пиратство это очень и очень плохо. Вот только я считаю, что вымогание денег за интеллектуальные произведения - это еще хуже. Ведь для чего пишутся все научные труды (которые очень часто еще и спонсируются из разных источников, а значит единожды уже оплачены и я оказываюсь повторным покупателем (как секонд-хенд, только в мире знаний), а цена ничем не отличается, по сути), да и литературные произведения, в общем-то тоже? Для того, чтобы как можно больше людей с ними ознакомилось, поднялось на ступеньку в саморазвитии, обогатилось. Это смешно, конечно, но я не смогла найти в Интернете трудов Аристотеля или Платона на французском - а согласитесь, это уже мировое достояние. И все вопли про то, что в библиотеке книжка одна, а скачивая ее в интернете я ее размножаю, меня тоже угнетают. Вот скажите, сколько людей хранят на компьютере прочитанные книги? Я таких не знаю. По сути - та же библиотека: пришел на сайт, взял книжку, прочитал, вернул на сайт. Только нет проблемы, что книжка в библиотеке одна и тебе придется ждать месяц и ловить того гада, который на три секунды обогнал тебя у книжной полки. В юношестве я долго тусовалась на Самиздате (и настолько плотно, что помнила всех авторов из топ-сотни и большую часть из них прочитала, отслеживая появление новых книжек). Так вот, Оксану Панкееву (горячо мною любимую) я нашла именно на Самиздате в свободном доступе. И первые книжки прочла в интернете, бесплатно. И мне настолько понравилось, что я пошла в магазин и купила их. И когда я начну зарабатывать приличные деньги, с удовольствием перечислю энную сумму на ее счет. А книга моей любимой Марии Камшиной "Идущая" до сих пор не напечатана ни одним издательством. В общем, примеров масса. И я молчу о том, что преподаватели косвенно заставляют нас покупать свои учебники (нет, я конечно не обязана была покупать учебник по социологии, но с ним мне как-то проще было готовиться к экзаменам (хотя он и отвратно сконструиирован), и даже были экземпляры в библиотеке...три, на три сотни человек... в общем, сами понимаете).
Одним словом, Интернет в России нравится мне не только за оперативность он-лайн покупок (я об этом писала здесь) Но и за принцип свободного доступа к информации. Не знаю, как долго это продержится, но... твердо уверена, что назначение любого интеллектуального творчества - расширять границы познания. И твердо уверена, что эта возможность должна быть доступна всем. Вне зависимости от финансового состояния и социального статуса (ведь не только в России бумажные книги стоят очень дорого, а в профильные библиотеки можно записаться только имея официальный статус студента или ученого).
UPD в тему: мне очень нравится пост akry о стоимости электронных книг