• Авторизация


Ещё инфа... 07-01-2006 21:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Хороший человек-проповедник Клайв Льюис не только дружил с профессором Толкиеном — объектом поклонения толкиенистов, очарованных ВК, и не просто преподавал вместе с ним в Оксфорде полвека назад. Клайв Льюис прославился тем, что взял, и написал роман с продолжением. И роман, и продолжение, и даже приквел, заняли достойное место на полке детской классики. Фэнтазийная притча о параллельном мире, входом в который является платяной шкаф, поразила мой разум много лет тому назад, когда была я в нежном возрасте, (во что сейчас трудно поверить).

Экранизация сего произведения под названием «Лев, колдунья, и волшебный шкаф» воспроизведена по отношению к первоисточнику с большой долей буквальности. И теперь воображать ничего не надо: креативщики вообразили и воплотили собственное представление на заданную тему. Чтобы мы увидели, как выглядят сказочные химеры, до сих пор имевшие место в статичном изобразительном, и литературном творчестве: нимфы, триады, кентавры, фавны, грифоны, минотавры, и даже птица Феникс. Но нельзя журить бригаду создателей за то, что они впали в детство и вспомнили все, что только смогли вспомнить. Диалоги — детский лепет, монологи — то же самое, сюжет — напоминание «все мы родом из детства».

Тильда Свинтон, (простите, Колдунья), наехала запряженными в свою колесницу белыми медведями на маленького волшебника Гарри Поттера. Вышло это членовредительство случайно: просто киносериал о Хогвартсе уже не новость дня, а первый фильм из грядущей нарнической эпопеи стал как раз тем, «кто на новенького». На самом же деле эта часть хроник, изданная в 1950-м году, задумывалась сказителем как самостоятельное единое произведение. Но на следующий год был опубликован «Племянник Чародея», напросившийся на бумагу нежданно-негаданно, и ставший не продолжением, а предтечей «Льва», если придерживаться событийной хронологии. Потом напросилось еще много чего общим числом семь. Соответственно, поклонники вымышленной чудесной страны по сию пору бьются в истерике, желая доказать неединомышленникам, в какой последовательности нужно многочисленные части хроник складывать: так, или сяк. Или как сам доктор прописал. Кинопромышленность решила начать не с начала.

Порядок воспроизведения не единственная напасть. Потому что можно рассматривать творчество Люиса как философские притчи, насквозь пронизанные религиозно-мистическим подтекстом, идеями христианства, и элементами древних языческих верований. А можно рассматривать по-другому, опустив всякую сакральность. Умирающие и воскресающие боги плодородия дуалистических мифов (египетский Осирис, шумерский Думузи), с их привязкой к земледелию и сезонному циклу, в симбиозе с христианской моралью (искупление чужого греха через добровольную жертву, и воскрешение), по Льюису излагаются в сказочной трактовке, чтобы увлечь детей через игру, раскрыв им ценностные суждения (доброе/злое). Если бы ему вздумалось учить постигать Христа таким манером в Средневековье, или в эпоху Ренессанса, инквизиция непременно обвинила бы проповедующего профессора в ереси, и сожгла на костре. Но в середине прошлого столетия никто даже и не думал предавать Люиса очистительному огню, или анафеме. Напротив: его книги читали не только ради поисков откровений и смысла между строк, но и как сказки-выдумки чистой воды. Голливудские подрядчики, задавшись целью экранизировать популярное чтиво, явно не всматривались в глубинный подтекст, и не ковырялись в богословии, рискуя навлечь на себя гнев ныне здравствующих апологетов, или воинствующих поборников льюисовской теософии. Но кто не рискует — тот не пьет шампанского…

Сопостановщик «Шреков», и режиссер «Нарнии» Эндрю Адамсон сделал что-то святотатственное из одного ряда со Шреком: анимационные звери с Асланом во главе смотрятся неплохо. Именно неплохо. Потому что намедни пропрыгавший с ветки на ветку Кинг Конг продемонстрировал, насколько качественно научились добиваться волшебного эффекта неподдельности. В компьютерных зверях «Нарнии» до настоящести всего шаг: от мультика к фильму. Да еще и Санта с почему-то рыжей бородой (не из ваты), раздает детям подарочки на рождество: рубяще-колющее холодное оружие в довесок к приятным пустячкам вроде животворящего эликсира. Зрители от семи до тринадцати замирают в восторге: кому-то повезло. Если не им самим, так хоть посмотреть. Учитывая, что сие есть детская сказочка, и то, что все мы уже пресытились разными агрессивными моментами в современном кинематографе, плохеет с угрожающей скоростью. Чем дальше — тем больше. Но нужно срочно переключить тумблер, и настроиться на философичный лад серьезного произведения. «Святой отец, я согрешила». В основе, как и полагается сказкам и религиозным апокрифам, борьба света и тьмы.

Явственно припоминаю, что поразило меня при ознакомлении с книгой, дефлорировав мое девственное сознание: отнюдь не мотивы христианства, (десять лет воспитывали атеисткой). Не яркая аллегория «предательства Иуды», не приключение четырех детей по холмам и долам, не разумные говорящие животные, которых в детских книжках пропасть. Меня впечатлило то самое «армагеддонское сражение», генеральная битва «ангелов с бесами», ставшая апофеозом повествования после другого ключевого момента «смерть-воскрешение». В первых кадрах фильма немецкие самолеты летят бомбить Лондон. Но, как выясняется, зло вездесуще и вечно, как все вечные категории: параллельные миры оно тоже не миновало. Его принес человек, и человек должен его победить. Посему «Сыны Адама» и «Дочери Евы» с подарочками Санты в руках должны защищать себя и свой новый мир от хаоса. Весьма интересное зрелище для целевой аудитории с семи до тринадцати (извините, повторюсь).

Теперь чуть подробнее об олицетворении зла, и богине Кали. Непонятнополая Колдунья Тильда с сосульками на голове, как уважающая себя Снежная Королева берет в заложники мальчика, как заправская Медуза Горгона обращает диссидентов в камень, и приносит бога в жертву на фоне декораций потустороннего Стоунхенджа. В хитросплетении компьютерных дорисовок, прорисовок и недорисовок она кажется абсолютно реальной. Как и половинка фавна Тумноса Джеймса Макавоя — та, что выше пояса.

Если пойти на поводу у авторов фильма, можно заставить себя вообще не проникаться смыслом, а смотреть на красиво расцвеченные картинки. «Бохато». Богат разного рода стаффаж, и смелые наряды от кутюр нордической Тильды, и ведьмин замок, и аслановские шатры потерянного рая. Все это — хорошо оформленный детский лепет. Анимация не выдерживает жесткой конкуренции, значительно уступая спецэффектам «Большого Обезьяна» — особенно в изображении живности. Хочется верить, но не верится. Далее по списку: проработка образов в цейтноте; ребятенки в главных ролях посреди буйно помешанного карнавала-маскарада выглядят как-то неуместно -почему они не виртуалы; язычество с его верой в одушевленную природу в итоге подмяло под себя христианство — во всех разумных и неразумных внешних проявлениях. А вот саундтрек действительно замечательный, с удовольствием приобрету его на компакте. «Соседи, вешайтесь, подонки»!.

Все материалы взяты с сайта www.kinopoisk.ru
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ещё инфа... | Страна_Нарния - The Chronicles Of Narnia | Лента друзей Страна_Нарния / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»