[240x160]
Поучаствовал в дискуссии о новом кинопродукте российского госзаказа - фильме Владимира Хотиненко "1612". Теперь решил заняться самоцитированием:
"1612" очень похож на другой российский исторический блокбастер "Слуга государев". Похож сочетанием глянцевости, спецэффектов и сценарной убогости. На мой вкус, оба фильма хороши только картинкой, а в историческом отношении никудышны. Причем я говорю не о несоответствиии доспехов или эполетов, в чем так любят упрекать современное кино исторические реконструкторы. Я говорю о том, какие выводы сделает зритель из фильма. Чем заканчивается "Слуга государев"? Главный герой (кстати, француз, а не русский) увозит детей русского офицера из дикой России за океан. В далекую страну, где они смогут спокойно жить. Заметьте, не во Францию. Это режиссер на что намекает? Типа облагодетельствовали русских малышей переездом в Америку?
Чем заканчивается "1612"? Бояре чуть не выбрали на русский трон испанца! Время, конечно, было смутное. Но так просто короной все-таки не распоряжались. Даже когда польского королевича Владислава в цари звали, обязательным условием ставили его переход в православие... И князь Пожарский этаким клоуном выставлен: на колоколах поиграл, речь толкнул, пушки из города накануне боя с поляками увез, с божьей коровкой пообщался, девку из петли вынул. А где полководец и политик? В чем его заслуги перед Родиной? Не вижу. Хоть бы после божьей коровки "В атаку!" скомандовал... Кузьма Минин вообще отсутствует! Россию спасают испанец-самозванец и его друг-татарин при пассивном участии Пожарского.
[240x160]
А еще бесят и в том, и другом фильме явные заимствования. В "Слуге государевом" девка-мстительница один в один копирует назгулов из "Властелина колец" копирует. В "1612" Альваро Борха - копия Рамиреса из "Горца", учит варвара фехтовать и даже танцевать. Характер малахольного татарина, друга главного героя, явно позаимствован у осла из "Шрека" (несмотря на все актерское обаяние Артура Смольянинова, сыгравшего эту роль).
В фильме есть хорошие батальные сцены, неплохие актерские работы (Башаров, Жебровский, Смольянинов), но нестыковок куча: у главного героя в детстве были синие глаза, а с возрастом стали карие; русский спецназ во главе с Осиной (Балуев) сначала пытается убить царевну Ксению, а потом почему-то ее защищает; метким выстрелом Андрейка-гишпанец вдребезги разносит пороховой склад поляков, все радуются, а потом ляхи спокойно растреливают город из орудий (а порох где взяли?).
И самое поразительное: как главный герой, пороха не нюхавший, за полчаса превратился в бога артиллерии?
В общем, наши красиво снимать научились, на костюмы, массовку и спецэффекты денег уже не жалеют. А вот со сценаристами просто беда какая-то!
Столько сюжетов можно наваять из событий той эпохи: противостояние Пожарского и бояр, судьба Марины Мнишек, лихая жизнь атамана Заруцкого, восстание Болотникова... Обидно, что из такой благодатной темы сделали очередную развесистую клюкву. Причем из-за моря кровищи язык не поворачивается назвать это комедией.
А вообще Хотиненко надо было быть честным и сказать, что он снял фэнтезийный боевик, а не историческое кино!
P.S. Зато польские крылатые гусары в фильме хороши!
"- Мама, смотри, ангелы едут!" (с)
[240x160]