Известно, что даже «Гарри Поттер» и «Лолита» сначала не находили издателя. А теперь представьте сценарного редактора, которому в день приходит сотня логлайнов:«Киборг влюбляется в тостер», «Учитель биологии становится богом дождя». Как тут не начать пить вместо кофе антифриз? Редакторы, бедняги, уже не читают — сортируют. Их завалили до потолка, и поэтому всё чаще за них читает… нейросеть.
ScriptBook, Vault ML, StoryFit — названия вроде из дешёвой фантастики, но это реальные компании, обучающие алгоритмы распознавать кассовый потенциал, структуру, эмоциональные пики, даже гендерный баланс. Netflix, Sony, Amazon — все экспериментировали. Машина читает сценарий и выдаёт сухой приговор:
«Этому фильму суждено провалиться на третий уикенд проката».
Удивительно, но порой она права. Лишь один дефект — они не понимают отклонений. Нейросеть создавалась на прошлом успехе, а значит, всё новое и странное для неё — баг. Гарри Поттера бы отклонила: «слишком рискованно». Лолиту — «недопустимая мораль». Саймака — «медленно развивается сюжет».
Тем не менее они уже неплохо фильтруют мусор. Избавляют редактора от тысяч графоманов. Но вместе с мусором выбросят и то, что не вписывается ни в какой шаблон. И тем не менее алгоритм ScriptBook (Бельгия), созданный ещё в 20115-16, который тестировали Netflix и Sony иногда предсказывал успех точнее людей — например, «Get Out» и «The Revenant» оценил выше, чем средние редакторы.