В. Чекунов «Шанхай. Любовь подонка»; М., «АСТ», 2010. Неглупая оказалась книжка, - написал в письме А.А.Кузьменков.

Главный герой «Шанхая», – тезка автора, кстати, – по самое некуда увяз в надрывном достоевском романе со стервозной бывшей женой Инкой: бесконечная цепь унижений, и только-то. Вадим пребывает в двух состояниях – либо пьян, либо с бодуна и с болезненным удовольствием считает черепки. Других занятий нет и не предвидится. Спасением становится приглашение на работу в Шанхай. И уж тем паче новая любовь, студентка Ли Мэй. Рецидив подкрался незаметно, и все заверте. Из круговерти измен Вадим выходит в твердой уверенности: ему нужна одна Ли Мэй. Но та гибнет в Вэньчуаньском землетрясении.
Вроде бы немудрящая love story, и ничего кроме. Да это лишь фабула, поверхностный слой текста толщиной в 10 микрон. Под ним открывается идейный пласт, вполне китайского, буддийского свойства: счастье эфемерно, страдание вечно. Не знаю, уместно ли цитировать хокку применительно к «Шанхаю», но Дзёсо тут очень уж к месту:</p>
«Мотылек-однодневка!
За могильным холмом
Ты живешь – да и только».
Роман Чекунова – это краткий курс китаистики в обложке лавбургера, не ленитесь лишь читать и вдумываться. Вообще, Китай – бесспорная авторская удача. Блеск и нищета Шанхая – великолепного и ничтожного, благоуханного и смердящего, ненавистного и любимого – это сделано на совесть. Не знаю, есть ли в новой русской прозе аналоги, – Богданова с ее туристическими впечатлениями и за уши притянутой мифопоэтикой, знамо, не в счет. Потому полагаю, что Чекунов открыл нашей публике современный китайский мегаполис. Как говорят юристы, пока не доказано обратное.
Вторая авторская удача – Вадим. Образ неоднозначный и в силу своей неоднозначности живой. Сочетание физической силы и моральной слабости, недурного образования и спорадической интеллектуальной импотенции, неспособности понять прозрачные знаки судьбы… впрочем, пусть бросит в него камень, кто без греха. Я не брошу: сам такой.
Синология в обложке лавбургера
Впрочем, на другом сайте А.А.Кузьменков опубликовал разгромную статью на книгу «Время вышло. Современная русская антиутопия»