
Сейчас, насмотревшись псевдо голливудских кинотворений современных кинотворцов,
многие заламывают себе локти, типа "какой великий кинематограф мы потеряли!"
А что если глянуть внимательно, без излишних ностальгических восторгов,
на некоторые Великие Фильмы некоторых Великих Режиссеров того времени?
Вот например, общепринятый Шедевр "
самая шестидесятническая картина" Эпохи Оттепели,
"
Одна из наиболее значимых советских картин" и пр.пр.пр. "9 ДНЕЙ ОДНОГО ГОДА".
(Фильм, что называется Культовый, так что, пересказывать сюжет особого смысла, видимо, нет).
Итак:
После того, как Михаил Ромм снял фильм "Убийство на улице Данте"
(Это была такая крайне идиотская фильма про французских неофашистов, с явным фрейдистским подтекстом, если кто не видел),
то он, по его словам, ПОКЛЯЛСЯ "никогда больше не снимать кино, про то, чего не знает".(Цитата из Ромма точная).
Но, видимо, таков уж был его характер, что клятву свою он сдержать так и не сумел.
И знаменитый "Обыкновенный Фашизм", да и почти культовый фильм "9 дней одного года" сие очень хорошо иллюстрируют.
ИЗВЕСТНО (сам Ромм и рассказывал, собственно!) что прообразом упертого искателя Истины физика Гусева был режиссер Владимир Скуйбин.
Скуйбин был смертельно болен и просил кино-начальство дать ему доснять свой последний фильм
т.к. считал, что в этом случае он проживет чуть дольше. (Т.е. пока снимает - будет жить по его мнению).
Т.е. в реале там была больше личная драма, а не самопожертвование ради счастья человечества, как у физика Гусева.
В общем, при всем уважении, Владимира Скуйбина можно считать прообразом физика Гусева с очень и очень большой натяжкой.
Да и сам сюжет "9-и дней", кстати, весьма странный, если не сказать еще хужее.
Например, смертельное облучение Гусева (после которого он, вроде как, должен умереть)-
не результат какого эксперимента или научного подвига,
а результат банальной халатности и разгильдяйства.
(Ни у кого не возникает почему-то вопрос, а на фига он вообще
во время эксперимента поперся в камеру с установкой? А?)
В принципе, Ромм опять залез в область, которую не очень знает и зачем-то романтизирует,
чтобы было красивше, интереснее и идеологически выдержаннее.
Как и в фильме про французских фашистов, собственно!
Опять же, Физики-Лирики - культовая Синекдоха 60-х, отсюда, видимо,
и безудержная тяга к романтике, даже в области Ядерной Физики.
Ну да, Лаврова в халатике и с яичницей - смешно и романтично,
пьянка в ресторане - еще смешнееи еще романтичнее.
Но причем тут жертва собой ради Счастья Человечества?
Вот, например, Андрей Сахаров (при все неоднозначности личности, как-никак специалист в области физики)
высказался по поводу фильма следующим, "интеллигентным" образом:
"...мне кажется, что фильм портит слишком большая "УСЛОВНОСТЬ" большинства ситуаций" (цитата точная
).Ну да, когда главный Герой для красоты сюжета сует (по дурости!) голову под поток нейтронов
это, конечно, условность ситации.
Кто бы спорил.
Зато на экране выглядит красиво, самоотверженно и героически!
Тут тоже не особо поспоришь.
В принципе, Ромм завсегда работал в подобном ключе...
Его Ленины в Октябре-Ноябре с Щукинскими "Гаспашоночками" и большевиками,
падающими в Кремле в голодные обмороки, пропагандистские поделки из той же серии.
Такой уж, видимо, был у Михаила Ильича характер.
Пять Сталинских Премий абы кому и абы за что не дают, все-таки!
https://ru-kino.livejournal.com/6843753.html