
Картина – своего рода манифестация официального восприятия феномена камикадзе если и не всей Японией, то во всяком случае патриотической ее частью. И уже только поэтому представляет интерес.
Продюсер и автор сценария – Синтаро Исихаро, ярый националист-государственник и главный антиамериканист Японии.
Два значимых исторических персонажа: Такидзиро Ониси и Томэ Торихама. Вице-адмирал Ониси, с осени 1944 года командующий Первым воздушным флотом, дислоцированным на Филиппинах, инициатор и организатор всего процесса, "отец камикадзе". Торихама – "матушка камикадзе", владелица таверны в поселке Чиран, где всю войну действовала школа пилотов, а потом расположилась главная база отряда специального назначения. Ее внук впоследствии руководил Музеем светлячков – музеем камикадзе.


Сюжет – как бы воспоминания "матушки" Торихамы с рядом исторических вкраплений.
Вот группа курсантов-пилотов, просто пилотов – еще не камикадзе, забегает в таверну перекусить по-домашнему. И восторженным мальчишкам здесь рады.

Вот младший лейтенант Бандо. Он заходил сюда курсантом, а теперь камикадзе. Просит "матушку" после его вылета сообщить отцу, поскольку сам на последней побывке так на это и не решился. И она пишет… Но до вылета. И вдовец с двумя малолетними детьми успевает повидаться со старшим сыном.

Вот младший лейтенант Канаяба привел товарища отведать полюбившийся рис с яйцами. Канаяба – кореец, но с "матушкой" он забывает об этом. Странное восхищение, учитывая реальное отношение корейцев к японцам, до сих пор не могущих забыть детали покорения Кореи. Но история реальная… Да, вся родня была против. С другой стороны, кореец – офицер. И корейцы могли добровольно умирать за давившую их империю.

Вот младший лейтенант Табато. Несостоявшаяся невеста, сказавшаяся женой. И отец, не допустивший свадьбы – потому что девушка хорошая, а сын завтра умрет.


Табато вылетал три раза и каждый раз возвращался. А в четвертый раз на только что отремонтированной машине взлетел и тут же рухнул. До американских кораблей он так и не добрался…
Вот школьницы, как могут, помогают героям-курсантам наладить быт. И собственной кровью рисуют восходящее солнце на повязках камикадзе… А вот американские самолеты расстреливают этих девчонок.




Драма на драме.
Трудно сказать, насколько картина отражает реальные взгляды тогдашнего командования на смысл камикадзе, но отношение современных японских патриотов к организации этого дела демонстрирует более чем определенно.
Американцы неумолимо теснят империю. Поражение – вопрос только времени. И адмирала Ониси озаряет идея: есть неверный путь проиграть и верный путь. Необходимо показать врагу, что Японию не так-то легко поставить на колени. Это поможет добиться более выгодных условий мира.

Главное не убить противника, а идти на смерть раз за разом. Хорошо бы, конечно, добровольно, но по приказу надежнее. И первый камикадзе – по приказу. Потому что вначале нужен гарантированный успех.

А далее – никакой особенной военной подготовки. И самолеты чиненые-перечиненые.
– Их уровень подготовки оставляет желать много лучшего – куда там в корабль попасть, и до Окинавы не доберутся. Мы обрекаем их на бессмысленную смерть!
– Это дело решенное…

Сразу после войны камикадзе постарались забыли. От них открестились, объявили воинами-неудачниками. А ведь они-то верили. Они-то отдали свои жизни. За тех, кого любили.



– Еще раз договоримся, после смерти встречаемся у второй вишни у главных ворот храма Ясукуни [в Токио, храм памяти павших и важнейшее синтоистское святилище, центр милитаристского духа]. Тот, кто попадет первым, должен будет подождать остальных. В храм мы пойдем вместе.
– Я приду туда.

А Соичи Каваи, мальчишка девятнадцати лет, вернулся с Окинавы… светлячком – как и обещал.



Плевать хотели американцы на все это геройство… Но помнит ли родина?
https://ru-kino.livejournal.com/6796300.html