
Сериал яркий, красивый, со звездными актерами. Но не обошлось и без откровенных ляпов: в подписях перепутаны даты Кронштадтского мятежа и переговоров по Брестскому миру, во время переговоров в Бресте немцы собираются наступать на Гродно, который и так давно уже под ними – недоглядели режиссеры, перепоручили и не проверили, сами не знают? А кураторы от Первого канала? Халтура. Досадно. Могло ли такое случиться в советское время? Хоть бы и не про Революцию? Ага, все ушло в компьютерную графику… Современный развал отечественной киноиндустрии, а заодно и образования, прогрессирует прямо на глазах.
По большей части фильм разругали – мол, и историзма ни на грош, и пропаганда (у кого за Путина, у кого – против), и увлечение в ущерб здравому смыслу новейшими кинотрендами, и вообще пасквиль.
Конечно, в столетний юбилей Октябрьской революции лучше было бы представить что-то с правоверным большевиком, а не со злейшим врагом, пусть и будущим, вновь создаваемого государства. Но с другой стороны, как ни крути, а Троцкий – ключевая фигура Октябрьского переворота, о которой почти век откровенно лгали, и одно из главных действующих лиц гражданской войны.


Биография?
Ну, ладно, революцию Троцкий совершил, гражданскую выиграл, но прочее? Он творец IV Интернационала. Это ведь колоссальная работа. А ни слова! И он идейный вдохновитель и во многом прямой руководитель наиболее мощной оппозиции лично Сталину и советской власти вообще, оппозиции, реально и очень активно шедшей к государственному перевороту. И об этом ни слова! А троцкизм, вполне оформленная социально-политическая философия, которая ведь не сама собой возникла? Тоже ничего…

Нет, это не биография.
Очередной либеральный пасквиль на советское прошлое?
Фигуры Ленина, Сталина, Дзержинского в сериале откровенно карикатурны: Ленин – властолюбивый завистливый карлик, Сталин – обидчивый тупой бандит, Дзержинский – недальновидный кровожадный палач. Прочие значимые фигуры верхушки партии… незначимы – в лучшем случае серы и никчемны. Разве что Свердлов подает некоторую надежду, но он… мимолетен.



Возможно, авторы и хотели лягнуть партию большевиков – как недальновидных разрушителей России, которую мы потеряли, к тому же развязавших братоубийственную войну. (В скобках замечу, что и ту Россию разрушили, и гражданскую развязали, и даже царя свергли не они. Но это уже другая история.) Но получилось совсем иное.
Фильм построен на разговорах Троцкого с пишущим в 1940 году его биографию журналистом и воспоминаниях Льва Давидовича об отдельных моментах своей жизни по случаю этих разговоров. То, что мы видим – это субъективное восприятие Троцким прошлого и своего в нем места. Субъективное!

Да, Ленин – властолюбивый карлик, Сталин – злопамятный бандит, Дзержинский – упырь – в глазах бескорыстного статного красавца-интеллектуала Троцкого. Вот такими Лев Давидович видел соратников. И попутчиков. Особенно в сравнении с собою, таким гениальным. Возможно, такими намеревались представить их и авторы картины – в пику шельмовавшей Троцкого советской пропаганде.

А получилась клиника.
Троцкий гениален. Но его гений за гранью безумия, к тому же отягощенный кучей комплексов. Вот такая реклама…
Ленин властолюбив? Но это Троцкий подводит Щастного под расстрел – чтобы его не заменили тем на посту главкома. И плевать на справедливость, о которой сам Лев Давыдович кричал на митингах с 1905 года. Но для себя всегда есть оправдание – революционная целесообразность: потому что Троцкий гений, а Щастный только простой герой.

Сталин болезненно самолюбив? Но это Троцкий отправляет Колю Маркина в засаду, изящно раскрывая противнику план военной операции – потому что моряк Коля имеет привычку иногда хлопать предреввоенсовета по плечу. Это не только подлость, но еще и измена, подлежащая суду военного трибунала. Таки ж Коля сам виноват: вождь не может быть другом плебею – для своей совести у Льва Давидовича всегда найдутся железные аргументы.
Дзержинский кровавый убийца? Но это Троцкий восстанавливает смертную казнь – чтобы расстрелять царскую семью и развернуть жесточайший, даже зверский, красный террор – не только в ответ на сопротивление всех несогласных с новой властью, но и в качестве превентивной меры! А то, что три четверти населения, да пусть и пролетариата, погибнет, таки оставшиеся будут жить в раю. Что там у Достоевского про слезинку ребенка? А если своего ребенка? На свалку истории Достоевского!

А еще наш герой с маниакальным постоянством спотыкается о еврейское происхождение. И ладно бы какие были болезненные воспоминания из детства, так нет же. Иррациональный комплекс неполноценности. Вот брал бы пример с Парвуса! Но нет, мучается.

И женщины, они – тоже комплекс. Вроде бы ни одна не отказывает, такой успех! Но… Но удовлетворения нет. Вот натянуть бы целую вселенную. Разом! Революция – это секс, вернее, мастурбация посредством всего мира.

Лучший мир? Когда он еще будет? Там, в далеке далеком. А сейчас нужна власть. И сила. И воля. И железной рукой загоним человечество в светлое будущее! И оно еще молиться станет на того, кто его к такому счастью привел – на Троцкого. Потому что Троцкий нисколько того Христа не хуже, а даже лучше. Кто сказал, что нельзя стать живым богом? Вопрос об объективной необходимости такого обожествления не дискутируется – ощущается Львом Давидовичем интуитивно. Вот вам и мания величия.

Троцкий мечтает о новом мире. Но что первично – стремление к новому, справедливому, лучшему миру или стремление к статусу, необходимому для сотворения такого мира, к статусу бога? Вопрос…

И с Фрейдом Троцкий отказывается поработать. Не оттого ли, что доктор обнаружит бесов?
Столько раз Троцкий повторяет, что смерти не страшится, что ради правильной цели и умереть не жалко. Но, как говорит ему на прощание тень отца, "не боится умереть тот, кто уже мертв". Таки и выходит, что вся жизнь нашего революционного гения – жизнь мертвеца. А куда живых может привести мертвец?
А вы говорите, что пасквиль…
https://ru-kino.livejournal.com/6750668.html