В кино жанр ужасов на подъеме уже несколько лет. Не стал исключением и 2017 год. Или все-таки стал? Судите сами, за минувшие двенадцать месяцев вышла не только самая кассовая жанровая картина за всю историю кино, но и еще как минимум один коммерческий хит с вполне реальным потенциалом взять главную кинопремию в категории "лучший фильм". Таким образом 2017 вполне может стать знаковой вехой в развитии жанра кино-ужасов, а потому имеет смысл чуть глубже чем обычно проанализировать его итоги.
Вообще, итоги принято подводить в конце года, а вот публиковать их все спешат в самом начале года нового в виде всевозможных списков и рейтингов, которые часто грешат вкусовщиной, банальностью или наоборот желанием выделиться. Во времена Биг даты и перспективных алгоритмов анализа нельзя просто так взять и составить еще один рейтинг лучших фильмов ужасов.
Именно поэтому автор набрался терпения и, вооружившись передовыми технологиями по обработке данных (в виде Excel - таблицы), проанализировал двадцать разноплановых кино-рейтингов в жанре хоррор за 2017 год, чтобы составить Рейтинг Всех Рейтингов.
Немного о методологии составления "Супер-рейтинга". Неимоверными усилиями интернет поисковиков были добыты двадцать различных топ’ов по итогам 2017 года в жанре хоррор, опубликованных в открытых источниках в течение января этого года.
Обработке моим "искусственным" интеллектом на предмет частоты упоминаний подверглись верхние десятки не только мейнстримовых публикаций, но и узко специализированных ресурсов по темному жанру вообще, синефильских сайтов, а также совсем отстраненных от тематики изданий (журнал мод), где таковые списки тем не менее были составлены.
Преимущественно это были англоязычные ресурсы, однако в выборку попали и несколько списков на русском языке. С одной стороны, такой разброс имеет немного общего с научным методом анализа, а с другой, отсутствие однородности, позволяет взглянуть на итоги года чуть шире и чуть отстранённее (данное утверждение – абсолютно обоснованно, инфа 100%).
Пара важным замечаний. Ссылка на 2017 год является несколько условной, потому что годы релизов в разных странах могут не совпадать: некоторые фильмы вышли или еще только выйдут в России в 2018, а некоторые наоборот имели кинотеатральный показ в 2016, а отдельные фигуранты рейтинга были доступны на пиратских ресурсах аж в 2015 году. По этой причине "Самый объективный рейтинг" будет правильнее назвать рейтингом наиболее часто упоминавшихся в верхних десятках фильмов в жанре хоррор с привязкой к 2017 году.
Чтобы не выходить за рамки разумных объемов и минимизировать количество спойлеров, автор воздержался от описания сюжетов, ограничившись краткими характеристиками.
Кроме того, по непонятной составителю причине обычно мощно представленный в данном жанре игрок в лице азиатского кинематографа почти отсутствовал в обработанных списках, а анализировать отдельные локальные чарты стран было бы неверно (ну, и как бы вопрос закрыт).
Итак, позвольте представить "Самый объективный рейтинг фильмов ужасов за 2017 год".
Открывают десятку (10) два отголоска из восьмидесятых: осовремененная реплика космической классики - "Живое" (Life) и нечто карпентеровское (как вам такое словосочетание?) с лавкрафтианскими мотивами из Канады - "Пустота" (The Void).
Девятое место (9) между собой делят австралийский "Смотри в Оба" (Better Watch Out) - чернушный сплав "Незнакомцев" и "Один дома" и английский инди об ужасах беременности "Преместь" (Prevenge).
В восьмую строчку (8) натолкалось аж шесть прошлогодних релизов (не всегда прошлогодних - см. вступление): польский мюзикл о плотоядных русалках - стриптизершах "Русалки" (The Lure), американо-канадский хоррор об одержимости - "Февраль" (The Blackcoat's Daughter), герметичная оккультная мистика из Ирландии "Песнь Тьмы" (A Dark Song), слэшер о пагубности соц.сетей "Убить за Лайк" (Tragedy Girls), фильм про темные подростковые секреты "Очень Темные Времена" (Super Dark Times) и один из сразу нескольких прошлогодних хитов студии Блумхауз - Сплит (Split), который субъективно ощущался на гораздо более высокой позиции.
Седьмым в рейтинге (7) стала претенциозная экологическая метафора Д. Аранофски "Мама!" (Mother!).
Психологический хоррор о возмездии с голливудскими звездами класса А "Убийство Священного Оленя" (The Killing of a Sacred Deer) и неоднозначный, но атмосферно-оккультный хеви метал "Дары Смерти" (The Devil's Candy) - на шестом месте (6).
На экваторе (5) обосновались четыре крепких середняка: пост апокалиптическая зомби-драма "Оно Приходит Ночью" (It Comes at Night), очередной жанровый перифраз "Дня Сурка" от Дж. Блума - "Счастливого Дня Смерти" (Happy Death Day), сиквел фильма 2014 года (снова от Блума) "Ублюдок-2" (Creep 2) и психологический манипулятор из Австралии - "Гончие Любви" (Hounds of Love).
Перед тем как перейти к безусловным лидерам, стоит упомянуть ряд бастардов, которые хотя и не попали в "Самый объективный рейтинг", но часто наличествовали в итоговых чартах.
Итак, эстетский "Лекарство от Здоровья" (A Cure for Wellness), ведьмовской "Пайвакет" (Pyewacket), вампирская обманка "Трансфигурация" (The Transfiguration), черная зомби - комедия с элементами мюзикла "Анна и Апокалипсис" (Anna and the Apocalypse), медиумный триллер с Кирстен Стюарт "Персональный Покупатель" (Personal Shopper), культистский малобюджетник "Паранормальное" (The Endless), еще один около-культистский ужастик "Нянька" (The Babysitter), два разных, но в чем-то неуловимо похожих, американский "Счастливой Охоты" (Happy Hunting) и австралийский (еще один!) "Смертоносная Земля" (Killing Ground), а также очередная зомби - апокалиптика "Новая Эра Z" (The Girl with All the Gifts).
Также достойны упоминания спорные с точки зрения жанровой принадлежности, но тем не менее неоднократно отмеченные "Драка в Блоке 99" (Brawl in Cell Block 99) - тюремное ультра насилие и в комментариях не нуждающийся "Форма Воды" (The Shape of Water) от Г. дель Торо, а также пару раз проскользнувший в разделе постыдного удовольствия (guilty pleasure) "Не Убивай Его" (Don't Kill It) с Дольфом Лундгреном в роли охотника на демонов.
Кроме того, не смотря на необъяснимый остракизм, которому подверглись в исследованных рейтингах азиатские хорроры, одна картина все-таки была представлена – это тайваньский "Мон, Мон, Мон монстры!" (Mon Mon Mon Monsters!), в которой эти самые монстры выступают объектом подросткового буллинга.

Добрались до главных фильмов ужасов прошедшего года (по версии "Самого объективного рейтинга"). Эти фильмы лидируют с существенным отрывом ото всех остальных, поскольку представлены высоко почти во всех из двадцати проанализированных списков.
Замыкает четверку (так тоже бывает) победителей (4) одноименная экранизация повести С. Кинга "Игра Джеральда" (Gerald's Game). Хорошо поставленная, напряженная картина от Майка Флэнегана с прекрасным лунным монстром. Все.
"Сырое" (Raw) – третье (3) место. Французы уже не первый год успешно штурмуют кино-хоррор, поэтому успех этого брутального вегано - канибалистского арт-хауса можно объяснить частично данью уважения настойчивым европейцам, а частично косвенной конъюнктурой тематики. Впрочем, кому и курица - мясо!
На втором месте (2) еще одна экранизация кинговской классики "Оно" (It), который уже вошел в историю кино как самый кассовый фильм ужасов всех времен и народов, перевалив отметку в 700 миллионов долларов общемировых сборов.
Удачно эксплуатируя тренд ностальгии по восьмидесятым, добротный литературный первоисточник и драматизм подросткового периода, авторам удалось создать жуткое кино для всех. Такое попадание во все мишени разом случается крайне редко, а потому успех вполне закономерен.
Ну, а безусловным триумфатором прошедшего года становится жанровый дебют (!) комика (!) Джордана Пила и очередное (!) творение студии
Блумхауз "Прочь" (Get Out) - хоррорная "Хижина дяди Тома" современности, которая не только чаще всех фигурировала в обработанных рейтингах, но и чаще остальных их возглавляла.
Высокая доходность (сборы свыше четверти миллиарда при бюджете менее пяти миллионов), а также номинация на Оскар в категории "Лучший фильм" и вполне реальная возможность его получить, учитывая текущую конъюнктуру и недавние скандалы в оскаровском комитете в связи с чрезмерной "белизной" номинантов, делает фильм по-настоящему выдающимся и не только в своем жанре.
Кроме возможности пополнить новыми наименованиями списки "к просмотру", получившийся рейтинг позволяет сделать ряд обобщений о современных тенденциях, а также перспективах развития и потенциальных угрозах для жанра. Об этом - во второй части.
https://ru-kino.livejournal.com/6748489.html