• Авторизация


И Я ТАМ БЫЛ, МЁД, ПИВО ПИЛ... 14-11-2018 21:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


buran(2)(1) (600x650, 75Kb) Да, как сейчас помню: аккурат 15 ноября 1988 года, состоялся один-единственный полёт советского "Бурана". 30 лет с тех пор уже минуло. А 10-ть до этого запуска я, между прочим, отдал его конструированию. 10 славных лет... Молодой был. Амбициозный. Одному мне, со всего(!) нашего институтского "ракетного потока", посчастливилось распределиться сюда после вуза - молодым специалистом. Но, как грится: "по усам текло, да в рот не попало".
Помню, в конце уже 1990-х годов мы с сыном гуляли в Парке Горького. Он очень хотел залезть в "самолёт", который стоял на набережной. Это был один из макетов корабля "Буран", который использовался при испытаниях. И было очень больно оттого, что "Буран" стал аттракционом наравне с "американскими горками", визг и вопли с которых раздавались рядом с запущенным, молчаливым кораблём, понуро стоящим на берегу Москвы-реки.

А когда-то по её водной глади, ночью на барже под тентом плыл "Буран" с родного Тушинского завода в наш город Жуковский. А на площадке моей Мясищевской фирмы, его уже ждал, тоже созданный в нашем авиационном КБ, специальный самолёт-транспортировщик ВМ-Т ("Атлант").navette-spatiale-russe-buran-transport-avion-02 (700x404, 53Kb)
Он и доставил тогда "Буран" на Байконур, на аэродром "Юбилейный", названный в честь 60-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции; ведь постановление Совета министров СССР о создании посадочного комплекса для космического корабля "Буран" было принято ещё в октябре аж 1977 года. "Атлант" же, по очереди отвёз на Байконур топливный бак. Вот так:
-Mb0LfI6TaY (700x398, 53Kb)

А так доставлялись мощнейшие двигатели маршевой силовой установки "Энергия". Со стартового слола уходило 100 тонн.
0_171821_27d26e25_XXXL (700x466, 67Kb)

На этот же аэродром и приземлился "Буран" после своего космического беспилотного полёта. Посадка была фантастически точной! Корабль без экипажа на борту в автоматическом режиме при приземлении отклонился от расчётов всего на 1,5 метра вправо. Представляете? Вот момент этого касания: 139754_265123831_MIG-25PU 22 BLUE AND BURAN (1) (700x421, 120Kb)Такая точность была обеспечена программой корабля, которая предусматривала все возможные условия, в том числе, разумеется, и погодные. Во время посадки был штормовой ветер. Получив данные о силе и направлении ветра, программа перевела корабль на траекторию, по ходу которой "Буран" на высоте в 11 км сделал петлю и зашёл на посадочную полосу не с северо-западного, а с южного направления. Сопровождал его посадку и это хорошо видно на приведённом фото, мой большой друг, летчик испытатель - Магомет Толбоев, на перехватчике МИГ -25. Всё произошло очень быстро, и не исключено, что не все присутствовавшие в тот момент на аэродроме "Юбилейный" знали о таких алгоритмах поведения корабля, заложенных программистами Научно-производственного центра автоматики и приборостроения имени Н. А. Пилюгина совместно с учёными институтов АН СССР. "Головным мозгом" "Бурана" служил бортовой вычислительный комплекс МК-240, для которого был создан язык реального времени ПРОЛ2. В 2011 году Роскосмос выложил в открытый доступ код программы, под управлением которой "Буран" совершил свой единственный полёт.
Но чем больше сил и времени мы вкладывали в этот проект, тем яснее понимали: это уже не банальное копирование. Это — заявка на лучший в истории космический аппарат. Самый вместительный, безопасный, многофункциональный и надёжный. Характеристики действительно поражали

В "Википедии" про предпосадочный манёвр "Бурана", выполненный по филигранно прописанным алгоритмам, рассказывается в жанре голливудского боевика: якобы "в момент разворота корабль пропал из поля зрения наземных средств наблюдения, связь на некоторое время прервалась. В ЦУПе началась паника, ответственные лица немедленно предложили задействовать аварийную систему подрыва корабля (на нём были установлены тротиловые заряды, предусмотренные для недопущения крушения сверхсекретного корабля на территории другого государства в случае потери курса)". Ох, уж эти "ответственные лица"! Не иначе, как сами члены ЦК КПСС, которые, по мнению авторов "Википедии", кроме паники, ни на что не способны! Но, с другой стороны, год уже был 1988-й, и не исключено, что некоторые "ответственные лица" уже давно и осознанно работали на "подрыв"…

Так это или нет, но 15 ноября 1988 года "Буран" не взорвали. Корабль, в создание которого был вложен труд сотен тысяч советских людей, и особенно работников специально созданного НПО "Молния", куда входило кстати и наше КБ, благополучно приземлился.
Пишут, что в "лихие 1990-е" руководитель "Молнии" Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, дважды лауреат Сталинских премий за создание самолетов МиГ, на одном из совещаний, где говорилось о почти полном развале нашей авиакосмической отрасли, на сакраментальный вопрос "что же делать?" ответил: "Что-что? Берию откопать!". Это того самого Берию, что родился в селе Мерхеули, что в двадцати минутах езды от моего дома в Сухуми. Противоречивая личность, скажу я вам и мнения о его "талантах", сильно расходятся.

И всё же при Берии в августе 1939 года была открыта главная выставка страны, ставшая во времена Ельцина главной барахолкой под аббревиатурой "ВВЦ". Но весной 2014-го началось возрождение выставки, и уже в июле макет "Бурана" из парка Горького был перевезён на ВДНХ. И это правильно, ведь ВДНХ - это Выставка Достижений Народного Хозяйства!
Программа "Буран" была приостановлена в 1993 году, когда финансирование окончательно прекратилось, в результате чего космодром Байконур превратился из маяка надежды на будущее советского освоения космоса в заброшенный, пыльный и опасный мавзолей.
Усилия, приложенные СССР в рамках программы "Буран", были впечатляющими: в 17-ти летней жизни советского челнока "Буран" участвовало 86 правительственных министерств и ведомств, 1286 предприятий СССР и, по некоторым оценкам, более одного миллиона человек. Я среди них!

Много было хлопот с теплозащитой корабля. Тогда ещё никто не знал, что именно пробой теплозащитного слоя при старте корабля станет причиной гибели семи членов экипажа американского корабля "Колумбия", который взорвётся за несколько минут до завершения своего последнего, двадцать восьмого полёта, в 2003 году. За 16 суток полёта американцы не смогли устранить повреждение.
А советские учёные ещё в середине 1980-х предусмотрели на "Буране" возможность ремонта теплозащиты, состоявшей из почти сорока тысяч плиток, причём прямо в открытом космосе! Космонавт нажимал кнопку, и из ранца выдавливалась специальная смесь двух веществ на то место, с которого отлетела плитка, а солнечные лучи "доделывали" его работу, полимеризуя кремний-органику.
Американцы свои теплозащитные плитки подгоняли под место установки вручную, а у нас была создана система, с помощью ЭВМ замерявшая в сотне точек место крепления каждой плитки и создававшая модель плитки с нужной кривизной поверхности. В итоге получалась идеальная обшивка! Сравним с американцами: при каждом полёте их "Челноки" теряли около ста плиток, "Буран" же потерял всего шесть.
Инновационные системы жизнеобеспечения позволяли «Бурану» находиться на орбите 30 суток, создавая при этом комфортные условия для 10 человек. У штатовского прототипа соответствующие параметры скромнее: 20 суток и 8 человек.
Так выглядела сборка "Бурана" в цеху:
OGYOz0Nz0887rTGtjXsWfGlFQOOc0FhMz1N30GfF1 (700x393, 82Kb)
На орбиту отечественный МТКК выводил на пять тонн больше полезного груза, чем корабли Space Shuttle (30 т против 25). В экстренной ситуации команда отечественного космоплана могла катапультироваться или отделить модуль от ракеты-носителя (заокеанские аналоги так не умели). Перечислять преимущества детища НПО «Молния» можно долго, остановимся на самой впечатляющей особенности — посадке в автоматическом режиме.
Да, советские ученые смогли предусмотреть всё, кроме одного - краха Советского Союза…

Кремниевая броня "Бурана" была пробита, смята и уничтожена! И не в космосе, а на Земле, в монтажно-испытательном корпусе Байконура в мае 2002 года… Тогда под завалами рухнувшей крыши корпуса погибли и восемь рабочих, производивших ремонт кровли. Вот фото последствий той трагедии.kalash_175028 (700x531, 221Kb)
А это уже многострадальные остатки варианта ГЛИ (горизонтально-лётных испытаний) после двух мошейнических перепродаж в Австралию(!), а потом в Эмираты, плывут по Рейну мимо Кёльна на вечную стоянку одного из частных Германских авиа музеев.
post-38925-1207734889 (700x517, 63Kb)

А когда-то вот так и происходили эти горизонтально лётные испытания. Проводил их лётчик Игорь Петрович Волк. У меня о нём есть пост.https://www.liveinternet.ru/users/896621/post161044115/ Мы были знакомы. Фото снято над излучиной Москвы реки, по которой Буран и приплыл из Тушино к лётному полю ЛИИ.
ГЛИ и ТУ (700x484, 68Kb)

Вот Игорь Петрович Волк сам об этих полетах рассказывает. По его фамилии кандидатов на полёт так и называли -«волчья стая». Десять человек их было, они базировались в Жуковском, все гражданские. Шестеро военных было из Ахтубинска. Потом несколько человек очень фатально буквально подряд погибли, кто-то ушел по здоровью, одного отчислили из отряда за то, что развелся с женой, кто-то решил, что лучше синица в руках, и ушел испытывать новый МиГ-29… В итоге сформировали три экипажа. Два гражданских (Волк и Станкявичюс, Левченко и Щукин) и третий Алексей Бородай с Иваном Бачуриным. Только эти 6 человек и летали на ГЛИ варианте - аналоге «Бурана».
volk_5817 (700x494, 155Kb)
Не по этому поводу, но М.Ю.Лермонтов написал:

"Богатыри не мы!
Плохая им досталась доля,
Не многие вернулись с поля
Не будь на то господня воля..."
P.S.Сегодня в живых, из испытателей "Бурана" остался ТОЛЬКО ОДИН - Алексей Бородай и тот без ног, которые потерял в трагичной катастрофе Антоновского "Руслана" в Турине в 1996 году. Ему 70 лет. Он по-прежнему работает в Звездном городке. Преподаёт на тренажерах.
gub3-29(1)(1) (600x446, 89Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (20):
Мудрый_Бодрис, да... нескоро "на пыльных тропинках далеких планет .."
Stas_Stranger 15-11-2018-00:04 удалить
Спасибо, Борис! Очень интересно.
Мой свояк на Байконуре после окончания Можайки тоже занимался Бураном.
Alek_YelGor 15-11-2018-00:14 удалить
Был Буран, стал бурьян. Печально.
Averel 15-11-2018-01:18 удалить
Мудрый_Бодрис Если тебя это успокоит Буран находится не в частном музее, а в некомерческом учреждении "Auto & Technik Museum Sinsheim e.V" wiki
И кстати, я даже был там внутри... впечатляет. Там в музее вообще отдел космонавтики, почти весь состоит из российской техники. Мне было очень интересно... и да, мне тоже было грустно.
Я так понял, ты его конструировал?
Респект!
nnadink 15-11-2018-15:04 удалить
Да... славные страницы прошлого... тоже славного.
Ответ на комментарий Юрий_Мишенев # Даже Королёвская ракетная схема, что у нас на потоке уже почти почти 60 лет, даёт у этих бракоделов сбои. А Рогозинских разговоров и о Марсе и о Луне в печати не счесть.
Пока в кресла власти не сядут профессионалы управления, а не воровства и распила, "следов" первооткрывателей ждать не приходится.
Ответ на комментарий Stas_Stranger # А потом "работал" аттракционом в ПКиО им.Горького в Москве.
Но начиналось-то как? Всем предприятиям, работавшим по нашей программе «Энергия — Буран», было приказано не спать, не пить, не есть, а быстро делать нашу советскую альтернативу американскому "Шатлу". Я вместе со своим КБ занимался частотными испытаниями аэродинамической компоновки "Бурана" и всей системы «Энергия». Вспоминаю теперь ту безумную гонку, работу на износ... как лучшее время своей жизни!
Ответ на комментарий Alek_YelGor # Но потом подумали, что при посадке первые три буквы могут закоптиться, и...
bouran_02 (700x405, 26Kb)
А изначально всё началось в 1976-м. Тогда сразу несколько конструкторских бюро свели под крылом научно-производственного объединения «Энергия». Руководить проектом поставили академика В. М. Глушко — одного из основоположников советской космической программы. Созданием самого «Бурана» занималось множество НПО, но основные задачи выполняла свежесформированная «Молния». Её возглавил Г. Е. Лозино-Лозинский — авиаконструктор, который прославился разработкой истребителей МиГ.
Ответ на комментарий Averel # Колеся по Германии, я видел там и памятник другой мегазатратной советской легенде - ТУ - 144, в паре с "Конкордом". Молодцы немцы, сохраняют раритеты для истории. Земной им от нас поклон.
Ответ на комментарий nnadink # Ибо амбиции нового поколения, сегодня не устремлены так далеко. Но нельзя же, на выручку от продажи своих недр, всё на свете купить? Это абсурд! Необходимы безумцы, которые способны дерзнуть. А без этого мы, если честно, обречены плестись в хвосте прогресса.
Вот так выглядят их счастливые лица. Поколения победителей!
Даже то, что у них за спиной, на Западе ещё долго не появиться, а в СССР уже в конце прошлого века, реально было!
Там в шести двигательном самолёте "Мрия" - две третьих труда, за бывшими моими однокашниками из ХАИ. В "Буране" может чуть меньше, но благодаря и мне, тоже не мало. И да, я этим горжусь!
10262036_663388440376555_1391686586165047357_n (700x508, 44Kb)
Ответ на комментарий Мудрый_Бодрис # Мудрый_Бодрис, без осуществления некоего идеологического прорыва, ибо химическая ракета себя исчерпала - ничего не станет. и тут даже не управление, а мозги нужны. стране прежде всего. не столь управленцы, сколь именно мозги.
Ответ на комментарий Юрий_Мишенев # А кто мешает?
Со слов нац лидера, уже есть ракета с ядерной сил установкой с неограниченным радиусом действия. Мультик даже показывали. Смотри как мы мощны в мультиках и ... "на словах".
А про вхождение в пятёрку сам развитых стран, удвоение ВПП, дешевое жилье для молодых и 5 млн. высокотехнологичных рабочих мест уже слыхал?
Ответ на комментарий Мудрый_Бодрис # Мудрый_Бодрис, кто, вернее что мешает? - именно это - упование на всяких менеджеров, ловкачей подать дерьмо в обертке..
именно это - ненадобность стране мозгов. не стране, власти конешно..
Averel 15-11-2018-22:37 удалить
Ответ на комментарий Мудрый_Бодрис # Мудрый_Бодрис, Так ты толко в Зинсхайме(Sinsheim) в музее был или в Шпайеере(Speyer) тоже? Я вот в Зинсхайм никак не добрерусь, хотя езды-то 1,5 часа.
Ответ на комментарий Averel # А в Шпайеере - нет.
Пока...
[700x468]
volynko 16-11-2018-19:00 удалить
Мудрый_Бодрис, интересный пост. Вероятно гордость за причастность к достижениям своей страны тех лет - это свойственно патриотам. Сегодня это уже многие вообще не смогут понять, что это такое.
Когда-то проектировал подъем самой тяжелой опоры линии электропередач 200 тонн, мне было так же от этого приятно и я гордился эти (в душе). Меняются времена, а вместе с ними приоритеты гордости, вероятно и утрачивается способность гордиться за что-либо, многое не натуральное показушное, не нужное в быту и не востребовано обществом. Да и личные заботы выживания более приоритетны, чем гордость за достижения, от которых нет ни какой личной пользы человеку в отдельности.
У меня нет гордости за построенные мегастадионы, мне нет до них дела, т.к. хожу в фитносклуб в своем районе. Хорошо, что он рядом. У многих произошла переоценка ценностей, в том числе и с гордостью за ДОСТИЖЕНИЯ.
Averel 16-11-2018-21:54 удалить
Ответ на комментарий Мудрый_Бодрис # Мудрый_Бодрис, Советую.
Ответ на комментарий volynko # Даже те (в основе строительные) мегапроекты, что реализованы, с очевидными следами распила. Идентичный (по вместимости) "Зенит арене" футбольный стадион в Стокгольме, построен в четверо дешевле и в трое быстрее. Мост во Владике на остров Русский, по сути построен вникуда и за очень дорого. Цена нашей Сочинской олимпиады и футбольного мундиаля тоже рекордные, но смысл таких трат под большим вопросом (после допинговых скандалов), ибо страна больше нуждается в хороших: дрогах, жилье для молодых, больницах, газификации села и т.д. Газопровод" Сила Сибири" бессмыслен по своей сути, ибо обусловленная хитрым Китаем цена за этот газ - смехотворна. Первый за 20 лет, пассажирский отечественный "Суперджет 100", за время эксплуатации многими авиакомпаниями, превратился в форменный позор. Почему государство, в котором полно талантов в КБ: "Туполева", "Яка" и "Ила", поручает это дело истребительному КБ "Сухой" - ума не приложу. Вернее догадываюсь, ибо сегодня Погосян уже возглавляет (разваливает) МАИ.
Сегодня запертый в ангаре «Буран» возвышается мрачным памятником надеждам и мечтам угаснувшей империи. В каком-то смысле амбициозная стройка подвела черту всей 70-летней истории Советского Союза — великий и монументальный проект, который в итоге развалился на части. Остались лишь архивные фотографии да воспоминания очевидцев, как это было.
GEORGII 02-12-2018-15:33 удалить
Мудрый_Бодрис, Спасибо, замечательный пост.
Можно сожалеть лишь о том, что читателей мало.
И хочу заметить, что НЕ "амбициозная стройка подвела черту всей 70-летней истории Советского Союза".
При всей дороговизне проекта не Буран виновник развала Советского Союза, а как образно выразился профессор Преображенский разруха произошла в мозгах.
Ответ на комментарий GEORGII # Промышленность в СССР по большей части работала на вооружение. Лучшие:умы, таланты, материальные и человеческие ресурсы, безусловно были отданы оборонке. А выпустить хороший и надёжный комбайн, автомобиль, джинсы, капроновые чулки, жвачку или видеомагнитофон, даже яркий целлофановый пакет, была проблема. Такое положение вещей (перекос) мне так кажется и надорвало экономику. А всеобщий товарный дефицит, как следствие, породил тогда преклонение пред качеством "западных" товаров. Это к слову о разрухе в мозгах.


Комментарии (20): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник И Я ТАМ БЫЛ, МЁД, ПИВО ПИЛ... | Мудрый_Бодрис - Ё - моё! | Лента друзей Мудрый_Бодрис / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»