[показать]После окончания авиавуза в Харькове (ХАИ), я был распределён в Москву в НПО «Молния». Это было головное КБ по проектированию советского космического челнока «Буран». Правда «Бураном» он встал в последний момент, а до того он был «Байкалом». По легенде буковки названия при посадке попадали бы в зону высоких температур и могли выгореть. Тогда бы из оставшихся букв могло бы получиться не совсем приличное слово. Но… не суть."Буран" - это ответ Советского Союза на американскую программу по строительству Шаттлов. Советская программа, стоит признать, была не столь успешной, как американская. Буран совершил единственный беспилотный полет 15 ноября 1988 года. 206-минутный космический полет закончился на Байконуре, Казахстан, успешным приземлением.
Но кроме одного единственного полета, Буран запомнился ещё и трагедией произошедшей в 2002 году, когда в ангаре, в котором хранился тот самый летавший в космос Буран, обрушилась крыша, убив семь человек и уничтожив сам Буран OK-1K1. Фотку я приложу ниже.
Так сложилось, что после "Бурана" осталось много реликвий, среди них была эта деревянная модель, созданная на моём заводе для испытания (продувок) в одной их аэродинамических труб ЦАГИ. Теперь она доживает свои дни в дальнем углу аэродрома Жуковский в Московской области рядом с ОКБ им.Мясищева, где я проработал не полных десять лет.
[700x465]
[700x487]
4.
[700x483]
5.
[700x510]
[700x460]
[700x450]
[700x460]
[700x407]
[700x466]
[700x451]
А вот так выглядел макет кабина "Бурана" изнутри. Кабину тоже и проектировали и делали на моём заводе. Я в ней много в своё время лазал. И передний шпангоут, на который опираются приборы спроектирован мной.
А вот тот самый период, когда на борту челнока ещё красовалось название "Байкал".
В последствии, как я уже писал, его заменили на "Буран".
[340x286]
Вот триумфальный момент посадки челнока после возвращения "Бурана" из космоса. Почему триумфальный? Так (в смысле в автоматическом режиме. т.е без пилотов) мог садиться только наш "Буран". Американцы "так" не могли. Точка касания в 15-ти метрах от расчетной. И это при сильном боковом ветре.
Сопровождал возвращение "Бурана" из космоса на МИГ 25-м мой давний дружок, лётчик (герой России) Магомет Толбоев.
А это результат рухнувшей крыши на Байкануре. Под ней и был погребён первый лётный образец, именно тот, что на фото выше.
Напомню, что рухнувшая крыша унесла с собой и жизнь семерых человек. Как американский "Челенджер" кстати.
Вообще буранов было сделано штук восемь. Для стат испытаний, для тепловых испытаний, для продувок в трубе, ГЛИ (горизонтально-лётных испытаний), и т.д.
Вот один из таких вариантов "Бурана" переезжает от парка отдыха им.Горького в Москве на ВДНХ.
А это "Буран" в варианте ГЛИ (горизонтально-лётных испытаний), стоит на одном из выставок в Жуковском 90-х годов. Он как раз базировался на моём заводе. Там его по специальной программе "учили летать" и у него сложилась самая уникальная судьба.
Слухайте сюда.
Буран, довезённый до ВДНХ, был там тожественно установлен рядом с ракетой "Восток". Сколько моих сил было уложено в это изделие? Лет десять трудились. На открытие теперь уже "памятника" был приглашен и первый пилот, поднявший "Буран" ГЛИ в воздух - Игорь Петрович Волк. Вот он с палочкой сидит на стуле. Кстати, частый гость моего ресторанчика. Дай бог ему здоровья.
Вот весь коллектив занимавшийся исследованиям ГЛИ снятый на фоне своего детища на площадке перед моим заводом.
Позже, года всё рухнуло. один мой бывший начальник участвовал в продаже этого ГЛИ (в лихие девяностые) на Сиднейскую спортивную олимпиаду и даже сопровождал его туда, плывущую на корабле. Там челнок прослужил рестораном(!), а затем попал уже в Арабские Эмираты и долго в разобранном состоянии пылился на складе. Затем его купил какой-то немецкий авиамузей (коих в Германии множество) и на этом снимке запечатлён как раз тот "Буран" ГЛИ который плывёт по Рейну через Кёльн к месту теперь уже своей постоянной прописки. Вот такая у него многострадальная судьба. Мне и тем хлопцам, что на снимке выше и во сне не мог предвидеться такой сценарий.
А вот так последний изготовленный и собранный в Тушино "Буран" приплыл по Москве реке, опять к нам на завод для теперь уже вечной стоянки на краю поля рядом с МАКСовскими павильонами.
[466x700]
Его поставили рядом с взлётной полосой и привели в порядок только ту сторону, которая "смотрела" на выставку.
[700x466]
Противоположная же сторона выглядит так. Это по нашенски. Ужас.
[700x466]
А это внутренности.
[700x466]
Вот, для интересу, сравнение проекций советского и американского варианта челнока.
А вот сладкая парочка: уникальный самолёт Антоновского КБ Ан 225 "Мрия" и "Буран"
А это ВМ-Т "Атлант", тоже спроектированный в нашем КБ, перевозивший части "Бурана" и его баки, на Байканур
[700x398]
[700x404]
Вот такая замечательная история.
[показать]