• Авторизация


ПРА БУРАН. 04-09-2015 12:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]После окончания авиавуза в Харькове (ХАИ), я был распределён в Москву в НПО «Молния». Это было головное КБ по проектированию советского космического челнока «Буран». Правда «Бураном» он встал в последний момент, а до того он был «Байкалом». По легенде буковки названия при посадке попадали бы в зону высоких температур и могли выгореть. Тогда бы из оставшихся букв могло бы получиться не совсем приличное слово. Но… не суть."Буран" - это ответ Советского Союза на американскую программу по строительству Шаттлов. Советская программа, стоит признать, была не столь успешной, как американская. Буран совершил единственный беспилотный полет 15 ноября 1988 года. 206-минутный космический полет закончился на Байконуре, Казахстан, успешным приземлением. 

 

Но кроме одного единственного полета, Буран запомнился ещё и трагедией произошедшей в 2002 году, когда в ангаре, в котором хранился тот самый летавший в космос Буран, обрушилась крыша, убив семь человек и уничтожив сам Буран OK-1K1. Фотку я приложу ниже.

Так сложилось, что после "Бурана" осталось много реликвий, среди них была эта деревянная модель, созданная на моём заводе для испытания (продувок) в одной их аэродинамических труб ЦАГИ. Теперь она доживает свои дни в дальнем углу аэродрома Жуковский в Московской области рядом с ОКБ им.Мясищева, где я проработал не полных десять лет.

[700x465]





[700x487]



4.

[700x483]



5.

[700x510]


[700x460]


[700x450]


[700x460]

[700x407]

[700x466]

[700x451]

 

А вот так выглядел макет кабина "Бурана" изнутри. Кабину тоже и проектировали и делали на моём заводе. Я в ней много в своё время лазал. И передний шпангоут, на который опираются приборы спроектирован мной.

[700x466]

 

А вот тот самый период, когда на борту челнока ещё красовалось название "Байкал".

[700x405]


В последствии, как я уже писал, его заменили на "Буран".

[340x286]



Вот триумфальный момент посадки челнока после возвращения "Бурана" из космоса. Почему триумфальный? Так  (в смысле в автоматическом режиме. т.е без пилотов) мог садиться только наш "Буран". Американцы "так" не могли. Точка касания в 15-ти метрах от расчетной. И это при сильном боковом ветре.

[700x455]

 

Сопровождал возвращение "Бурана" из космоса на МИГ 25-м мой давний дружок, лётчик  (герой России) Магомет Толбоев.

[700x421]

 

А это результат рухнувшей крыши на Байкануре. Под ней и был погребён первый лётный образец, именно тот, что на фото выше.

[700x531]

 

Напомню, что рухнувшая крыша унесла с собой и жизнь семерых человек. Как американский "Челенджер" кстати.

[600x426]

 

Вообще буранов было сделано штук восемь.  Для стат испытаний, для тепловых испытаний, для продувок в трубе, ГЛИ (горизонтально-лётных испытаний), и т.д.

Вот один из таких вариантов "Бурана" переезжает от парка отдыха им.Горького в Москве на ВДНХ.

[700x465]

 

А это "Буран" в варианте ГЛИ (горизонтально-лётных испытаний), стоит на одном из выставок в Жуковском 90-х годов. Он как раз базировался на моём заводе. Там его по специальной программе "учили летать" и у него сложилась самая уникальная судьба.

Слухайте сюда.

[700x461]

 

Буран, довезённый до ВДНХ, был там тожественно установлен рядом с ракетой "Восток". Сколько моих сил было уложено в это изделие? Лет десять трудились. На открытие теперь уже "памятника" был приглашен и первый пилот, поднявший "Буран" ГЛИ в воздух - Игорь Петрович Волк. Вот он с палочкой сидит на стуле. Кстати, частый гость моего ресторанчика. Дай бог ему здоровья.

[700x463]

 

Вот весь коллектив занимавшийся исследованиям ГЛИ снятый на фоне своего детища на площадке перед моим заводом.

[700x337]


Позже, года всё рухнуло. один мой бывший начальник участвовал в продаже этого ГЛИ (в лихие девяностые) на Сиднейскую спортивную олимпиаду и даже сопровождал его туда, плывущую на корабле. Там челнок прослужил рестораном(!), а затем попал уже в Арабские Эмираты и долго в разобранном состоянии пылился на складе. Затем его купил какой-то немецкий авиамузей (коих в Германии множество) и на этом снимке запечатлён как раз тот "Буран" ГЛИ который плывёт по Рейну через Кёльн к месту теперь уже своей постоянной прописки. Вот такая у него многострадальная судьба. Мне и тем хлопцам, что на снимке выше и во сне не мог предвидеться такой сценарий.

[700x517]

 

А вот так последний изготовленный и собранный  в Тушино "Буран" приплыл по Москве реке, опять к нам на завод для теперь уже вечной стоянки на краю поля рядом с МАКСовскими павильонами.

[466x700]

Его поставили рядом с взлётной полосой и привели в порядок только ту сторону, которая "смотрела" на выставку.
[700x466]

Противоположная же сторона выглядит так. Это по нашенски. Ужас.
[700x466]

А это внутренности.
[700x466]

 

Вот, для интересу, сравнение проекций советского и американского варианта челнока.

[639x525]

 

А вот сладкая парочка:  уникальный самолёт Антоновского КБ Ан 225 "Мрия" и "Буран"

[603x415].

 

А это ВМ-Т "Атлант", тоже спроектированный в нашем КБ, перевозивший части "Бурана" и его баки, на Байканур
[700x398]



[700x404]


Вот такая замечательная история.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (14):
Alek_YelGor 04-09-2015-12:28 удалить
Интересно и странно. На "Атланте" внешний груз крепится к передней и задней части фюзеляжа, а в районе центроплана нет силового крепления, что конструктивно очень не выгодно.
Ответ на комментарий Alek_YelGor # В том числе и в районе центроплана. Ибо возить предполагалось четыре типа габаритов. Сам Буран, два вида баков и двигатели первой ступени в обтекателе. [700x460] [700x466] [700x527]
Alek_YelGor 04-09-2015-12:51 удалить
Ответ на комментарий Мудрый_Бодрис # Мудрый_Бодрис, ага, теперь понятно.
Averel 04-09-2015-13:03 удалить
Вау, какая история. А мне тоже давелось увидеть и даже полазить внутри бурана с ГЛИ на его последнем местожительстве в Шпайере(Speyer), там кстати много нашей техники стоит, особенно космической, я так думаю у России было дешевле купить, чем у американцев, поэтому русской техники больше. Я думаю, что там ему будет хорошо, тепло, сухо и мухи не кусают, отдельный ангар, со всеми историями и причиндалами. А вот что он с ГЛИ, я чот даже нигде и не вычитал, а может и пропустил.
SuperFamily 04-09-2015-13:38 удалить
прикольное сооружение!
galkagala500 04-09-2015-14:26 удалить
Выходит эти умопомрачительные технические конструкции теперь служат на потеху зрителям? Ресторан? Вот же ухнули дествительно в трубу миллиончики!!!
Tor-Vic 04-09-2015-14:41 удалить
Из этих восьми летать мог только один?
Ответ на комментарий Tor-Vic # Один, тот что был в космосе: его кличка была "Буран OK-1K1". Его-то и присыпало в Байканурском ангаре, а другой летающий был сделан для испытаний и доводки системы автоматической посадки, это тот самый - ГЛИ. Сейчас он служит экспонатом в Германии в музее близ городка Шпайер(Speyer).
Ответ на комментарий Averel # и вообще учились "летать". Летал в основном, мой хор знакомый лётчик космонавт Игорь Волк. Кстати четверо из отряда полётов по программе "Буран" трагически по очереди погибали в авиакатастрофах или неизлечимых болезнях.
Ответ на комментарий SuperFamily # Два годовых бюджета страны (СССР), в общей сложности, ушло на эту штуку. А потом оно стояло в Москве в ПКиО им.Горького и служило аттракционом. Хорош прикол.
Ответ на комментарий galkagala500 # Бери выше....
Averel 05-09-2015-01:48 удалить
Ответ на комментарий Мудрый_Бодрис # Жалко, что на этом и остановились...
Averel 05-09-2015-01:54 удалить
Ответ на комментарий Мудрый_Бодрис # Какая разница сколько это стоило... Самое главное - сколько нового открыли! Я повторюсь, жаль, что на этом все остановилось. Ведь до сих пор еще нет такой технологии! Хотя уже покоряют просторы космоса за миллионы километров от нашей планеты...
Stas_Stranger 28-09-2015-20:34 удалить
Спасибо,Мудрый_Бодрис! Очень интересно. Свояк после окончания Можайки служил на Байконуре и тоже занимался Бураном. Замечательное техническое воплощение для тех лет - посадка челнока в автоматическом режиме!!! Особенно интересно почитать воспоминания участника этой программы! А это Кёльн, между почим: [показать] Многоразовый орбитальный корабль (по терминологии Минавиапрома - орбитальный самолет) "Буран" (изделие 11Ф35)


Комментарии (14): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПРА БУРАН. | Мудрый_Бодрис - Ё - моё! | Лента друзей Мудрый_Бодрис / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»