Что за картинка у меня сейчас расположена на Рабочем Столе?
Изображение, полученное путём пятиминутной работы распылителя в графическом редакторе Paint.
Берём чёрный фон, берём распылитель, настраиваем его клавишами Ctrl+ на максимальную площадь воздействия. Заполняем космическую черноту бесчисленным множеством голубых точек. Добавляем чуть меньше жёлтых точек. И ещё немного - совсем чуть-чуть - красных точек.
Получилось некое подобие звёздного неба - каким оно должно выглядеть из космоса. Именно поэтому я не стал использовать ни зелёную, ни лиловую краску. Ведь звёзд подобного цвета не существует.
Хотя едва ли мне удалось воспроизвести реальную звёздную статистику. Сомневаюсь, что в Галактике голубые звёзды превалируют над остальными.
Заменяем чёрный фон на тёмно-серый - практически неотличимый от чёрного.
Зачем?
Чтобы немного поработать распылителем чёрной краски. Теперь на условно-чёрном фоне появились редкие реально-чёрные точки - ещё более чёрные, чем окружающая их чернота. Коллапсары? Чёрные дыры?
Без увеличения их не разглядеть.
Что за картинка у меня была расположена на Рабочем Столе раньше?
Сверкающая разноцветная паутина - хотя паутину этот узор напоминал лишь отдалённо. Реальная паучья сеть обычно устроена несколько по иному принципу. Нечто среднее между праздничным фейерверком и чертежом центральной нервной системы.
Графическое изображение Интернета.
Обе картины заставляли меня задуматься в разное время - хотя и по разным причинам.
Первая картина, я имею в виду хронологически первую, олицетворяла собою Порядок, Структуру, Связь. Осмысленность. Идея информационного обмена, пронизывающего собой сущее. Как утверждала взбалмошная героиня одного из романов Каганова: "Всё - это - одна - большая - Коммутация".
Вторая картина олицетворяет собою Бессистемность, Сумбур, Хаос. Критский Лабиринт, мир слепого случая, где ничто по большому счёту не подчинено изначальной цели. Мир, где нет Высшего Замысла.
Мир без Замысла ужасен?
Мир с Замыслом тоже может быть ужасен. Для примера возьмём концепцию энергоэволюционизма, по которой человечеству предстоит метаться из огня в полымя всю свою историю - и, прямо как в одной из песен группы Metallica, "убийство этого мира подразумевает единственную дорогу отсюда".
К тому же, если нет Высшего Замысла - это не значит, что нет Замысла вообще.
Помните "Линию грёз" Сергея Лукьяненко? Где описывалось устройство, способное перенести индивидуума именно в ту часть именно той Вселенной, куда он подсознательно желает перенестись? При этом вкратце излагалась одна из теорий множественности миров - и разные Вселенные метафорически уподоблялись точкам, возникающим при работе распылителя.
Помните "Чёрную книгу Арды" Натальи Васильевой? Где излагается история творения классического фэнтезийного мира, созидающий сущее Творец со свитой своих ангелов - и вдруг один из ангелов, непокорный Мелькор, выясняет, что границы Сущего вовсе не тождественны пределам их мира, и что существуют миллионы других миров с другими творцами?
Помните телепортационные двери в компьютерной игре Quake? Где в проёме портала игрок видит лишь неисчерпаемую космическую бездну с миллионами кружащихся в ней искр-звёзд?
Что будет, если мысленно отойти в сторону от открытой нам системы причинно-следственных взаимосвязей?
А потом отойти ещё и ещё дальше?
Не увидим ли мы, как привычный нам упорядоченный узор становится лишь бесконечно малой точкой, точкой среди хаотического мельтешения других бесконечно малых точек?
Или наоборот - мы увидим, как привычный нам упорядоченный узор оказывается гармоничной частью другого узора, в свою очередь служащего вплетением в другой узор, и вся эта иерархия продолжается в бесконечность, воплощая в себе непостижимую Космическую Гармонию?
Вроде бы диспуты на эту тему - тему первичности Порядка или Хаоса - являются составной частью онтологии.