Нечеловечески трудно вырваться за пределы шаблонов.
Что и неудивительно, поскольку само понятие "человек" - один из них.
Пытаюсь представить себе математику, которая бы не повиновалась привычным законам. Математику, в которой существовало бы не два разных направления, ведущих в противоположные стороны от нуля, а три. Не положительные и отрицательные числа - а красные, синие и жёлтые.
Не получается.
Хуже всего не это. Хуже всего то, что я не могу понять природу этой невозможности.
В том, что заданные условия неким образом противоречат сами себе? Что они нечётко заданы? В устройстве моего мозга?
Чему в этой троичной математике будет тождественно равенство "Пять минус шесть"? Или, конкретизируя знак числа, "Красные пять минус красные шесть"? В сокращённой записи - "к5 - к6"?
Жёлтая единица и синяя единица?
Мило. То есть числа могут мирно соседствовать друг с другом, не прибавляясь друг к другу? Поскольку находятся они на разных шкалах, что и может быть моей изначальной ошибкой.
Что получится, если к красной пятёрке прибавить синюю двойку?
Поскольку каждый знакоцвет в данной математике является взаимоотрицательным к двум другим, то красная пятёрка равносильна синей и жёлтой антипятёрке одновременно.
Следовательно, "к5+с2=к3+ж2"?
Сложение продолжается?
Проблему можно разрешить, позволив числам мирно соседствовать друг с другом без их взаимного сложения через значок "&" - в этом случае равенство приобретает вид "к5+с2=к3&ж2". Однако я не вполне уверен, каким образом эту необходимость обосновать.
[показать]
На операциях умножения и деления мой мозг буксует.
Когда я пытаюсь представить себе, что должно получиться в результате умножения синей пятёрки на жёлтую тройку, моё подсознание пытается в полном составе уйти в отпуск, распевая песенку: "Мёд - вот такой вот он странный предмет. Всякая вещь или есть, или нет".
Именно на принципе "Всякая вещь или есть, или нет" построена традиционная математика.
Представить себе, как нечто может не существовать двумя симметричными и притом взаимоисключающими способами...
Что значит "умножить положительную пятёрку на отрицательную тройку"?
Пять раз утвердить отрицательную тройку.
Утвердить.
Бытие - базовая категория.
Но ведь каким-то образом я представляю себе отрицательные числа, которых вообще не существует в природе? Если не проводить сомнительных параллелей с античастицами или тёмной энергией.
Отрицательные числа я представляю себе по аналогии с положительными. Небытие - по аналогии с бытием, простирающимся По Ту Сторону.
Хотя нетрудно заметить, что традиционная математика асимметрична. Пять умножить на три будет пятнадцать. Сколько будет "минус пять" умножить на "минус три"? Тоже пятнадцать.
Отрицание отрицания даёт утверждение.
Но что должно давать краснение желтения? Или синение краснения?
Попробуем найти ответ там же, где нашли ответ на вопрос об отрицании отрицания. Почему мы полагаем, что отрицание отрицания даёт утверждение? Потому что так происходит в реальной жизни. Потому что отрицание маминого "Нельзя" сводится к "Можно". Но в реальной жизни мы не сталкиваемся - или крайне редко сталкиваемся - с ситуациями трёх равнозначных и взаимоисключающих вариантов.
Наша математика и логика является отражением реальности.
Но - единственно ли возможным? Или лишь наиболее экономичным, своего рода путём наименьшего сопротивления?
Я не призываю отрекаться от неё, как иные безумцы, для меня это лишь разновидность забавного мысленного эксперимента.
Быть может, закон отрицания отрицания является лишь плодом произвола, спецификой нашей Вселенной, лишённой основания в мире троичной математики? И следует применить акт диктаторского произвола, самолично установив, к чему должно приводить "синение желтения" или "желтение краснения"?
Исходное сообщение Плюмбэкс
Проблему можно разрешить, позволив числам мирно соседствовать друг с другом
Исходное сообщение Dron_Shimoda
И основные достижения математики будут актуальны в любой вселенной, для любых сознаний. Выбирается набор аксиом и определений и на них с помощью логики строятся различные теоремы. Но число как сущность, как идея, будет в любой Вселенной неизменным.
Исходное сообщение Dron_Shimoda
Математика не связана напрямую с реальностью, но часто описывает более или менее точно её законы и поэтому создается впечатление, что связана.
Исходное сообщение Dron_Shimoda
Очень часто совершенно казалось бы идиотские и никому не нужные разделы математики в дальнейшем оказываются необходимыми для описания законов вселенной и находят отражение в ней или оказываются полезными для разных прикладных вещей, вроде шифрования. Взять те же фракталы, неэвклидову геометрию, пространства Калаби-Яу, многомерность. Когда это всё придумывалось никто и не предполагал, что это может быть полезно и актуально.
Лобачевский создал свою геометрию, но когда он докладывал о ней, он явно заявил, что надо искать поверхность, на которой его геометрия будет верна.Где же тут отражение реальности? А если бы не нашли, что тогда отражалось бы?
Исходное сообщение Dron_Shimoda
Лобачевский создал свою геометрию, но когда он докладывал о ней, он явно заявил, что надо искать поверхность, на которой его геометрия будет верна. Где же тут отражение реальности? А если бы не нашли, что тогда отражалось бы?
Исходное сообщение Dron_Shimoda
Мне всё-таки кажется, что можно скорее говорить о том, что вселенная отражает математику.
Исходное сообщение Dron_Shimoda
Взять например фракталы. Исключительно аналитическая штука. Как можно говорить, что они отражают нашу вселенную? И тем не менее, проводятся аналогии между формами природных объектов и фракталами.
Исходное сообщение Dron_Shimoda
Я знаю, что есть попытки (более или менее успешные) вывода исключительно аналитически таких параметров, как массы частиц и многих других констант физики. Аналитически! То есть вообще не опираясь ни на какие законы, скопированные из свойств вселенной и постулированные, а исключительно на математические преобразования, которые действуют в любом мире.
Исходное сообщение Dron_Shimoda
Хотя, можно подумать и в другом направлении.
[...]
Из этого можно сделать вывод, что математика скорее отражение нашего сознания, чем вселенной.
Это значит путать причину со следствием. Вселенная была раньше математики. Математика -- это лишь набор способов, которые позволяют формализовать любую задачу, с которой сталкивается человек.Математика как наука, разрабатываемая человеком - да. Я имею в виду сам набор математических законов, открытых и неоткрытых пока.
Исходное сообщение Dron_Shimoda
Математика как наука, разрабатываемая человеком - да. Я имею в виду сам набор математических законов, открытых и неоткрытых пока.
Исходное сообщение Dron_Shimoda
Математика как наука, разрабатываемая человеком - да. Я имею в виду сам набор математических законов, открытых и неоткрытых пока.
Исходное сообщение Плюмбэкс
Нечеловечески трудно вырваться за пределы шаблонов.
Что и неудивительно, поскольку само понятие "человек" - один из них.
Пытаюсь представить себе математику, которая бы не повиновалась привычным законам. Математику, в которой существовало бы не два разных направления, ведущих в противоположные стороны от нуля, а три. Не положительные и отрицательные числа - а красные, синие и жёлтые.
Не получается.
Хуже всего не это. Хуже всего то, что я не могу понять природу этой невозможности.
В том, что заданные условия неким образом противоречат сами себе? Что они нечётко заданы? В устройстве моего мозга?
Чему в этой троичной математике будет тождественно равенство "Пять минус шесть"? Или, конкретизируя знак числа, "Красные пять минус красные шесть"? В сокращённой записи - "к5 - к6"?
Жёлтая единица и синяя единица?
Мило. То есть числа могут мирно соседствовать друг с другом, не прибавляясь друг к другу? Поскольку находятся они на разных шкалах, что и может быть моей изначальной ошибкой.
Что получится, если к красной пятёрке прибавить синюю двойку?
Поскольку каждый знакоцвет в данной математике является взаимоотрицательным к двум другим, то красная пятёрка равносильна синей и жёлтой антипятёрке одновременно.
Следовательно, "к5+с2=к3+ж2"?
Сложение продолжается?
Проблему можно разрешить, позволив числам мирно соседствовать друг с другом без их взаимного сложения через значок "&" - в этом случае равенство приобретает вид "к5+с2=к3&ж2". Однако я не вполне уверен, каким образом эту необходимость обосновать.
На операциях умножения и деления мой мозг буксует.
Когда я пытаюсь представить себе, что должно получиться в результате умножения синей пятёрки на жёлтую тройку, моё подсознание пытается в полном составе уйти в отпуск, распевая песенку: "Мёд - вот такой вот он странный предмет. Всякая вещь или есть, или нет".
Именно на принципе "Всякая вещь или есть, или нет" построена традиционная математика.
Представить себе, как нечто может не существовать двумя симметричными и притом взаимоисключающими способами...
Что значит "умножить положительную пятёрку на отрицательную тройку"?
Пять раз утвердить отрицательную тройку.
Утвердить.
Бытие - базовая категория.
Но ведь каким-то образом я представляю себе отрицательные числа, которых вообще не существует в природе? Если не проводить сомнительных параллелей с античастицами или тёмной энергией.
Отрицательные числа я представляю себе по аналогии с положительными. Небытие - по аналогии с бытием, простирающимся По Ту Сторону.
Хотя нетрудно заметить, что традиционная математика асимметрична. Пять умножить на три будет пятнадцать. Сколько будет "минус пять" умножить на "минус три"? Тоже пятнадцать.
Отрицание отрицания даёт утверждение.
Но что должно давать краснение желтения? Или синение краснения?
Попробуем найти ответ там же, где нашли ответ на вопрос об отрицании отрицания. Почему мы полагаем, что отрицание отрицания даёт утверждение? Потому что так происходит в реальной жизни. Потому что отрицание маминого "Нельзя" сводится к "Можно". Но в реальной жизни мы не сталкиваемся - или крайне редко сталкиваемся - с ситуациями тремя равнозначных и взаимоисключающих вариантов.
Наша математика и логика является отражением реальности.
Но - единственно ли возможным? Или лишь наиболее экономичным, своего рода путём наименьшего сопротивления?
Я не призываю отрекаться от неё, как иные безумцы, для меня это лишь разновидность забавного мысленного эксперимента.
Быть может, закон отрицания отрицания является лишь плодом произвола, спецификой нашей Вселенной, лишённой основания в мире троичной математики? И следует применить акт диктаторского произвола, самолично установив, к чему должно приводить "синение желтения" или "желтение краснения"?