Статистика — упряма, своенравна и служит своеобразным символом нашего XX века. Статистика утверждает: по числу переводов на иностранные языки ни один писатель не мог бы соперничать с Агатой Кристи: ее книги переведены на 103 языка (на 14 больше Шекспира!). Она была одним из тех писателей, которым при жизни достаются и шипы, и лавры. Лавров было немало: ей было присвоено звание Почетного доктора литературы и рыцарское достоинство, у нее был высший орден Британии и много других наград и... призов на выставках цветов в Девоншире (она любила выращивать цветы). Популярность ее романов и рассказов могла поспорить разве что с традиционной популярностью английского рождественского яблочного пудинга. Кстати, именно книги Агаты Кристи чаще всего продавались в рождественских подарочных наборах и неизменно пользовались спросом.
Интерес к творчеству писательницы оставался постоянным в течение полувека и, вероятно, еще долго будет оставаться таковым. Впрочем, и сама писательница неизменно оставалась верной своим привязанностям, вкусам, темам, персонажам. Всю жизнь у нее были одни и те же издатель, секретарь и литературный агент, который вел ее дела. И даже ветхий «Ундервуд» — пишущую машинку — она не поменяла ни на какую из суперновых «королевских»...
Жизнь, длиною почти в целый век, даровала ей множество дорог, три имени, два замужества; она исписала десятки тысяч страниц, предпочитая шуму столицы скромную строгость рабочих будней, тишину сада, старый дом в Уоллингфорде и очень узкий круг друзей.
Агата Миллер стала Агатой Кристи, потом Мэри Уэстмакотт. Под этим именем она прослыла как автор сентиментальных романов. Она создала 85 романов — почти столько же, сколько лет прожила на свете. Она сочинила ворох рассказов и два десятка пьес, в том числе «Мышеловку», которая еще и сегодня не сходит с подмостков многих театров, а в Лондоне идет без перерыва с 1954 года. Тиражи ее изданий — 550 миллионов книг!
В чем же притягательная сила ее таланта? Таланта трудолюбивого и скромного, как неяркий северный цветок?
...Утверждают, что англичане обожают стоять в очередях — в картинную галерею, в музей, за билетами в театр. Они являются туда задолго до открытия, со своими складными стульчиками, с пачками газет и журналов, с зонтами — и согласны ждать до темноты, до скончания века! Но на социальной лестнице ждать не хочет никто — только вперед! Обогнать всех и вся! В большинстве романов Агаты Кристи как раз и исследуются те самые случаи, когда, не желая ждать своей очереди на удачи или успех, человек идет на преступления. Но всякое преступление касается не только преступника и жертвы. Косвенно оно затрагивает все общество. Потому что жертвой может оказаться любой. Не потому ли так интересно следить за ходом мысли следователя, за малейшими приметами событий?
Сравните книги Агаты Кристи с модными на Западе «триллерами» — романами и фильмами ужасов. В ее книгах нет леденящих душу кошмаров. Убийства в ее интерпретации можно назвать «деловыми», что ли. Самое традиционное название произведений Агаты Кристи непременно включает впрямую либо слово «убийство», либо слово «смерть». Она и сама иронизировала: в одном из рассказов поминала некую миссис Ариадну Оливер, сочинявшую романы и написавшую даже такой: «Смерть в водосточной трубе»...
От «Таинственного дела в Стайлсе» до «Занавеса» прошло полвека. Миссис Агата ненадолго пережила своего Эркюля Пуаро, частного детектива, который время от времени изрекал французские фразы и превыше всего ставил Справедливость.
Роман как жанр наиболее соответствует осложненным обстоятельствами поискам истинных причин трагедии. Агата Кристи как бы приглашает читателей: сами смотрите, вслушивайтесь, обдумывайте, оценивайте. Того, кто содеял зло, можно узнать. Ему не скрыться: зло всегда оставляет след. Персонажи писательницы — люди обычные, силой социальных причин ввергнутые в «детективный водоворот». Мировая пресса, отдавая последнюю дань Агате Кристи, писала: «В каждом произведении она демонстрировала бдительность по отношению к социальным тенденциям и колебаниям». По данным ЮНЕСКО, Агата Кристи — самый читаемый английский автор в мире. Несомненный талант повествователя, умение строить интригу сделали миссис Агату признанной «королевой детектива». Не все ее произведения, «легкие» по стилю, равно значительны в литературном отношении, но в социальном плане, социальными своими мотивами они крепки. В этом их несомненная ценность.
Агата Кристи скончалась на 86-м году жизни. Но не опустел старый дом в Уоллингфорде. И сегодня почитатели таланта «королевы детектива» могут видеть недописанную страницу на осиротевшем столе, пройти по аллее сада, под сенью подрагивающей листвы. Это здесь, в старой Англии, расцвел «подлинно английский литературный цветок—детектив».
[400x510]