• Авторизация


Per Anus ad Libertas. ( К Свободе через Задницу). (Борис Ланкош "Реверс" 2009 год) 19-12-2020 05:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!







Это такое смешное кино, про разочарование польской интеллигенции в Идеалах Западной Демократии,
или , скорее, про разочарование в своих представлениях об этих самых Идеалах.
По жанру фильм - "Черная Комедия", или даже, точнее, Стебная Трагедия.
Смешного там не так чтобы очень и много, на самом-то деле....

Кратенький спойлер, даже с картинками, это чтобы было веселее и понятнее о чем речь в фильме:


Итак, 50-е годы прошлого века. В кадре семья польских либеральных интеллигентов:
суровая парализованная Бабушка из бывших, у которой коммунисты отняли дом,
где теперь живет какое-то министерство.






Красавица-Мама, у которой они же отняли аптеку




Дурнушка-Дочь у которой и отнимать-то уже нечего и потому она редактирует никому не нужную фигную, типа современной поэзии/





И сын-живописец, творящий в духе соцреализма портреты всяких там Феликсов Дзержинских
и Болеславов Берутов, наступив на горло собственной Музе.






Вокруг же - сплошной Социализм-Сталинизм с произволом ГБ, арестами соседей по ночам, прессованием поэтов и совершенным отсутствием поблизости какой-либо Свободы и Демократии.

НО семья, как и положено потомственным интеллигентам, свято верит в Идеалы Свободного Мира и Либеральные Ценности его же.
И самозабвенно бережет эти Идеалы.
Вот, к примеру, в ней с благоговением хранится завещанный дедушкой Доллар чистого золота, 1881 года отлива, со словом "Liberty" на аверсе. (Они им любуются, иногда. В узком семейном кругу, естественно!)
А когда настают совсем уж черные времена, и злобные Власти хотят эту последнюю Святую Реликвию у них отобрать, то интеллигентная и отважная дочка решает спрятать этот Символ Веры и Либерализма глубоко-глубоко внутрь себя.
Т.е. внутрь себя, буквально!
В смысле, утром, она этот доллар кушает, вечером - выкакивает, потом опять кушает, потом, опять выкакивает. Ну, и т.д.






Несколько утомительно и не очень эстетично, конечно, зато Символ надежно спрятан от вездесущего взора коварного ГБ.
(На что ни отважатся смелые и интеллигентные польские девушки, ради Высоких Идеалов!)

Ну, тоталитаризм-тоталитаризмом, а жизнь - жизнью.
И потому, семья, крайне озабоченная личной жизнью девушки, постоянно стремится организовать ей подходящую партию.
То это обижаемый властями поэт, то респектабельный бухгалтер с сильной придурью...
В общем, жизнь идет сама в себе, пока из окружающего их всех Мрака Бытия не появляется ОН:
молодой, красивый, как будто бы вышедший из девичьих грез, или сошедший прямиком с экрана американского кино,







сильно смахивающий на Хамфри Богарта (см. картинку чуть ниже), разве что, чуть повыше, и поширокоплечее.
И, еще, на мой взгляд, несколько даже посимпатичнее, уставшего от Бытия и Пития американского киногероя.






(ОН, как быстро проясняется, ГБ-шник на спецзадании по внедрению в интеллигентскую среду!)

Ну, то-се, ухаживания-розочки, пирожки-чаепития... Девица, естественно, влюбляется до безумия.
В общем, он ее, в итоге, насилует прямо на обеденном столе, под инфернально-метафорическим портретом Карла Маркса.(Осуществляются девичьи мечты, надо понимать!)






И тут сразу - Cаспиенс и резкий поворот сюжета,
поскольку от такого классного траха из девушки, в один момент, вылетают все ее либеральные идеалы и убеждения.
Т.е.буквально вылетают, и не просто метафорически. Иными словами, золотой доллар из нее вываливается и оказывается под столом, на котором ее только что оттрахали.

Как это у них там получилось технически, для меня, честно говоря, так и осталось большой загадкой,
зато метафорически - ох как это верно, однако!
Для женщины, как я понимаю, хороший трах, видимо, сильно-важнее всяких-там глупых идеалов.
И это правильно! Иначе бы, род человеческий очень скоренько бы и навсегда прекратился бы!
(Для мужчины, кстати, тоже. Если кто читал "Тараса Бульбу", у того сомнений на сей счет должно остаться очень не много.
Там Николай Васильевич про то очень подробно и убедительно повествует.)

А дальше, вот, ГБ-шник совершает трагическую для себя промашку.
Он пробует завербовать девушку для стука на ее начальника - самого главного редактора поэзии.
А это уже посягательство на Душу и Нравственные Принципы Интеллигенции.
(Типа - насиловать-насилуй, но Душу не трожь!)

В общем, в итоге ГБ-шника трявят дОсмерти
(в каждой интеллигентной польской семье, обычно, в запасе целый шкаф разных смертельных ядов, потомуШто!).








Потом труп ГБ-шника растворяют в кислоте, а оставшиеся косточки тщательно сортируют
и складывают в футляр из-под дедушкиной скрипки (тоже не слабая метафора!),






а потом хоронят в котловане, как раз удачно выкопанном под строительство очередной Сталинской Высотки.
(Так что, кто там, у них, в Польше, на самом деле, пострашнее будет, ГБ или либеральная интеллигенция, это тоже еще вопрос для непредвзято мыслящего зрителя!)

Как уж водится, в таких случаях, девушка оказывается в положении, что происходит как раз на излете тоталитаризма. (Последнее проклятое наследие Сталинизма, так сказать!)
И радостный протестный хохот по поводу кончины Вождя Всего Прогрессивного Человечества, перманентно так, переходит в родовые вопли. (Тоже интересная метафора, в некотором смысле!)






А дальше, как уж это принято в настоящем Кино,- Хэппи Энд, про наше с Вами время.
(Типа кончилось ужасное Вчера и, наконец, наступило прекрасное Сегодня!)
Картинка становится цветной.
Девушка - сильно сгорбленной старушкой.
Убиенный ГБ-шник - жертвой Сталинских Репрессий.
Брат-художник пьет виски и творит уже современное искусство.
(Оно у него по стенам развешано очень широко. Уж лучше бы, по-моему, Берута с Дзержинским рисовал, что ли!)






Сын девушки вырастает в педераста, живет, естественно, в Штатах
и как раз прилетает оттуда, чтобы познакомить маму со своим новым "другом".






В общем, все вокруг пляшут и поют и только сгорбленная старушка в день поминовения усопших ставит свечку перед сталинским зиккуратом, под которым покоится прах ее любимого ( женская душа потемки, все-таки!)






и грустно так ковыляет по "потемкинской" лестнице, под душевную песенку Элвиса Костелло
"Dont Let Me Be Misunderstood"("Пойми меня правильно")

"Прости сынок, Я хотела как лучше,... пойми и прости...
...Я так старалась .. и намерения мои были чисты...
...Все мы не ангелы, и потому, иногда, не без придури ...
...Подчас, я сильно жалею, о том что, натворила по жизни..."

- поет там, за кадром, Нина Симоне под финальные титры Картины.
(Перевод вольно-смысловой, но вполне адекватный.)

Действительно, старались, действительно чисты, действительно, наворотили,
действительно не без придури... кто бы спорил...





--------------------------------------------------------------
Фильм этот, сразу же после выхода, собрал множество всяких симпатичных призов на разных не менее симпатичных кинофестивалях.
Он был широко анонсирован, как "Черная Комедия", что видимо, не совсем все-таки правильно.
У авторов получилась, скорее, такая социально-философская драма, если можно так выразиться.

Смотреть фильм необычайно интересно и познавательно, поскольку он, просто, донЕльзя нашпигован всякими замечательными метафорами, что даже по спойлеру должно быть хорошо видно.
Причем, часть метафор - открытые, добродушные и бесшабашные, а часть - скрытые, злобные и антилиберальные.
И потому, самые интересные, на мой взгляд.

Вот, например,пресловутый доллар 1881 года действительно существует.
Это известная, всем нумизматам монета по имени "серебряный доллар Моргана".






Только он, на самом деле, никакой ни золотой, а серебряный (что ясно даже из названия!), и ценность его (а в фильме именно на офигенную стоимость монеты постоянно делается упор!) героями очень сильно преувеличена.(Даже сейчас это где-то 30- 40$, не больше.)
Понятно, что тут тоже метафора про либеральный порыв и последующую переоценку ценностей, но обидно как-то, все-таки...

И действительно, слово "Свобода" на аверсе там написано, хотя и ме-е-е-е-ленькими такими буковками.
( Герои этим гордятся и именно эту надпись и прячут от злобной ГБ-ни!)
Только вот, на той монетке, есть еще одна интересная надпись, а именно, на Реверсе, что принципиально.
(Отсюда , собственно, и название фильма!)
И написан там "United States of America", естественно, и еще такой вот слоган : "In God We Trust"

"In God We Trust" ( "С нами Бог", если и не дословно, но по смыслу) - Это - из американского гимна.
Самые злобные и последовательные противники Либерализма, например, считают, этот слоган принципиально антихристианским, особенно в таком контексте, естественно.
( Ну, как модернизированное выражение Протестантской Этики, от которой, на их взгляд,
почти все беды современно Мира и проистекают).
Кстати, на пряжках солдат Гитлеровского Вермахта было написано примерно то же самое.
"Gott mit uns ", если дословно! Очень примечательное совпадение, на самом деле).

Да и сами американцы, оказывается, еще лет сто назад, активно дергались по поводу этого слогана.
В сенате, в свое время, даже сильно дебатировались друг с другом, на сей счет.
Вот, Тедди Рузвельт, например, был категорически против упоминания имени Господа всуе и на деньгах, поскольку считал это богохульством и профанацией, а какие-то шутники сочинили такой афоризм :"In God We Trust, All Others Pay Cash", мол."Только богу даем в кредит, а остальные пусть гонят наличные!")
Потом все поуспокоились, попривыкли и уже как-то не обращают внимания на подобные пустяки.
(Это полякам такие слова еще режут глаза и уши, да и то, с непривычки, видимо. Католики, однако....)

Хотя, тут и без всякой теологии все достаточно грустно и прозрачно, по-моему.
Т.е. - "Свобода - Как Религия" в сильно смягченном варианте, и "Деньги, Как Религия" - в варианте менее смягченном.
(Это если не только на аверс любоваться!)
А это, та еще Религия, на самом деле! (Ну, многие уже и сами догадались, если по сторонам не забывали, иногда, смотреть!)

Ну, и с сыном-педерастом (Тот же Реверс, в общем-то, это если кто понимает, конечно...),
несомненно, очень изящный художественный ход!
Я вот, даже и не знаю, может при Тоталитаризма, но зато, с нормальными мужиками вокруг,
оно как-то немного посимпатичнее будет.
А?
В некотором смысле, конечно.
Тут надо будет знакомых девушек порасспрашивать поподробнее, при случае...
Интересно, что они скажут?

А кто мог про то знать, спрашивается? Да еще за противным Железным Занавесом?
А надо было, видимо, Реверс сперва хорошенько прочитать, прежде чем запихивать внутрь себя всякую гадость.

И, КСТАТИ, в главной роли - замечательная польская актриса Агата Бузек,
дочь видного политика Ежи Бузека.
Сам же Ежи Бузек активный деятель Солидарности, бывший Премьер-министр Польши,
председатель Европарламента в 2009 году (как раз во время выхода фильма, если Што!) и пр. пр.пр.
Тоже, небось, мужик на Реверс не очень внимательно заглядывался, в свое время.)

https://drugoe-kino.livejournal.com/3375926.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Per Anus ad Libertas. ( К Свободе через Задницу). (Борис Ланкош "Реверс" 2009 год) | lj_drugoe_kino - ДРУГОЕ КИНО | Лента друзей lj_drugoe_kino / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»