Причины катастрофы "Титаника" не раз расследовались самыми авторитетними комиссиями, но поклонники затонувшего гиганта до сих пор предлагают все новые и новые версии гибели судна. Недавно весь мир облетела сенсационная весть о том, что "Титаник" был подбит торпедами, с немецкой подлодки.
По уверениям этого мифа, цель была чисто меркантильная- получениестраховки: якобы командир субмарины приходился родственником владельцу "Титаника" ... Еще более замысловатую версию предложил в свое время английский специалист по проблемам судоходства Робин Гардинер. Он полагает, что пароходная компания «Белая Звезда» с целью получения страховой премии отправила на дно свой почти неотличимый от «Титаника» лайнер «Олимпик». В 1911 году незастрахованный «Олимпик» дважды попадал в аварии и возвращался в Белфаст, где рядом с ним в доке стоял еще недостроенный, но в отличие от «Олимпика» застрахованный «Титаник». Здесь-то произошла замена плит с названиями кораблей. Затем наспех отремонтированный «Олимпик» был отправлен в ледовую зону, у кромки которой 14 апреля 1912 года сосредоточились несколько кораблей, принадлежавших компании «Белая Звезда». Они-то и должны были поднять на борт потерпевших кораблекрушение. Но участвовавший в заговоре капитан Смит слишком рано направил свой корабль на айсберг. Опровергнуть эту версию оказалось довольно просто. На поднятых из воды в 1987 году узловых элементах выбито «401»-серийный номер «Титаника». А номер «Олимпика» был другой-400.
Виновна ли команда корабля?
Могла ли команда "Титаника" предотвратить катастрофу? Как известно, помощник капитана Мердок отдал команду: "Лево руля! Полный ход назад!". Этим он, по мнению многих, обеспечил себе роль трагического неудачника в начавшейся драме. Поворот руля должен был спасти корабль от столкновения. Некоторые члены команды утверждали, будто Мердок сначала отдал приказ "Лево руля", а затем "Право руля"- чтобы потом зигзагом, "змеевидно" лавируя, пройти мимо айсберга; но ему не хватало времени. Расчеты показывают, что и на корабле с более совершенным управлением Мердок потерпел бы поражение: пространства для маневра не было.
Не раз писали, что моряки не должны были уклониться от айсберга- следовало таранить ледовую гору, пытатаясь "застрять в ней. Это раздробило бы нос корабля, были бы убитые ираненые, но лайнер, возможно, смог бы остаться на плаву. Однако нет никакой уверенности в том, что судно выдержало бы удар и что не возник бы пожар. Да и какой капитан пустил бы пароход с более чем двумя тысячами пассажиров на борту на такой таран? Даже если бы корабль выдержал столкновение, капитана потом, конечно, отдали бы под суд. По- видимому, после того, как капитан Смит, несмотря на все полученные предупреждения, почти на полной скорости направил свой корабль в ледовое поле, трагедия стала неотвратимой.
[300x197]