• Авторизация


Логарифмы в уме. Паша Коноплёв 25-03-2012 15:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Наталья_П_Коноплева Оригинальное сообщение

25 марта - День рождения Паши Коноплева.

ПАШИНЫ ЛОГАРИФМЫ

В то время я работала в институте и часто брала работу домой. Справочники, графики на миллиметровке, логарифмическая линейка, университетские учебники всегда на столе…
Паше только что исполнилось семь лет, когда он спросил меня, что за линейка со стеклышком лежит у меня на столе. Я ответила, что это логарифмическая линейка, которая помогает быстро умножать и делить большие числа с помощью логарифмов. Потому что логарифмы позволяют заменить деление и умножение чисел на их сложение и вычитание.
Паша еще спросил: - А что такое логарифмы? Я ответила, как учили в школе: это показатель степени, в которую нужно возвести основание логарифма (обычно число 10), чтобы получить заданное число.
(Про показатель степени, да еще дробный, я говорила семилетнему ребенку, который еще не учился в школе. Я думала, что это понятие ему незнакомо, но он ничего не спросил.)
Наш разговор случился на прогулке, и нельзя было показать, как работает линейка. Я просто привела пример, я помнила, что логарифм 2 по основанию 10 равен 0,301.
И все. Дальше мы говорили на другие темы.
На следующий день возвращаюсь с работы – а Павлик построил на клетчатой бумаге график логарифмической функции. Откуда взял значения логарифмов?
Павлик объяснил: - Ты ведь сказала, что логарифм 2 по основанию 10 равен 0,301. Значит, логарифм 1/2 равен логарифму 1 минус логарифм 2. А логарифм 5 равен логарифму 10 минус логарифм 2, и так далее…
Ну, знаете ли, мы такие действия, напрягая мозги, производили только в старших классах, и то по подсказке учителя!

Я была поражена! Вижу, что ему интересно, достаю книжечку – логарифмические таблицы Брадиса. Отсюда мы в школе и в вузе узнавали значения логарифмов разных чисел, когда было недостаточно точности логарифмической линейки. А Паша бегло просмотрел эти таблицы и говорит, что и без них может в уме вычислять логарифмы разных чисел. Он запомнил значения логарифмов двух, трех, семи и комбинируя их, действительно быстро и точно вычислял.

Конечно, это не было прорывом, открытием нового. Но семилетний ребенок своим умом дошел до математического аппарата, созданного крупнейшими математиками!
Я, например, со своим неплохим школьным и университетским образованием была уверена, что вычислять логарифмы в уме нельзя. И я никогда не встречала людей в нашей научной среде, которые делали бы это.

Примерно раз в год, начиная с колыбельного возраста, муж записывал на катушечный магнитофон диалоги с Пашей. Недавно нам удалось их оцифровать. В том числе там оказался рассказ семилетнего Паши, как он вычисляет логарифмы разных чисел.
Вот эта иллюстрированная запись, которую я подготовила ко дню рождения Паши.



Жизнь Паши Коноплёва ещё в молодые совсем годы оказалась трагически скомкана и похищена тяжёлой болезнью. О Павле регулярно рассказывает в своём блоге его мать - писательница, журналистка и человек науки - Наталья Коноплёва.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
GenuineLera 25-03-2012-15:52 удалить
Исходное сообщение uthf_5042
GenuineLera, 310780 - что это за число?

Наталья, это текущее показание единого счетчика посещений моих сайтов и блогов на момент отправки поста. Фиксирую при каждом посте. Потом интересно видеть - дает как бы реальное ощущение времени, прошедшего с отправки.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Логарифмы в уме. Паша Коноплёв | FAQ_AvtandiLine - ФАВТ (Дневник FAQультета Автандилины) | Лента друзей FAQ_AvtandiLine / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»