- Один из четырех элементов, совершенное владение которым дает способность выражать божественную любовь; главный агент трансформации в Алхимическом Делании. Согласно Михаилу Сендивогию, «Огонь – это чистейший и наиболее достойный Элемент из всех, полный елейной разъедающей силы, проникающей, вываривающей, разъедающей и прекрасно прилипающей, видимой и невидимой, превосходно фиксирующей, горячей и сухой, и смягченной Воздухом» (Новый свет Алхимии). Алхимия известна как искусство огня. Парацельс говорил об огне как о «Великом Аркане Искусства» и сравнивал его с солнцем в мире природы: «его сущность печи и сосуда подобна сущности солнца в безбрежной вселенной». Николя Фламель также сравнивал огонь «с тем Солнцем, самим по себе – нежно и равномерно согревающим» объясняя, что огонь назывался природным «не потому, что он создан Мудрецами, но потому, что он создан Природой». Секретный огонь (огненная вода и водный огонь) упрятан в алхимической сырой материи («золоте») и примешивается к нему во время воздействия внешнего материального огня. Алхимик в «Галатее» Джона Лили говорит о внешнем огне: «Эй, Раф, удача этого искусства состоит в мере огня, ибо, если он - обугливает, или горит недостаточно, то бишь, если он слишком горяч, или слишком слаб, весь наш труд будет напрасным». Согласно Потаниусу, внутренний огонь «обнаруживается посредством сокровенного и глубокого одинокого Размышления, и только затем его можно постигнуть из Книг, но не раньше». Это в основном соответствует высказыванию, что существует только один огонь, используемый в работе, однако – в трех аспектах, иногда называемыми тремя огнями. Первая операция Делания включает в себя мягкий, теплый, умеренный огонь, который поддерживается до тех пор, пока матери камня в сосуде не сделается черной (нигредо), а затем – белой (альбедо). С достижением белого цвета, сущность развивается до тех пор, пока Камень не высохнет и не кальцинируется. Когда материя полностью высохнет, огонь делают сильнее и горячее, пока Камень не приобретет прекрасный рубиновый алый цвет (рубедо). Артур Ди, следуя Артефию, определял эти три огня как «Природный, не Природный и за Природный, которые огни – огни Философские». Согласно Артефию, третий огонь «называется огнем «за природным», потому, что это вода… [он] есть источник воды жизни, в котором король и королева омывают себя». Это меркуриальная вода, вода, которая жжет, вода, не смачивающая рук, магическая трансформирующая субстанция, которая в состоянии растворять золото без усилия и коагулировать его. Филалет писал: «О Меркурий, ты сокровище мира. Это наша вода, наш тайный огонь». Дардариус вторил: «Агент жизни – Огонь, жгучий, умерщвляющий и разрушающий Тела сильнее, чем самый Огонь». Такое оружие как меч, ножницы, нож и стрела означают процесс растворения философским огнем. Джон Драйден так представлял трансформирующую силу «химического» огня в Annus Mirabilis:
«Химический огонь я представляю
Подобно Замку драгоценной формы:
Роскошному, в индийском стиле,
в мостках из серебра, где жители - Пророки».
Гильом дю Бартас так описывал очищающую силу алхимического огня в самом человеке:
«Подвергшись чистейшим божественной мысли огнем очищенью
В пыль обращаются мысли людские, а мир – подлежит утонченью». (Divin Weeks).