• Авторизация


Боги и божества Греческой мифологии-5 25-06-2005 17:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Боги и божества водной стихии

1.Океан(о нём уже писала)

2.Тефида(одна из титанов)(уже писала)

3.Каждого, кто во времена расцвета греческих городов-государств посещал храм Зевса в Додоне, встречала надпись: "Зевс был, Зевс есть, Зевс будет". Она была рассчитана на людей, не очень хорошо знакомых с мифологией. Ведь, согласно рассказу Гесиода, Зевс был богом третьего поколения, и до него миром правили другие боги. Но даже если счи-тать предшественников Зевса ненастоящими богами, то и в поколении сыновей Крона Зевс не был первым. Первым был Посейдон, как это явствует из самих мифов и из недавно прочтенных памятников греческой письменности II тыс. до н. э.
Во времена Троянской войны и более ранней войны "Семерых против Фив" главным богом был По-се-да-о, в котором мы без труда узнаем Посейдона'. Это имя состоит из двух слов: "посей"-владеть и "да"-земля. Следовательно, не Зевс, а Посейдон был первым небесным супругом Земли и ее владыкой.
Оттеснение Посейдона в море может быть прослежено по ряду мифов, прежде всего по мифу о соперничестве между Посейдоном и дочерью Зевса Афиной за обладание Аттикой. Афина выиграла спор, поскольку дала Аттике оливковое дерево, а Посейдон смог лишь выбить бесполезный соленый источ-ник. Состязание бессмысленно, если Посейдон был уже к тому времени вла-дыкой соленых вод. Если это был источник пресной воды, что вполне естественно для владыки земли и неба, с его подземными водами и дождями, то, вероятно, существовал другой вариант мифа, в котором Посейдон давал Аттике столь необходимую ей пресную воду, как он это делал в Арголиде.
В древнейшем своем облике Посейдон связан с демоном плодородия, которого почитатели как на Балканском полуострове, так и в Малой Азии представляли себе в облике белого коня. Посейдону приносили в жертву бе-лых коней. Он считался отцом белого небесного коня Пегаса, унаследовавше-го дар высекать из земли источники. Посейдона называли родителем и других фантастических существ, имеющих конский облик,-от пасущихся на лугах кентавров до коня Арейона, рожденного от. связи Посейдона с Деметрой.
Как бог-конь Посейдон считался покровителем бега коней. В его честь на Истмийском перешейке и в Немее (Пелопоннес) устраивались общегреческие конные состязания-знаменитые Истмийские и Немейские игры. Перед их началом, сдерживая нетерпеливых коней, возницы призывали Посейдона и молили его об успехе.
Но оставим "археологию" Олимпа и остановимся на том Посейдоне, ко-торый известен Гомеру как "синекудрый" и властвует над одними солеными водами. Ему мало дела до Олимпа, и обитает он на дне моря в великолепном дворце вместе с супругой Амфитритой, также, под стать ему, синеокой и вечношумящей.
Амфитрита известна Гесиоду как одна из пятидесяти дочерей Нерея, однако по другой версии она океанида, дочь Океана и Тефиды, что по рангу более соответствует высокому положению Посейдона, которому не к лицу иметь тестем какого-то старца и целую кучу бедных родственниц.
Увидел Посейдон Амфитриту плещущейся вместе с подругами у острова Наксоса и долго любовался ею, пока не решил объясниться. Стыдливая мор-ская дева, уйдя на глубину, поплыла к Атланту, стерегущему вход в Океан. Долго искал беглянку посланный за нею дельфин, а отыскав,, доставил на спине к своему владыке. И стала Амфитрита для бога морей тем же, что Гера для Зевса и Персефона для Аида.
Превратившись в бога морей, Посейдон оттесняет его прежних владык- морских старцев. Протей теперь занят тем, что пасет в морских глубинах принадлежащие Посейдону несметные стада тюленей; Главк одним из вари-антов мифа превращен в сына нового повелителе морей; нереиды вместе с тритонами составили его торжественную свиту, а тот Тритон, который успел отделиться от собратьев и обосноваться в Капаидском озере в Беотии, был отнесен к числу сыновей Посейдона и получил во владение озеро Тритониду в Ливии.
В рассказах Гомера о Посейдоне как владыке морей сохранились следы его былого господствующего положения как бога Неба и супруга Земли. Он считает себя равным Зевсу:

Нет, не хожу по уставам Зевесовым, как он ни мощен.
С миром пусть остается на собственном третьем уделе;
Силою рук меня, как ничтожного, пусть не стращает!

Посейдон участвует в мятеже против Зевса, не признает решения олимпийцев о возвращении на родину скитальца Одиссея и губит других героев, угодных олимпийским богам.
Как и Зевс, Посейдон имеет наряду с законной супругой множество возлюбленных - морских и земных дев и считается божественным отцом некоторых героев, но их число по сравнению с сыновьями Зевса сравнительно невелико. Это герой Афин Тесей, фессалийский герой Пелий и его брат-близнец Нелей, ставший героем Элиды и отцом мудрого Нестора. "Малодетность" Посейдона и обилие порожденных им великанов - существ со звериными чертами и просто чудовищ дополняют его архаический облик. один из главных олимпийских богов, владыка моря, сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида (Hes. Theog. 453-457), с которыми он поделил господство над миром. Бросив жребий, он получил в удел море (Зевс - небо, Аид - подземное царство) (Hom. Il. XV 187-194). Древнейшее представление о П. связано с плодородием земли, пропитанной влагой, поэтому имя П. можно понимать в его дорийской форме как "супруг земли" в именительном падеже (П. Кречмер) (Poteidan - pot = pos, корень слова указывает на "супружество" и da = ga, "земля") или в звательном падеже (И. Б. Гофман), отсюда эпитеты П. - "колебатель земли" Посейдон и дельфин. Статер 430-410 до н.э. из Лукании. Берлин, Государственные музеи. (Hom. Od. V 366), "земледержец" (I 68). С другой стороны, древнейший П. связан с индоевропейским зооморфным демоном плодородия, выступавшим в облике коня или быка, и таким образом сближается с неиссякаемой порождающей силой земных недр, а значит, и с водной стихией. Отсюда в имени П. видят воплощение текучей плодоносной сущности, которая выражена в застывшей форме ритуального обращения: "владыка вод" (А. Кар-нуа, А. Хойбек), так как дорийск. Poteidan разлагается: potei, "владыка" в звательном падеже, и прилагательное daon, "водный", "водяной" в звательном падеже, образованное от индоевропейского корня da-, danu-, указывающего на влагу и реку (ср. осет. Донбеттыра, наименования рек Дон, Днепр, Дунай). С расселением греческих племен на островах П. стали отождествлять не только с влагой, дарующей жизнь земле, но и с просторами моря. Олимпийский П. неразрывно связан именно с морской стихией, сохранив в качестве рудиментов эпитеты, указывающие на былую связь с землей, мифы о зооморфных ипостасях П. - коне и быке и предания о П., своим трезубцем выбивающем из земли пресную влагу источников. Архаические черты у олимпийского П. находят выражение, в его буйном нраве, попытках сохранить свою независимость. Вынужденный признать главенство Зевса, он считает себя равным ему (Hom. Il. XV 185 след., 194-199). П. участвует в мятеже против Зевса, и его спасает от оков Фетида (I 398-400). Он в союзе с Герой, воспользовавшись сном Зевса, подает помощь ахейцам, вызывая гнев громовержца, и угрожает ему непримиримой, враждой (XV 212-217). П. идет на" помощь ахейцам с мечом, схожим с молнией, предводительствуя их воинством (XIV 384-388). П. ненавидит троянцев, царь которых Лаомедонт в свое время не заплатил ему и Аполлону обусловленной платы. П. наслал на Трою страшное морское чудовище, угрожавшее царской дочери Гесионе, спасенной Гераклом (Apollod. II 5, 9). Он один идет против решения олимпийцев возвратить домой Одиссея, ненавидя его за ослепление Полифема (Hom. Od. I 68-75), хотя Зевс уверен, что П. не может спорить со всеми бессмертными и поступать самовластно (I 77-79). Однако П. не успокаивается и насылает на Одиссея страшную бурю, разбивая его плот и своим трезубцем взбудораживая море, тучи и ветры (V 291-319). П. яростно действует своим трезубцем, желая или поднять бурю, или погубить кого-либо из героев. Он разбивает скалу и губит Аякса Оилида за его нечестивую похвальбу (IV 505-511). Трезубец П. -некий древний фетиш, наделенный магической силой. Именно в споре с Афиной П. выбивает трезубцем источник, даруя его жителям Аттики (Ovid. Met. VI 75-77). Но П. было вполне достаточно крепко ударить ладонью по кораблю феаков, чтобы превратить его в скалу и втиснуть эту скалу в морское дно (Hom. Od. XIII 162-164). П. не живет на Олимпе, владея собственным роскошным дворцом на дне моря в Эгах (V 381). П. мчится на колеснице, запряженной длинногривыми конями, по морю (V 380). Морская темно-синяя бурливая волна и есть сам П., постоянно именуемый "синекудрым", "черновласым" (Hom. Il. XIV 390). Облик П. страшен, могуч и стихиен. Под его стопою трепещут леса. Своего дворца в Эгах он достигает, сделав три-четыре шага с фракийских гор (XIII 10-31). П. - супруг нереиды Амфитриты. (Hes. Theog. 930). От нее у него сын Тритон - владыка морских глубин (XIII 931 след.). П. - отец множества детей, и все они стихийны, ужасны и чудовищны. Это великаны Сарпедон (Apollod. II.5, 9), Орион и Алоады, царь бебриков, кулачный боец Амик -от нимфы Мелии ("ясеневой"; Apoll. Rhod. II 1-3), великан Антей - от Земли, киклоп Полифем, царь Бусирис, убивающий всех чужестранцев (Apollod. II 5, 11), разбойники Керкион (Hyg. Fab. 187) и Скирон (Apollod. epit. I 2); от медузы Горгоны у него Хрисаор ("златомеч") и Пегас, выбивший копытом источник Гиппокрену (Hes. Theog. 280-283). Деметра в образе эринии родила от П. коня Арейо-на (Apollod. II 6, 8), что дополняет сведения о зооморфной сущности П. Он выслал из моря на Крит прекрасного быка, свою собственную ипостась, который вместе с Пасифаей породил чудовище Минотавра (Apollod. III I, 3-4). Однако были слабые попытки связать П. с героическим миром, хотя и здесь П. является в облике водной стихии. Приняв облик речного бога, П. вступил в брак с Тиро, породившей Пелея и Нелея, отца мудрого Нестора (Hom. Od. XI 241-254). П. считается божественным отцом Тесея (Bacchyl. XVII 33-37), сына афинского царя Эгея Доказывая свое божественное происхождение, Тесей бросился в море, чтобы достать кинутое туда Миносом золотое кольцо, добыл его у Амфитриты и вернулся победителем (Paus. I 17, 3, Bacchyl. XVII). Именно Тесей - героический сын П. убивает Минотавра - тоже сына П., только чудовищного. Среди аргонавтов есть сыновья П. - Эвфем, Эргин и Анкей (Apoll. Rhod. I 179-189), не играющие, однако, существенной роли в походе. Вряд ли П можно считать основателем и защитником полисов; он оспаривал у Гелиоса Коринф и потерпел поражение, с острова Эги-на его вытеснил Зевс, с Наксоса -Дионис, из Дельф - Аполлон, из Тре-зена - Афина (Plut. Quest. conv IX 6). Она же оказалась победительницей в Афинах, посадив там маслину вопреки П. Гера забрала себе Аргос, за что П наслал сначала засуху, а затем море. Единственная страна, где царили П. и его потомки, которых Зевс покарал за нечестие, - остров Атлантида (Plat. Critias). Культ П. связан с почитанием его как божества моря, источников (его эпитеты Кренух, "держатель источника"; Нимфагет, "водитель нимф") и землетрясений Страбон сообщает (I 3, 16), что родосцы после землетрясения вблизи острова Фера воздвигли храм П. Асфалию - "дарующему безопасность" П почитался по всей Греции также как Фитальмий, наряду с Дионисом Дендритом, "древесным", и им обоим была посвящена сосна (Plut. Quest. conv. V 3, 1). Культ П. Гиппия - "конного" преимущественно фессалийский В Аргосе был храм П. Проклистия - "причиняющего наводнение" в память спора Геры и П., когда отвергнутый аргосцами П наслал на Арголиду море (Paus I 29, 4). На акрополе у святилища Эрехфея еще во 2 в. почитался источник солоноватой воды, якобы выбитый трезубцем П (Herodot. VIII 55). В Трезене, несмотря на поражение П. от Афины "могучей", почитают П "царя" (Paus. II 30, 6) Там же храм П. Фитальмия в память бесплодия, посланного П. на землю, пропитавшуюся морской солью, и милости П., прекратившего гнев (II 32, 8) Культ П. всюду связан с бедствиями, сопровождавшими его гнев, сменяемый затем на прощение. П. - древнее мужское хтоническое божество, обладавшее универсальной властью, на более поздней героической ступени было вытеснено мужским патриархальным божеством, возглавившим олимпийцев, Зевсом, и больше уже не заняло главенствующего положения, оставаясь в неизменной оппозиции к Олимпу.
[показать]

4.Амфитрита (A m f i t r i t h) · одна из нереид, дочь Нерея, вещего старца, который живет в море, и океаниды Дориды. Богиня моря, супруга Посейдона.
По одной из версий мифа, Посейдон похитил ее. Другой же миф рассказывает, что бог морей Посейдон увидел однажды, как Амфитрита водила хоровод со своими сестрами-нереидами на берегу острова Наксоса. Пленился брат громовержца Зевса прекрасной Амфитритой и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась от его любви в одной из пещер Океана, ища приют у титана Атланта. Ее примеру последовали и другие нереиды.
Долго еще носился бы Посейдон по морю на своих конях, если бы не дельфин, которого он послал на поиски прекрасной девы. Он показал богу убежище нереиды; пришлось ей выйти замуж за Посейдона и жить в чудесном дворце в глубинах моря; а дельфин, в благодарность за оказанную услугу, оказался в числе небесных созвездий.
Изображалась Амфитрита мчащейся по морю на колеснице в сопровождении других нереид и тритонов. Почиталась вместе с Посейдоном (у Гомера она ни разу не упоминается в сочетании с другим божеством). Культ Амфитриты, вероятно, догреческого происхождения, подобно культу Фетиды и других морских женских божеств.
[показать]

5.Титаны Океан и Тефида породили три тысячи дочерей - океанид и три тысячи сыновей - речных потоков. Хотя водные божества очень отличались друг от друга по своим функциям и степени важности в мифологической системе, как правило они, как и их сестры, ассоциировались с бесчисленными реками южной Европы и Малой Азии.

Алфей · бог одноименной реки в Пелопоннесе, сын титанов Океана и Тефиды. Известен любовью к спутнице Артемиды, нимфе Аретусе (или к самой Артемиде), которую он преследовал, приняв образ охотника, вплоть до острова Ортигия (вблизи Сицилии). Взмолившаяся о помощи Аретуса была превращена Артемидой в источник, и влюбленный Ахелой соединил с ним свои воды (Ovid. Met. V 572-642). По другой версии (Paus. V 7, 2), Ахелой - охотник, влюбленный в охотницу Аретусу, которая, переселившись на остров Ортигия, была превращена в источник; после этого Ахелой превратился в реку. Очевиден местный этиологический характер мифа, связанного с поверьем, что остров Ортигия вблизи Сиракуз соединен под землей с рекой Алфей.

Асоп · бог одноименной реки в Греции, сын Посейдона и нимфы Перо (по другим версиям, сын Океана и Тефиды или Зевса и Эвриномы). У Асопа двенадцать дочерей и два сына - эпонимы городов и островов. Дочь Асопа Эгина, соблазненная и похищенная Зевсом, родила Эака. Узнав от Сисифа о похищении Эгины, Асоп стал преследовать Зевса, но был вынужден возвратиться в родное русло, устрашенный молниями Зевса (Apollod. III 12, 6).

Ахелой · бог одноименной реки в Этолии, сын Океана и Тефиды (Hes. Theog. 340). Известен миф о неудачном сватовстве Ахелоя к Деянире, которая была напугана его даром оборотничества и приняла предложение Геракла. Из-за Деяниры Геракл сражался с Ахелоем, применившим всевозможные хитрости: обратился сначала в змею, потом в быка. У Ахелоя-быка Геракл отломал рог. Побежденный Ахелой в обмен на свой рог подарил Гераклу рог изобилия козы Амалфеи (Soph. Trach. 9—21; Ovid. Met. IX 1 —88).
Ахелой - отец множества водных иcточников, дочерьми Ахелоя и музы Мельпомены (или Терпсихоры) являются сладкогласые сирены, пожирающие людей (Apollod. I 3, 4; Apoll. Rhod. IV 893 - 896).

Ахеронт · одна из рек в аиде, через которую Харон перевозит души умерших (Paus X 28, 1, Verg Aen VI 295-304). Ахеронт постепенно переходит в болото или Ахерусийское озеро.

Инах · бог одноименной реки Инах в Аргосе и аргосский царь. Инах - сын Океана и Тефиды, отец Форонея - первого человека в Пелопоннесе (Apollod. II 1,1), Ио - возлюбленной Зевса, Аргоса - стража Ио (II 1, 3). По преданию, в споре Посейдона и Геры отдал предпочтение богине и построил ей в Аргосе храм. С тех пор разгневанный Посейдон каждое лето высушивает русло реки Инах, затем река пополняется дождями (Paus. II 15, 5). В мифе - сочетание древнего хтонизма и поздней этиологии.

Ладон · речной бог в Аркадии, сын Океана и Тефиды (Hes. Theog. 344), отец Дафны.

Нил · божество одноименной реки в Египте. Нил - сын Океана и Тефиды (Неs. Theog. 337 след.). Связан с мифами, восходящими к кругу Ио, благодаря браку Эпафа (сына Ио) с Мемфидой (дочерью Нила) (Apollod. II 1, 4). Нил соответствует египетскому Хапи.

Скамандр · бог одноименной реки на троянской равнине (другое название - Ксанф), связанный с царским родом: он - отец Тевкра, чья дочь Батия стала женой Дардана; дочь Скамандра Каллироя стала женой Троса, а другая дочь Стримо - Лаомедонта (Apollod. III 12, 1 - 3). В Троянской войне Скамандр сочувствует своим потомкам - троянцам: в негодовании на свирепствующего Ахилла, завалившего реку трупами убитых, Скамандр выходит из берегов и пытается поглотить Ахилла, но вынужден смириться перед Гефестом, направившим на Скамандра вал огня (Ноm. Il. XXI 130 - 138; 211 - 384).

Сперхий · бог одноименной реки в Фессалии. Сперхий - сын Океана и Тефиды (Неs. Theog. 367 след.). Этимология имени Сперхий указывает на быстроту ("стремительный", "быстрый"), характерный признак водного потока. Сперхий - древнее стихийное божество, генеалогически, однако, связанное уже с героической мифологией. Сперхий - зять Пелея, отец Менесфия, участника Троянской войны (Ноm. Il. XVI 173-176). Ахилл обещал посвятить Сперхию свои волосы, если вернется невредимым на родину (но принес их в жертву у погребального костра Патроклу, XXIII 141 - 151).

Эагр · бог одноименной реки во Фракии, супруг музы Каллиопы и отец Орфея и Лина (Apollod. I 3, 2).

Эридан · река, рожденная Океаном и Тефидой (Неs. Theog. 338), протекающая на крайнем западе, где побывал Геракл, вопрошая у нимф дорогу к саду Гесперид (Apollod. II б, 11). По Эридан, в который впадает Родан, плыли аргонавты (Apoll. Ehod. IV 596), вдыхая ужасный смрад от пожара, вызванного падением в Эридан Фаэтона. Эридан славится янтарем, в который превратились то ли слезы Аполлона, потерявшего Асклепия, то ли слезы Гелиад, сестер Фаэтона (605-626). Позднее древние греки отождествляли Эридан с рекой По, Родан с рекой Роной.


6.Водные нимфы-
Лимнады · нимфы озер и болот.

Наяды · нимфы источников, ручьев и родников. Видимо, они относятся к потомках Океана и Тефиды, насчитывают их до трех тясяч; по словам Гесиода, "все имена их назвать никому их людей не под силу. Знает названье потока лишь тот, кто вблизи обитает", всякий грек с поэтической жилкой слышал в журчанье вод беспечную болтовню наяд.
Наяды - древние божества, в одном ряду с хтоническими божествами, они упоминаются вместе с сатирами, куретами, корибантами, тельхинами и др. Они хранительницы вод и обладают благодетельными функциями. Есть наяды-целительницы и врачующие, купание в их водах дает исцеление от болезней. Воды источников, где обитали наяды, имели очистительные и прорицательные функции и даже обладали способностью даровать молодость и бессмертие.
Известные имена наяд: Алопа, Батия, Каллироя, Кокитида или Мента, Лириопа, Пирена, Праксифея, Салмакида, Тритонида, Эгина и Энона.

Нереиды · морские божества, дочери морского бога Нерея и океаниды Дориды. Их пятьдесят, имена указывают на глубину, изменчивость, стремительность и прихотливость моря. Среди нереид выделяются Амфитрита, супруга Посейдона; Фетида, мать Ахилла; Галатея, в которую влюбился Полифем; Немертея (греч. nemerteia, "истина"), также в мифах упоминаются имена нереид Главки, Псамафы, Сциллы, Талии и Фоосы.
Нимфы жили во дворце отца – в глубинах моря. Там они пряли на золотых прялках, а на досуге водили хороводы в такт волнам, катались на спинах дельфинов, в лунные ночи выходили на берег, пели песни и плясали, состязались с тритонами – рыбохвостыми чудовищами. "Весело плещутся юные нереиды в волнах морей, сверкая красотой. Взявшись за руки, вереницей выплясывают они из морской пучины и водят хоровод на берегу, под ласковый плеск тихо набегающих на берег волн спокойного моря. Эхо прибрежных скал повторяет звуки их нежного пения, подобно тихому рокоту моря."
Нереиды благожелательны к людям и помогают им в бедствиях; покровительствуют мореходам и дают им счастливое плавание. Символом морских нимф считается дельфин.
Мифы и легенды: Победа Персея над горгоной Медузой


Океаниды · нимфы, три тысячи дочерей Океана и Тефиды. Хотя океаниды очень отличались друг от друга по своим функциям и степени важности в мифологической системе, как правило они ассоциировались с бесчисленными реками южной Европы и Малой Азии, как и их братья - речные потоки.
Наиболее известные по мифам океаниды: Асия, Гесиона, Диона, Дорида, Каллироя, Климена, Клития, Клония, Лета, Метида, Озомена, Плейона, Персеида, старшая из океанид - Стикс, Тихе, Филира, Эвринома и Электра.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Боги и божества Греческой мифологии-5 | Mythology - La mitoloia de los mundos antiguos | Лента друзей Mythology / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»