26.Илифия (E i l e i q u i a) · дочь Зевса и Геры, богиня-родовспомогательница, покровительница рожениц; посылая им острые боли, она в тоже время облегчает им страдания.
Ревнивая Гера задержала роды Алкмены и вовремя не допустила к ней Илифию, также она задержала дочь во время родов Лето и та родила Аполлона, не дождавшись Илифии. Гомер называет несколько Илифий - дочерей Геры.
[показать]
27. Ирида, Ирис · богиня радуги, вестница богов, дочь океаниды Электры, сестра гарпий. Так же как радуга соединяет небо и землю, Ирида считалась посредницей между богами и людьми. Богиня Гера, как повелительница воздушной влаги, - ее главная хозяйка, Ирида постоянно находилась при ней и безропотно выполняла ее поручения. Тем не менее, Ирида исполняла поручения и других богов. Так, в "Илиаде" Гомера именно она, по повелению Зевса, сообщает троянам о готовящейся атаке ахейского войска (Hom. Il. II 786 след. ).
Ириду представляли в виде очаровательной девушки - красивой и легкой, с двумя величественными радужными крыльями за спиной.
Широко расправив крылья-радуги, Ирис в любой момент готова была сорваться с места и стремительно понестись в огромном небе, наполненном солнечным светом и воздушной влагой. У исполнительной прекрасной вестницы при себе всегда была золотая чаша для воды, которую она черпала из подземной реки Стикс, водами которой клялись бессмертные боги. Эту воду, наполненную клятвами великих богов, Ирида отдавала облакам, которые дождем орошают землю. Так осуществлялась связь трех миров: богов, земных обитателей и подземного царства мертвых.
Ирида, вестница Геры, подобно Гермесу, вестнику Зевса, сопровождает души женщин в аид, как бог-посланник - души мужчин.
Тем не менее, иногда Ирида занималась и более приземленными делами: это она доставила на землю связанного ее поясом Немейского льва и поместила его в горы близ жилища людей. Гераклу пришлось впоследствии вступить в единоборство с чудовищем, чтобы защитить от него жителей Немеи и исполнить первый из своих двенадцати подвигов.
Богине были посвящены цветы ирисы, названные в ее честь - маленькие капельки радуги, разлитые по всей земле.
[показать]
28.Кибела (K u b e l h) · богиня фригийского происхождения, близкая по своим функциям богине Рее и иногда отождествлявшаяся с ней. Носила также имена: Кивева, Диндимена, Идейская мать, Великая мать богов. Мифы о Кибеле связаны с историей юного Аттиса.
Богиня требует от своих служителей полного подчинения ей, забвения себя в безумном восторге и экстазе, когда жрецы Кибелы наносят друг другу кровавые раны или когда неофиты оскопляют себя во имя Кибелы, уходя из мира обыденной жизни и предавая себя в руки мрачной и страшной богини.
На золотой колеснице с зубчатой в виде башни короной на голове Кибела появлялась всегда в окружении безумствующих корибантов и куретов, диких львов и пантер. Она - владычица гор, лесов и зверей, регулирующая их неиссякаемое плодородие.
Культ Кибелы в Риме введен в 204 году до н.э. в конце второй Пунической войны, в период активной экспансии Рима на Восток. Он слился с чисто римскими представлениями о богине посевов и жатвы Опс. Празднества в честь Кибелы были наиболее пышными в эпоху империи, когда особое развитие получил религиозный синкретизм и Кибела стала почитаться как покровительница благосостояния городов и всего государства. Овидий в "Фастах" подробно рассказывает об учреждении Магалезийских игр в честь богини. Лукреций в поэме "О природе вещей" рисует картину шествия Идейской матери - защитницы городов, дарующей плоды земли.
[показать]
29. Лисса (L u s s a) · божество безумия, порождение Никты (Ночи) из крови Урана.
В трагедии Еврипида "Геракл" Гера, ненавидящая Геракла - сына Алкмены, к которой она ревнует Зевса, посылает Лиссу в дом героя с приказом лишить его рассудка. В безумии Геракл убивает свою жену Мегару и детей. Приступ безумия прекращает Афина, ударом огромного камня повергающая Геракла в тяжелый сон.
[показать]
30. Мания · воплощения неистовства и безумия, насылаемого на людей, преступивших установленные законы и обычаи. Мания вселяет в человека чрезмерную уверенность в себе, презрение к богам и человеческим традициям или даже яростное желание, страсть к чему либо. Она способна ослепить человека, довести его до душевной болезни. Иногда отождествлялась с эвменидами.
На дороге из Аркадии в Мессению, там, где Орест лишился разума в наказание за убийство матери, был храм Мании; ее именем называлась местность вокруг храма.
[показать]
31. Мом (M w m o z) · божество злословия. Сын Никты, брат Танатоса, Гипноса, гесперид, мойр, Немесиды и Эриды, то есть связан с мрачными и вредоносными космическими силами. По совету Зевса Мом вызвал Троянскую войну, с тем чтобы, истребив род человеческий, облегчить бремя земли. Мом порицал Зевса и Афину, Гефеста и Посейдона за их дары людям. В конце концов Зевс изгнал Мома с Олимпа за его постоянное злословие против богов (Зевса, Афины, Прометея).
[показать]
32.Мойры (M o i r a i, мойра, букв. "доля", "часть", отсюда "участь", которую получает каждый при рождении) · богини человеческой судьбы.
Первоначально в сознании людей судьба находила воплощение в каком-либо материальном предмете, камне, животном - фетише, носителе жизненных сил. Так, мойра Мелеагра заключена в оставшейся от жертвенного костра головне, спрятанной матерью героя. Желая погубить сына, мать вынула головню и бросила ее в огонь, где та сгорела, вызвав его мучительную смерть. Впоследствии, когда возобладали анимистические представления, магическая сила судьбы, заключенная в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, которое наделяет той или иной участью человека, изрекает ему свою волю, определяет его дальнейшую жизнь, ведет его от рождения до смерти, - и нашла воплощение в образах мойр.
Мойры понимаются теперь как рок ("то, что изречено") и судьба ("то, что суждено"), хотя для этих понятий в греческом языке вырабатываются специальные термины. Мойры - это темная невидимая сила, она не имеет отчетливого антропоморфного облика, изображение мойр в античном искусстве редко. С развитием олимпийской мифологии устойчивыми стали представления об одной, двух или, что наиболее распространено, о трех мойрах. Архаические мойры считались дочерями Никты, также породившей смерть, сон, Немесиду, Эриду и гесперид.
С распространением ткачества у многих народов (хеттов, греков, римлян) мойры получают облик прядильщиц. Так впервые в греческой литературе их называет Гомер. Они мыслились в виде суровых старух, прядущих нити судьбы: Клото с веретеном в руке, Лахесис с меркой или весами, Атропос с книгой жизни и ножницами. Разрыв нити - смерть. Философ Платон, преобразуя народные верования, рисует мойр силами высшего небесного правопорядка, женщинами в белых одеяниях, с венками на головах, вершащими под музыку небесных сфер настоящее, прошлое и будущее. Он называет их дочерями богини Ананке ("необходимости"), вращающей мировое веретено.
С течением времени богини приобретают личные имена, это три божественные сестры - беспощадные властительницы судьбы, не принимающие апелляций от людей и неподвластные богам:
Лахесис, "дающая жребий", отвечает за прошлое, она назначает жребий еще до рождения человека и следит за его исполнением. Лахесис как бы разматывает и пропускает сквозь жизненные невзгоды, превратности судьбы, через всю жизнь смертного человека ту нить, которую для каждой судьбы прядет Клото. Нарушить жребий невозможно, исполнить его помогают все боги.
Ее сестра Клото, "пряха", мойра настоящего, прядет нить, на которую нанизаны события настоящего времени в человеческой жизни.
Атропос же - мойра будущего, "неотвратимая" - неотвратимо приближает будущее человека и перерезает ножницами нить человеческой жизни, тем самым обрывая ее.
Отношения между мойрами и олимпийскими богами довольно сложные. Как результат архаики было то, что боги, несмотря на их могущество, также подчинялись мойрам и не знали ими предназначенного, над ними также властвовала не знающая жалости судьба. Так, Зевс, желая узнать веления судьбы, взвешивает жребий человеческих жизней на золотых весах.
Однако существует вариант мифа, согласно которому олимпийский Зевс и был отцом мойр, рожденных Фемидой - богиней правопорядка и предсказания. Зевс, как верховное божество неба и как супруг Фемиды в этом случае рассматривался как Мойрагет, "водитель мойр" и в этом качестве почитался в Дельфах наряду с Аполлоном, пророком Зевса и защитником установленного им порядка. Так или иначе, богини сопричастны Зевсу, он именуется Морием. Эпитет Зевса "вершитель судеб" (надпись на жертвеннике в Олимпии) означает, по словам Павсания, что бог "знает человеческие дела и все то, что назначили мойры, и все то, в чем они отказали". В храме Зевса Олимпийского в Афинах над головой статуи Зевса находилось изображение мойр, и всем было очевидно, что "предопределение и судьба повинуются одному только Зевсу".
В эллинистическую эпоху с мойрами конкурирует богиня Тихе (богиня случая), характеризующая неустойчивость и изменчивость жизни.
[показать]
33.Морфей (M o r f e u z) · в греческой и римской мифологии бог сновидений, крылатое божество, сын бога сна Гипноса. Он являлся людям в снах, принимая образ любого человека. Он умеет абсолютно точно подражать голосу и стилю речи человека, которого изображает. Только во время отдыха он сохранял свой собственный облик. Греки и римляне изображали его в виде стройного юноши с небольшими крылышками на висках. Греки обычно изображали его на вазах, а римляне на саркофагах. Овидий, рисуя пещеру Гипноса в Киммерийской земле, среди сонма сыновей этого бога выделяет трех: Морфея, подражающего людям, и его братьев, Фобетора и Фантаза, подражающих животным и явлениям природы. С именем бога сновидений связано выражение - "в объятиях Морфея."
[показать]
34.Музы, мусы (M o u s a i, "мыслящие"), аониды, аонийские сестры, парнасиды, касталиды, ипокрениды, пиэриды (прозвища от мест обитания муз) · дочери Зевса и Мнемосины. Музы - в Греции и Риме - богини поэзии, искусств и наук, девять сестер, рожденных в Пиэрии и носящих имя "олимпийские". Их имена: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния и Урания; все они (за исключением Урании, "небесной", и Клио, "дарующей славу", - как видно греки и римляне относили историю и астрономию к искусствам, в то время как скульптуру и живопись относили к ремеслам, не имевшим своих муз-покровительниц) указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. Этим олимпийские музы восходят к архаическим музам - хтоническим существам.
По сообщению Павсания, первыми, кто почтил муз и принес им жертвы на Геликоне, были не поэты и певцы, а страшные великаны алоады - От и Эфиальт. Они ввели культ муз и дали им имена, считая, что музы только три: Мелета ("опытность"), Мнема ("память") и Аойда ("песня"). С течением времени из Македонии прибыл Пиэр (по имени которого была названа гора), он установил число муз (девять) и дал им имена. Поэт Мимнерм утверждал, что старшие музы - дочери Урана и Геи, а младшие - дочери Зевса.
О хтоническом прошлом муз свидетельствует также то потомство, которое музы, будучи дочерьми земли Геи, рождали и от Зевса, и от Аполлона. От Зевса и Каллиопы, по другой версии, - от Талии и Аполлона родились корибанты. Детьми зооморфического Зевcа-коршуна и Талии были сицилийские палики. От брака Мельпомены и речного бога Ахелоя рождаются сирены - миксантропические чудовищные существа, своим пением привлекающие путников и пожирающие их. Архаические музы назывались "бурные", "неистовые" (греч. thoyrides, одного корня с лат. furia), как об этом сообщает Гесихий, то есть музы каким-то образом сближаются с эриниями.
Музы именовались кормительницами Диониса и спутницами его странствий, подобно менадам. Музы и менады иногда ставятся в один ряд (например, царь Ликург был наказан Дионисом за преследование муз и менад). В геликонской надписи сопоставляются Терпсихора и Дионис Бромий, ей присущи дар вдохновения и плющ, ему - умение очаровывать и флейта. Орфей, установивший мистерии Диониса, сын Каллиопы и Эагра (или Аполлона). Певец Лин - сын Каллиопы (или Урании) и Амфимара, сына Посейдона, Бурных и экстатических муз возглавлял Дионис Мусагет - "водитель муз". Диониса Мельпомена почитали в Ахарнах, он, подобно Аполлону, вел за собой хороводы.
Музы жестоки и сурово наказывают каждого, кто осмелится с ними соперничать. Они ослепили и лишили дара пения и игры на кифаре Фамирида.
Олимпийские музы классической мифологии - дочери Зевса, они обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов - Гею, Крона, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, то есть они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее, считалось, что они обладают даром предсказания. Они покровительницы певцов и музыкантов, передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей, относятся к ним в целом доброжелательно и ласково, наделяют их убедительным словом, дают людям искусства власть над человеческой душой; воспевают законы и славят добрые нравы богов. Классические музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира.
Так же, как и остальные боги, музы имели свои храмы, которые назывались мусейонами. От этого слова и произошло современное обозначение зданий, где для обозрения выставляются коллекции произведений искусства или же другие памятники прошедших времен.
Функции муз постепенно разграничивались по мере дифференцирования искусств, их стали изображать в виде молодых прекрасных женщин с одухотворенными лицами и атрибутами, соответствующими искусству каждой, и в эллинистическую эпоху музы превратились в символические образы:
Каллиопа (K a l l i o p h, "прекрасноголосая") · муза эпической поэзии и науки, она "выдается меж всеми другими" музами (хотя у Гесиода функции каждой музы еще достаточно не определены). Изображалась в виде девушки с вощеной табличкой и отилем - заостренной грифельной палочкой для начертания букв - в руках. "Песни времен героических в книге хранит Каллиопа", - писал древнеримский поэт Авсоний.
Сыновьями Каллиопы и Эагра (или Аполлона) были знаменитые певцы Лин и Орфей. По некоторым источникам, ее сыном также считают фракийского героя Реса, убитого под Троей Диомедом.
Клио, Клия (K l e i w) · одна из девяти олимпийских муз, муза истории, та, "которая прославляет". В представлении древних, девушка со свитком из папируса и грифельной палочкой в руках: очевидно, в свитке хранилась летопись былых времен. О Клио известно, что она влюбилась в Пиера, сына Магнета, и родила сына Гиацинта.
Мельпомена (M e l p o m e n h) · муза трагедии (греч. "поющая"). Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Мельпомена изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов). От бога реки Ахелоя родила чудовищных сирен, прославившихся своим пением.
Полигимния, Полимния (P o l u m n i a) · сначала муза танца, потом пантомимы, гимнов, серьезной гимназической поэзии, которой приписывают изобретение лиры. Полигимния помогала "запомнить схваченное". Имя Полигимнии указывает на то, что поэты приобрели созданными ими гимнами бессмертную славу. Изображалась в виде закутанной в покрывало девушки в задумчивой позе, с мечтательным лицом и со свитком в руке.
Талия, Фалия (Q a l e i a) · одна из девяти дочерей Зевса и Мнемосины, покровительница комедии и легкой поэзии. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове. От Талии и Аполлона родились корибанты. Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностю Геры муза скрылась в надрах зели, где от нее родились демонические существа - палики (в этом мифе она именуется нимфой Этны).
Терпсихора (T e r y i c o r a) · считалась музой хорового пения и танца, изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она - "наслаждающаяся хороводами".
По одному из вариантов мифа, Терпсихора родила от бога реки Ахелоя сирен. Существует миф, по которому она - мать певца Лина (по другой версии его мать - Урания). Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога - плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).
Урания (O u r a n i a) · муза астрономии, девушка с глобусом и циркулем (или указательной палочкой) в руках, в других вариантах мифа считалась воплощением возвышенной, небесной любви. По некоторым версиям, мать певца Лина, которого родила от Аполлона.
Эвтерпа (E u t e r p h) · муза-покровительница лирической поэзии, обычно изображалась со сдвоенной флейтой в руке. Ее сыном от бога реки Стремон считался Рес, герой, погибший от руки Диомеда под стенмаи Трои.
Эрато · одна из муз, ей отводилась роль покровительницы лирической и, более того, эротической (любовной) поэзии. Изображалась с кифарой в руке.
[показать]
35. Облака дали название одной из самых загадочных комедий афинского поэта Аристофана. Они выведены как "новые богини" у философа Сократа, ставящего их выше главы олимпийских богов Зевса. На самом же деле почитание облаков, как и других атмосферных явлений, древнее олимпийской религии. Сократ не ввел почитания облаков, а переосмыслил их, соединив образы народной религии с новыми научными представлениями о природе.
Представление о божественной природе облаков задолго до этих событий появилось в предании о правителе Орхомена (Беотия) Афаманте. Была у Афаманта божественная супруга Нефела (греч. N e f e l h , "облако"), которая родила ему детей редкой красоты - Фрикса и Геллу. Но облачная природа Нефелы не давала ей долго оставаться на одном месте. Однажды ночью, проснувшись от сильного порыва ветра, Афамант не обнаружил на ложе Нефелы. Утром он отправился на ее поиски, но не смог узнать супругу среди плывущих по небу облаков.
Нефела объявилась сама, когда вторая жена Афаманта - коварная Ино, возненавидев ее детей, попыталась их погубить. Вернувшись на землю, богиня спасла несчастных от мачехи, посадив на златошерстого барана, которого ей вручил Гермес. Этот баран должен был перенести их по воздуху в далекую Колхиду.
Также богиня облаков считалась матерью кентавров.
[показать]
36. Немесида, Немезида · богиня справедливого возмездия, одна из наиболее древних и почитаемых в Греции. Дочь богини ночи Никты и бога тьмы Эреба, она именовалась также Адрастеей ("неотвратимой") и была близка по своим функциям богине Дике.
Немесида наблюдает за справедливым распределением благ среди людей (греч. nemo, "разделяю") и обрушивает свой гнев (греч. nemesao - "справедливо негодую") на тех, кто преступил закон. В зависимости от поступков людей Немесида одаряла их счастьем или несчастьем. Но в основном ей приходилось наказывать людей за их злые и несправедливые деяния. Особенно наказывался богиней тот, кто, ослеплённый нечаянным счастьем, заносился слишком высоко и вел себя вызывающе по отношению к богам. Она немедленно запоминает любую несправедливость, и всегда за ней следует возмездие. Любимые богиней гипербореи никогда не испытывают гнев Немесиды.
В одном из сказаний говорится, что Немесида была матерью прекрасной Елены, от бога-громовержца Зевса. Спасаясь от преследований Зевса, она превратилась в гусыню, но Зевс настиг ее, превратившись в лебедя. Снесенное Немесидой яйцо было найдено пастухом и принесено Леде, спрятавшей его в ларец (чаще, однако, этот миф относят к самой Леде). Из этого яйца и вылупилась прекрасная Елена, воплощение мести богов всему человеческому роду, ставшая причиной Троянской войны.
Немесида могла приобретать тысячи различных обликов. Изображалась она обычно задумчивой молодой женщиной, окруженной символами-атрибутами равновесия: весы обозначали равновесие между поступками человека и меру вины, уздечка намекала на необходимость контролировать поведение, меч или плеть красноречиво свидетельствовали о наказании за проступки, крылья или колесница, запряженная грифонами - чудовищами с львиными туловищами и орлиными головами, символизировали быстроту воздаяния.
Наиболее известен храм Немесиды в Рамнунте, близ Марафона, где находилась статуя богини, изваянная Фидием. Почиталась она также в Риме.
[показать]
37.Нике, Ника (N i k h) · крылатая богиня победы в греческой мифологии. Дочь океаниды Стикс и Палланта - сына титана Крия. Сестра Силы, Мощи и Зависти, которые способствуют победе. Нике участвовала в борьбе за власть Зевса с отцом Кроном. Встав на сторону Зевса, она помогла последнему добиться победы. Зевс сделал ее своей неразлучной спутницей. Нике является не только богиней побед в сражениях, но также и в артистических и спортивных состязаниях. Помогает она и богам, и людям.
Крылатая Нике - непременный атрибут Зевса и Афины, которые изображались с фигуркой Нике в руках; Зевс работы Фидия в храме Зевса в Олимпии держал в правой руке Нике из золота и слоновой кости. У каждой ножки трона тоже были изображены танцующие фигурки богини. Ее статую часто приносили в дар Афине. Нике - один из эпитетов Афины как богини победы. На афинском акрополе был храм Афины Нике.
Изображали Нике крылатой женщиной с лавровым венком или пальмовой ветвью, нередко на колеснице.
[показать]
38.Осса · персонификация молвы (этимологически связана с санскр. vak, лат. vox, "голос").
Осса - вестница Зевса, по его воле она побуждает ахейцев под Троей собраться на военный совет и решить судьбу войска (Hom. Il. II 94). Обычно Осса быстро приносит людям известия от Зевса; например, Телемаху - о его отце Одиссее. Она разглашает по Итаке слух о гибели женихов Пенелопы.
Аналогичные функции имеет Фама (у Софокла Фама - молва, божественный голос, "дитя золотой надежды").
[показать]
39. Пан (P a n) · божество стад, лесов и полей. Пан наделен ярко выраженными хтоническими чертами, выявляющимися как в происхождении Пана, так и в его облике.
Пан - сын нимфы Дриопы (дочери Дриопа, "дубовидного") и Гермеса (вариант: сын Пенелопы и Гермеса; Apollod. epit. VII 38). Он родился в Аркадии. Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросшего волосами и бородатого. Однако Гермеса и богов-олимпийцев его вид развеселил, и они нарекли младенца Пан (то есть "понравившийся всем", греч. p a n, "всё", Hymn. Hom. XIX). В действительности имя Пан происходит от индоевропейского корня pus-, раnus-, "делать плодородным", что соответствует истинным функциям этого божества и сближает его с Дионисом. Вместе с сатирами и силенами Пан в числе демонов стихийных плодоносных сил земли входит в свиту Диониса.
Как истинный спутник Диониса, Пан миксантропичен: он козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью (Hymn. Hom. XI 37). Он известен своим пристрастием к вину и веселью. Он полон страстной влюбленности и преследует нимф. Нимфа Сиринга в страхе перед Паном превратилась в тростник (Ovid. Met. I 689-712), из которого Пан сделал свирель. Он ценитель и судья пастушеских состязаний в игре на свирели (таким он обычно изображается в идиллиях Феокрита). Пан даже вызвал на состязание Аполлона, но был им побежден, а у царя Мидаса - судьи этого состязания, не оценившего Аполлона, выросли в наказание ослиные уши (XI 153-179).
Пан как божество стихийных сил природы наводит на людей беспричинный, так называемый панический, страх, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. Пан - помощник в битвах, он наводит страх на врагов. Он помог Зевсу в борьбе с титанами (Ps.-Eratosth. 27). Сохранилась легенда о явлении Пана грекам перед марафонской битвой (Herodot. VI 105) и при Саламине (Aeschyl. Pers. 447-455).
Пан особенно почитался в Аркадии, где была священная гора Пан (Paus. VIII 36, 8). Известны также знаменитые святилища Пан в пещере на склоне афинского акрополя (Herodot. VI 105) и в Филе (Аттика), где он почитался вместе с нимфами (Menandri Dyscolos 2, 12, 401).
Пан входит в число олимпийских богов, он упоминается вместе с Зевсом и Аполлоном (Aeschyl. Agam. 56). В античной философии Пан представлялся как божество, все объединяющее (Hymn. Orph. XI). В предании, изложенном Плутархом, о смерти Великого Пана он показан как символ уходящего античного мира (De def. or. 27).
Раннее христианство причисляло Пан к бесовскому миру, именуя его "бесом полуденным", соблазняющим и пугающим людей. В римской мифологии Пану соответствуют Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов).
[показать]
40.Пандроса (P a n d r o s o z) · афинская богиня росы, предотвращающая засуху. Одна из трех дочерей основателя Афин Кекропа и его супруги Агравлы (вариант, сестра Герсы и Агравлы).
Пандросе и ее сестрам Афина дала на хранение ларец с младенцем Эрихтонием, сыном Гефеста. Любопытные девушки, нарушив запрет богини, открыли ларец и увидели ребенка, вокруг которого обвился дракон. Одни мифы рассказывают, что дракон умертвил сестер, другие утверждают, что Афина наслала на них безумие, и они бросились в пропасть.
Имя Падросы, "всевлажная", указывает на ее древнее растительное прошлое и связь с хтонической Афиной. В честь нее на афинском акрополе был построен храм.
[показать]
41.Психея, Психе (греч. y u c h , "душа", "дыхание") · олицетворение души, дыхания. Психея отождествлялась с тем или иным живым существом, с отдельными функциями живого организма и его частями. Дыхание человека сближалось с дуновением, ветром, вижрем, крылаточтью. Души умерших представляются вихрем призраков вокруг Гекаты, призрак Ахилла под Троей появляется в сопровождении вихря.
Вообще, в понятие о душе различными народами вкладывалось различное содержание, вплоть до представлений о том, что у человека несколько душ. В общем виде, это понятие, несмотря на многообразие отдельных конкретных представлений, может быть описано следующим образом. Душа мыслится как тонкий невещественный человеческий образ, по своей природе - нечто вроде пара, воздуха или тени. Она рассматривается как причина жизни того существа, которое она одушевляет, владея его сознанием и волей. Душа способна покидать тело и переноситься с места на место. Большей частью неосязаемая и невидимая, она может обнаруживать физическую силу и являться людям спящим и бодрствующим преимущественно как призрак, отделенный от тела, но сходный с ним.
Истоки первобытных представлений о душе кроются в попытке первобытного человека ответить на вопросы: в чем разница между живым и мертвым? Что определяет состояние бодрствования, сна, болезни? Что собой представляют образы, являющиеся в снах и видениях?
Психея представлялась на памятниках изобразительного искусства или в виде молодой девушки с крыльями бабочки, или в виде бабочки, то вылетающей из погребального костра, то отправляющейся в аид. Иногда бабочка прямо отождествлялась с умершим. Греческое слово "психея" означает "душа" и "бабочка". Психея представлялась и как летящая птица. Души умерших в аиде рисуются летающими, они слетаются на кровь, порхают в виде теней и сновидений. Душа Патрокла удаляется с "писком", причем употребляется глагол tridzein, "щебетать", "пищать". Души убитых Одиссеем женихов также уходят в аид с писком нетопырей.
Психея изображалась и в виде орла, устремляющего ввысь своей полет. В ряде текстов Гомера диафрагма воспринимается как Психея - душа. Кровь - тоже носитель души; у раненого душа выходит через рану, очевидно, в виде крови или ее вырывают вместе в острием копья: "из зияющей раны теснимый Дух излетел" (Hom. Il. XIV 518-519). По Пифагору, Психея питается кровью; кровь - "седалище души".
Апулей в "Метаморфозах" рассказывает о полной приключений, романтичной любви Амура и Психеи; странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью.
[показать]
42.Тихе, Тиха (T u c h, "случайность", "то, что выпало по жребию") · божество случая; не встречается в классической мифологии, выдвинуто в эпоху эллинизма как сознательное противопоставление древнему представлению о неизменной судьбе. Тихе символизирует изменчивость мира, его неустойчивость и случайность любого факта личной и общественной жизни.
Имя Тихе, океаниды и спутницы Персефоны, впервые встречается в гомеровском гимне к Деметре, но этот персонаж не имеет ничего общего с богиней Тихе. У Архилоха Тихе находится рядом с Мойрой, у Пиндара она - дочь Зевса и тоже близка мойрам. Тихе парсонифицируется в драмах Еврипида и выступает важной движущей силой в эллинистической драме.
[показать]
43.Богиня красоты Афродита полюбила воинственного Ареса, которого не любил никто из людей и богов. О страсти Ареса и Афродиты повествует ряд источников, безумие войны соединилось с безумием любви, и от этого нельзя было ждать ничего хорошего. От этого незаконного союза и родился Фобос - бог страха, всегда сопровождающего войны, брат Деймоса (ужаса), эриний - богинь кровавой мести - и Гармонии.
[показать]
44.Хариты (C a r i t e z) · благодетельные, прекрасные видом богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни (греч. c a r i z, "милость", "доброта"), красоту и грацию; дочери Зевса и Геры, по другим источникам - Гелиоса и геспериды Эглы, но самая распространенная версия называет их матерью океаниду Эвриному. В Фигалии (Пелопоннес) в святилище харит посетителям даже показывали скованную цепями женскую статую с рыбьим хвостом, называя ее Эвриномой.
Но еще задолго до приобретения такой родословной эти божества почитались и в Спарте, и в Афинах, и в Орхомене, и в других местах древнейшего обитания греков. В частности, культ их засвидетельствован на осртове Парос еще во времена Миноса. Первоначально они почитались в виде метеоритов.
Имена харит, их число и просхождение в различных мифах различны. У поздних авторов их то две, то три, Аглая ("сияющая"), Евфросина ("благомыслящая") и Талия ("цветущая"). Гомеру еще известно множество безымянных богинь, среди них он знает одну хариту, супругу Гефеста или некую младшую из харит - Пасифею, обещанную Герой в жены богу сна Гипносу. Вообще, различных имен греки называли по крайней мере с десяток - в зависимости от места почитания. Так, известны имена еще друх харит - Клета ("желанная") и Фаенна ("сияющая"), а также еще одно - Пейто ("убеждение").
Иногда харит совмещают с орами, с которыми они близки по облику и предназначению, тогда их насчитывают четыре и именуют Ауксо ("приумножающая"), Карпо ("плодоносящая"), Талло ("цветение") и Гегемона ("руководительница").
В мифах о харитах заметна их связь с вегетативными силами природы, они стали ее божествами, - но не порядка в ней, а радости, которую она приносит всему живому своей цветущей красотой.
Также богини связывались с трудовой и художественной деятельностью, они близки Аполлону. В Делосском храме он держит на ладони трех харит, а в пифийском храме Аполлона (Пергам) было их изображение. Так вместе с орами и музами были они поселены на Олимпе. Войдя в окружение Зевса, Геры, Аполлона, Афины, Афродиты и Диониса, чаще всего прекрасные юные девушки тешили богов и смертных плясками, но могли и участвовать в женских работах, например, ткали свадебное платье Гармонии.
Обычно хариты изображались обнаженными. Однако у входа на акрополь Афин находиись фигуры трех харит, будто бы работы Сократа, в длинных одеяниях. Видимо, скульптор пердставил богинь в их древнем облике.
Харитам соответствуют римские грации.
[показать]
45.Эйрене, Ирена (E i r h n h) - божество, персонификация мира. В древнейшее время Эйрене не имела своего культа и не упоминалась в мифах, Гесиод называет ее, наряду с Эвномией и Дике, в числе трех ор.
Как богиня мира Эйрене стала почитаться в Афинах с середины 5 в. до н. э. В 374 до н. э. на агоре в афинах ей был воздвигнут алтарь.
Образ Эйрене часто встречается в греческой поэзии и драматургии. С нею отождествлялась римская Пакс.
[показать]
46. Энио (E n u w) · в греческой мифологии богиня войны, спутница Ареса, его дочь или сестра. Энио вносит в битву смятение, Гомер в "Илиаде" называет ее Распрей и описывает как Энио, Деймос и Фобос возбуджают воинов на битву (Hom. Il. IV 339 след.). С ней отождествлялась римская Беллона.
[показать]
47.Эрида (E r i z) · олицетворение раздора и соперничества, одна из первичных мировых космогонических сил, она дочь Никты и внучка Хаоса. Отсюда и двойственная сущность Эриды: с одной стороны, она породила голод, скорби, битвы, убийства, споры, тяжбы и беззаконие, с другой, она же породила труд. Отсюда у Гесиода две Эриды: одна вызывает войну и вражду и нелюбима людьми, другая - полезна людям, заставляя их состязаться в труде. Эту Эриду, согласно легендам, Зевс поместил между корнями земли, что символизировало ее подчинение и предназначение служить людям.
Эрида также известна в связи с "яблоком раздора", когда на свадьбе Фетиды и Пелея она подкинула трем богиням - Афродите, Афине и Гере - яблоко с надписью "Прекраснейшей", что послужило причиной их губительного соперничества и, впоследствии, Троянской войны, так как каждая думала, что прекраснейшая - это она.
[показать]
48.Эрот, Эрос (E r w z) · бог любви. Первоначально Эрос не воспринимался иначе, чем всеобъемлющая и всепоглощающая сила притяжения, не имевшая ничего общего с обычным пониманием любви. Он смелый стрелок, крылатый, многоискусный; владыка ключей эфира, неба, моря, земли, царства мертвых и тартара.
Лишь традиция классической поэзии делает Эрота сыном Зевса, порождением Ириды и Зефира, сыном Афродиты и Ареса, так что он постепенно принимает черты "златокрылого", "золотоволосого", "подобного ветру" бога, знаменуя постепенный переход к изящному, легкому, капризному Эроту эллинистической поэзии. У Аполлония Родосского это хитроумный, но жестокосердный малыш, помыкающий Афродитой, своей матерью. Классика создает также своеобразную мифологическую символику бога любви. Оригинальный миф об Эроте не божестве, а демоне, спутнике Афродиты, выражающем вечное стремление к прекрасному, дается Платоном. У него Эрот - сын Бедности и Богатства, зачатый в день рождения Афродиты и получивший в наследство от родителей жажду обладания, стойкость, отвагу, бездомность.
Однако даже в поздней античности существовал архаический культ Эрота, которого почиталит в Феспиях (Беотия) в виде необработанного камня; в Феспиях же находились изваянные Праксителем и Лисиппом статуи Эрота, изображавшие его в виде прекрасного юноши. Характерно, что для Павсания (II в.) не возникает сомнения, что Эрот - самый юный из богов и сын Афродиты, хотя существовали разные генеалогии этого бога (например, сын Афродиты и Гермеса, Артемиды и Гермеса и т.д.). Символическо-аллегорическое изображение Эрота дается Апулеем в "Метаморфозах".
[показать]