[показать]
Другим важным женским мифологическим персонажем была Лада, богиня брака и веселья, связанная с весенними и свадебными обрядами. Она известна преимущественно из фольклора и позднесредневековых источников. Однако, данный образ, распространенный у всех славянских народов, имел глубокие корни. Б.А. Рыбаков полагает, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой луке кольцо - Лада. Ученый сравнивает ее с греческой Латоной /Лето/, матерью Аполлона и Артемиды, культ которой был тесно связан с се-вером. В фольклоре Лада часто упоминается лядом с Лелей. Эту палу: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и Артемидой и со славян-скими роженицами. Двух всадниц на русских вышивках /за спиной ко-торых иногда изображена соха/, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей /Лялей/.
В весенней заклинательной песне есть такие слова, посвященные Ладе-Весне:
Едить Весна, едить.
На золотом кони
В зеленом саяни
На сохе седючи
Сыру землю аручи
Правой рукой сеючи.
Цикл весенних обрядов начинался днем прилета жаворонков - 9 марта /22 марта по новому стилю/Люди встречали птиц, выходя на вершины холмов, разжигали костры, парни с девушками водили хороводы. Существовал и особый девичий праздник - ляльник - 22 апреля /5-го мая/. Самая красивая девушка, увенчанная венком, сажалась на дерновую скамью и играла роль Ляли. По обе стороны от нее ставились прино-шения /хлеб, молоко, сыр, масло, сметана/. Девушки водили хоровод во-круг торжественно восседавшей Ляли.