Великие богини славян.
Чрезвычайно важным персонажем восточно-славянского . пантеона являл ясь богиня Макошь /Мокошь/. Ее имя толкуют по раз-ному, связывая и с копнем "мокрый", "мокнуть"; и с 'мокос' - "прядение"; трактуя как Макошь - "Мать урожая".
Все эти значения не противоречат друг другу, а показыва-ют различные грани единого образа - "богини плодородия, воды, покровительницы женских работ и девичьей судьбы (Б. А. //Язычество древних славян .М: Наука. 1994 с.), и восходящего к архаическому типу Великой Богини. Западные славяне знали ее под именем Живы.
Иногда считается, что именно Макошь изображена с рогом изобилия на лицевой столоне Збручского идола. Она же была един-ственным женским персонажем среди кумиров языческих богов, поста-вленных Владимиром в Киеве .Во многих средневековых источниках Макошь упоминается вместе с вилами-русалками. Вероятно, ее подра-зумевают в фольклоре под "Мать-Сырой землей".
Дольше всего образ Макоши жил на русском Севере. Она, предположительно, изображена на вышивках, справа и слева от нее располагались всадницы /"Рожаницы"?/. Все три персонажа вместе могут представлять богинь судьбы.
Постепенно, роль Макоши снижается. Северные поверья ри-суют ее "Мокушей" невидимой пряхой и, вмешивающейся в женские работы, тайком стригущей овец, запрещающей прядение в праздничные дни"
Образ Мокуши часто сливается со святой Параскевы и воплощается в культе Параскевы Пятницы. Параскева Пятница являлась покровительницей земли и скота и заплетала бабам работать в день, посвященный ей - в пятницу. За нарушение запрета она может истыкать виновною кудельной спицей или даже превратить ее в лягушку" (Рыбаков Б.А. //язычество древних славян. М:Наука 1994. с.387.). В день Святой Параскевы 28-го октября /10 ноября по новому стилю/ в церковь приносились для освящения плоды урожая.
Изображение богини на вышивке =)
[показать]