C большой пользой для себя для себя перечитываю отрывки из "Заката Европы" Освальда Шпенглера. В частности, том 2, из раздела "Исторические псевдоморфозы". Некоторые глобальные культурные процессы Ш. рассматривает по аналогии с образованием ложных кристаллов. В пласте горной породы заключены кристаллы определённого минерала. Под воздействием влаги или тепла кристаллы эти исчезают, остаются лишь пустоты, сохраняющие их форму. Позднее в игру вступают вулканические явления, расплавленные массы пробиваются вовнутрь, застывают и в свою очередь кристаллизуются. Но им не дано уже ОБРАЗОВАТЬ СВОЮ СОБСТВЕННУЮ ФОРМУ, они должны заполнить наличную. Так возникают поддельные формы, кристаллы, внутренняя структура которых противоречит их внешнему строению, минералы одного вида с внешними чертами другого. Минералоги именуют это явление псевдоморфозой.
Ш. рассматривает исторические псевдоморфозы, когда чужая старая культура так властно довлеет над страной, что молодая, органически присущая стране культура не обретает свободного дыхания, не создаёт собственные формы выражения и даже не осознаёт по-настоящему самое себя... и вместо свободного развёртывания собственных творческих сил испытывает только ненависть к чужому насилию, вырастающую до гигантского размаха. Метафора захватывющая, однако выводы Ш. достаточно спекулятивны. и даже фельетонистичны. Так, в качестве примеров исторической псевдоморфозы Ш. называет и арабскую культуру, и послепетровскую Россию. В первом случае арабами объявляются и Плотин, и Прокл, и африканский латинянин Августин, и мутазилиты, и талмудисты. Во втором случае Ш. утверждает: "Псевдоморфоза принудила примитивную русскую душу выражать себя сначала в чуждых формах позднего барокко, затем в формах Просвещения...Народ, назначением которого было -- в течение поколений жить вне истории, был искусственно принуждён к неподлинной истории".