Игорь Лощилов в сквате "Альтернасьон" (2005)
В комментариях к стихотворению В. Набокова «Большая Медведица» сообщается: «Диаграмма полуударений в стихотворении образует форму этого созвездия (указано Э. Филдом)» (Набоков 1999, с. 556). Лабораторный опыт молодого версификатора может оказаться полезным для желающих овладеть основами стиховедческой науки, позволяет воочию увидеть предмет (по крайней мере, одну из его важных составляющих) этой дисциплины. Визуализация расположения пиррихиев в написанном четырехстопным ямбом «полусонете» может стать эффектным началом совместной комбинаторной работы преподавателя и слушателей спецкурса. Такая работа требует самых элементарных навыков создания таблиц в программе Microsoft Word, которая используется, как правило, в качестве пишущей машинки.
БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА
I II III IV
1
2
3
4
5
6
7
Был грозен волн полночный рев…
Семь девушек до утра ждали
невозвратившихся челнов
и, руки заломив, рыдали.
Семь звездочек в суровой мгле
над моряками четко встали
и указали путь к земле…
23 сентября 1918
(Набоков 1999, с. 31)
Взаимная соотнесенность семи строк «полусонета», семи девушек (и соответствующих им моряков, “возвращение” которых означало бы, вероятно, воссоздание сонетной формы во всей ее четырнадцатистишной полноте), семи звездочек и семи продуманно расположенных стоп-пиррихиев (Набоков называет их «полуударениями») опирается на универсальную символику числа 7, а космическая аналогия позволяет говорить об известных онтологических «опорах» экспериментального стихотворения. Особую завершенность придает стихотворению возникшая в последнем из стихов внутренняя рифма, неожиданно подхватывающая и завершающая ряд клаузульных, глагольных: рыдали — ждали — встали — [указали]. Актуализация этого ряда способствует осознанию его созвучия с мужскими рифмами трехстишия и смыслообразующую роль опорного [л‘]: <во> мгле — к земле. Следует обратить внимание учащихся и на то, что в стихе 1 реализована полноударная форма, утяжеленная спондеем в первой стопе, на фоне которой пропуск ударения ощущается как минус-прием.
Фрагмент-негатив карты звездного неба:
созвездие Большой Медведицы (Ursus Major)
Не вызывает сомнений, что постановка и решение формальной задачи у молодого Набокова (интерес которого к составлению «крестословиц» и шахматной игре общеизвестен) восходят к стиховедческим штудиям Андрея Белого. Герой романа «Дар», поэт Федор Константинович Годунов-Чердынцев, размышляет: «Несколько позже монументальное исследование Андрея Белого о ритмах загипнотизировало меня своей системой наглядного (курсив мой — И. Л.) отмечания и подсчитывания полуударений, так что все свои старые четырехстопные стихи я немедленно просмотрел с этой точки зрения, страшно был огорчен преобладанием прямой линии, с пробелами и одиночными точками, при отсутствии каких-либо трапеций или прямоугольников. <…>« Далее приведено «пародирующее» метод «лабораторное» четверостишие:
I II III IV
1
2
3
4
«<…> Задумчиво и безнадежно
распространяет аромат
и неосуществимо нежно
уж полуувядает сад, —
и так далее, в том же духе: язык спотыкался, но честь была спасена. При изображении ритмической структуры этого чудовища получалось нечто вроде шаткой башни из кофейниц, корзин, подносов, ваз, которую балансирует на палке клоун, пока не наступает на барьер, и тогда все медленно наклоняется над истошно вопящей ложей, и при падении оказывается безопасно нанизанным на привязь.» (Набоков 1990, с. 135-136.) Внесение «таблично-матричного» компонента в рассмотрении этого пассажа позволяет понять, почему визуализуется именно образ «задерживаемого падения» — в каждом из четырех четырехстопных стихов по два реальных ударения, но их расположение, сохраняя конфигурацию «диагонали», опирается не только на предопределенные схемой позиции, но и на «плотную» вертикальную соотнесенность в стихах 3-4. За счет последовательного «сдвигания» ударного слога в каждом последующем из стихов на одну стопу в направлении клаузулы, в стихе 4 последняя «точка» выстраиваемой диагонали совпадает, наконец, с ударной константой (стопа IV), нарушение которой было бы подлинной катастрофой для стиха.
Если позволительно воспользоваться терминологией работ Ю. Н. Тынянова 20-х годов, комбинаторная — и игровая по своей природе — работа над моделированием ритмического рисунка поэтического текста позволяет «снять» момент сукцессивности — временн?го момента в восприятии художественного сообщения, и актуализировать предстоящий сознанию поэта образ в его исходной симультанности. При этом речь идет не об «образном мире» лирического стихотворения, а ритмической режиссуре, при помощи которой поэт «удерживает» для читателя неповторимые оттенки интонации лирического героя. Будучи сущностно связанной с феноменом поэтического, эта режиссура с трудом поддается изучению, ибо для этого требует особый синкретизм мышления. Составление наглядной таблицы позволяет ощутить реальность ударного и безударного слога, стопы, стиха и строфы как строительных единиц поэтического текста. В графике стихотворной строчки они закамуфлированы буквенной природой литературного письма, а несомненно полезные артикуляция и аудирование стиха — когда обнаруживается реальность антиномии метра и ритма — сохраняют момент сукцессивности и привносят долю вольной или невольной «исполнительской» интерпретации.
В поэме “Человек” Маяковскому посчастливилось увидеть на небесах “ветхий чертеж /- неизвестно чей – первый неудавшийся проект кита” (Маяковский 1988, с. 77; курсив мой — И. Л.)
«Странные происходят вещи, — сообщает Блок о своих впечатлениях от новых стихов Юрия Верховского в письме 25 февраля 1913 года, — сначала они мне не понравились, потом бессознательно запомнились наизусть, о чем я догадался только тогда, когда стал их припоминать, не держа в руках текста. Удивительно верный чертеж — и слабый нажим пера.» (Блок 1983, с. 231; курсив мой — И. Л.)
Элемент занимательности, содержащийся в рассмотренном случае может послужить стимулирующим началом и для разговора о не-линейности поэтического мышления, требующего кардинальной перестройки воспринимающего аппарата начинающего читателя поэзии, способного оценить поэтическое слово на фоне и в контексте присущей ему «немоты». Не только увидеть, но и услышать «внутренним», поэтическим слухом Большую Медведицу в набоковской juvenilia — задача, которая может приблизить нас вместе учениками к пониманию того, о чем писал двадцатилетний Хлебников в пророческой заметке 1904 года «Пусть на могильном камне прочтут…»:
[О пяти и более чувствах.]
Пять ликов, их пять, но мало. Отчего не: одно оно, но велико?
Узор точек, когда ты заполнишь белеющие пространства, когда заселишь пустующие пустыри?
Есть некоторое много, неопределенно протяженное многообразие, непрерывно изменяющееся, которое по отношению к нашим пяти чувствам находится в том же положении, в каком двупротяженное непреывное пространство находится по отношению к треугольнику, кругу, разрезу яйца, прямоугольнику? То есть, как треугольник, круг, восьмиугольник суть части, случайные обмолвки одного великого, протяженного многообразия.
Оно подняло львиную голову и смотрит на нас, но уста его сомкнуты.
Далее, точно так, как непрерывным изменением круга можно получить треугольник, а треугольник непрерывно превратить в восьмиугольник, как из шара в трехпротяженном пространстве можно непрерывным изменением получить яйцо, яблоко, рог, бочонок, точно так же есть некоторые величины, независимые переменные, с изменением которых ощущения разных рядов — например, слуховое и зрительное или обонятельное — переходят одно в другое.
Так, есть величины, с изменением которых синий цвет василька (я беру чистое ощущение), непрерывно изменяясь, проходя через неведомые нам, людям, области разрыва, превратится в звук кукования кукушки или в плач ребенка, станет им. (Хлебников 1986, с. 577-578.)
ЛИТЕРАТУРА
Блок 1983 — Блок, А. А. Собрание сочинений: В 6-и томах. Т. 6: Письма 1898-1921. Л., 1983.
Маяковский 1988 — Маяковский, В. В. Собрание сочинений: В 2-х томах. Т. 2.: Поэмы. Пьесы. Проза. М., 1988.
Набоков 1990 — Набоков, В. В. Собр. соч.: В 4-х томах. Т. 3: Дар. Отчаяние. М., 1990.
Набоков 1999 — Набоков, В. В. Стихотворения и поэмы. Москва - Харьков, 1999.
Хлебников 1986 — Хлебников, В. Творения. М., 1986.