Принцип реальности.
30-06-2015 00:26
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Принцип реальности - один из двух принципов, управляющих, по Фрейду, функционированием психики. Он образует пару с принципом удовольствия и видоизменяет его действие: как только принцип реальности утверждает свое господство, поиск прямых и непосредственых удовлетворений прекращается, удовлетворение ищется на обходных путях, а достижение результата может отсрочиваться в зависимости от внешних условий.
С точки зрения энергетики, принцип реальности предполагает преобразование свободной энергии в связанную; с точки зрения топики, он характеризует главным образом систему Предсознание-Сознание; с точки зрения динамики, принцип реальности воздействует на определенный тип энергии влечений, подвластных Я.
Принцип реальности возникает, по Фрейду, позже принципа удовольствия под влиянием стремления организма к самосохранению. Влечения к самосохранению постепенно все более подчиняются принципу реальности, тогда как сексуальные влечения "обучаются" лишь с опозданием, да и то не полностью. В результате сексуальные влечения навсегда остаются во власти принципа удовольствия, а влечения к самосохранению довольно быстро научаются представлять в психике требования реальности. С этой точки зрения, психический конфликт между Я и вытесненными содержаниями психики укореняется на уровне дуализма влечений и приводит к возникновению неврозов.
Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис.
Психоаналитический словарь
В данном случае, Фройду служила опорой та собственная концепция, которую он создавал, разрабатывая психоаналитически ориентированный язык мышления.
Однако, мне самому не очень ясен этот принцип реальности, который по сути, выражает идею некого связанного представления в мышлении с одной стороны, и связанного с ним принципа удовольствия, которое так же является частью психического аппарата. Для упрощения, вместо слова "принцип", я скажу, функция или динамический процесс, представленный психоаналитическими объектами Я и ОНО.
Мне представляется неким парадоксом конфликт дуализма "между Я и вытесненными содержаниями психики, который укореняется (?) на уровне дуализма влечений и приводит к возникновению неврозов".
То есть, складывается впечатление, что принцип реальности, по сути, является не чем иным, как причиной самих неврозов, и по какой-то надобности ещё и укореняется, как если бы это был естественный процесс, имеющий собственную цель, отличную от сексуальных.
Возникает любопытный вопрос - что же происходит, если целью анализа является устранение невроза? Или, если переводить вопрос в иную плоскость, то получается, что устранение невроза, приводит к изменению самой реальности при её восприятии. Однако, и на этом я не намерен останавливаться, так как отсюда следует, что нет ни какого константного принципа реальности, который полностью зависим от согласования по цели между Я и ОНО.
Почему же это так важно?
Суть в том, что неизменно в анализе, аналитику необходимо "подразумевать" ( что является бессознательным процессом) некую конструкцию, (концепцию) как ориентир для психического аппарата анализируемого. То есть аналитик должен быть этой конструкцией. Неизбежно, одалживая собственное бессознательное в процессе переноса, и принимая в процессе контрпереноса бессознательное анализанта (откуда и пошло, кстати, представление о перемене мест между аналитиком и пациентом), произойдёт их смешение, химера, взаимодействие двух бессознательных уровней. На этом уровне нет и не может быть ни какого контроля со стороны аналитика. Однако, благодаря переносу, сам структурный, организационный принцип мышления аналитика, выраженный его собственным отношением между Я и ОНО, будет служить опорным материалом для фундамента мышления самого анализанта, при этом не затрагивая то, что является не принципом реальности, а скорее выражает вторичный процесс отношения Я и ОНО в самом пациенте. То есть, эта передача принципа мышления, не касается внешней истории и путей организации самого пациента. За счёт переноса, аналитик как бы "подставляет" под структуру мышления пациента собственную структуру и принцип в качестве временной поддержки, за счёт чего создаётся возможность для пациента, реинтеграции собственной психической структуры, с неизбежным изменением собственного восприятия, что в свою очередь изменит и воспринимаемую для него собственную реальность.
Константным, как для аналитика, так и для самого пациента, будет выражение системного принципа отношений между психическими инстанциями, однако личные их истории будут абсолютно различаться.
Несомненно, что Фройд довольно чётко описал отношение между влечением к самосохранению и сексуальным влечением, констатируя их дуализм и тенденцию к укоренению этого дуализма. И я бы добавил, патологического дуализма, выраженный рассогласованием по цели. В данный момент, я может быть от незнания, или от отсутствия информации, хотел бы добавить, что и то и другое влечение имеют непосредственное отношение к принципу константности, который не является психическим объектом, а выражен отношением психических объектов друг к другу. Делая параллель в области Фройдовской последовательности, где первичен принцип удовольствия, а вторичен принцип самосохранения, мне несомненно приходит на ум и его высказывание, относящееся ко второй топике, где смерть старше жизни.
Так же не может не броситься в глаза и фраза "Влечения к самосохранению постепенно все более подчиняются принципу реальности, тогда как сексуальные влечения "обучаются" лишь с опозданием, да и то не полностью". То есть речь и идёт о своеобразной диахронии по цели двух основных объектов целостной системы Я и ОНО, которые потенциально должны, но не имеют связи с тем, что выражает их отношение друг к другу, а соответственно, и не могут создать ясного представления друг о друге. И порой, даже если и встречаются, то не успевают создать прочное динамическое взаимодействие, направленное на устойчивость этой связи.
Можно сказать, что у каждого человека есть как бессознательное, так и сознание, но нет при этом психического фокуса на третий объект - объект, который выражает информационный обмен между инстанциями и связывает их.
В силу специфической функции, этот третий объект выражает себя, как отсутствие объекта. Он ведёт себя по типу детской загадки, где А и Б сидели на трубе... Являясь основанием всей конструкции, её опорой, скрыт из акцента восприятия в процессе её структурирования, и выражен символом непознаваемой бесконечности.
По сути, неопределённость функции связи, в её скрытном выражении, вынуждает самого человека делать выбор между самими объектами, между внутренним и внешним миром, что и создаёт колебания общих специфических информационных отклонений. Человек как бы пытается подставить самого себя, вместо системы объектной связи, где сам для себя он объект вроде и вполне физический, и вроде как имеет некое представление о душевном. Он пытается через объектное представление выполнить функцию, которая не является их (объектов) собственным свойством. И в этом действии из его системы восприятия неизбежно выпадет отношение к пространству между объектами, которое становится представлением о пустоте, об отсутствии объекта как такового. Ничто, смерть, загадка, где А и Б всё так же вдвоём сидят на трубе, а И скрыто от восприятия. Попадая в объект, свойства связи наделяют объект качествами, энергией, которые ему не свойственны, что приводит к информационному удару по психической системе и её собственным свойтсвам. Например, по вторичному нарциссизму. По всей системе в целом, нарушая её энергетический баланс.
Очевидно можно провести параллель с примером, где мы в розетку 220 вольт, втыкаем через адаптер сотовый телефон, который выдерживает напряжение сам в 5 вольт. По сути, психический аппарат выполняет что-то вроде адаптера, между реальностью, которая выражена силой тока в "розетке" к способности самого психического аппарата воспринимать эту силу. Если пустить энергию из источника напрямую, то выражение этого отношения окажется одномоментным для жизни человеческого восприятия, которое перестанет быть, станет ничем.
Но через "адаптер" - время-пространство, "одномоментное ничто", т.е., невероятная энергия, становится приемлемой для объекта.
Мы здесь имеем интересное отношение мгновения, которое при специфических обстоятельствах растягивается в понятие времени и пространства. С одной стороны это мгновение, с другой, бесконечность.
Всякое сознание имеет отношение с скрытому, третьему объекту, но может находиться в разных точках на пути к интеграции триангуляционной системы, где представление об информационном объекте зависит от выражения силы и качества связи между Я и ОНО.
Человек может иметь концепцию мира через свойства Эго. Может тяготеть к акцентированию на ОНО, может перемещаться в конфликте между внешним и внутренним, или без отношения к внутреннему как существующему, или без отношения к внешнему, как существующему. И всё это может быть в абсолютно разных пропорциях, да ещё и выражении различных форм, то есть динамикой внутри динамики. Однако при этом неизменным и решающим организационным фактором будет являться не сам по себе тот или иной объект, а качество связи между ними, где информационный поток должен быть, как афферентным, так и не искажаемым, двигаясь от объекта к объекту во всех измерениях: от внутреннего к внешнему, от внешнего к внутреннему, от внешнего к внешнему и от внутреннего к внутреннему.
Безусловно, это проделать возможно только через психическую функцию, позволяющую энергии бесконечной реальности распределятся равномерно через время и пространство, что позволяет её внутренним объектам существовать в дискретной системе - эволюция. Если психическая функция отклоняется по цели, то есть не выполняет роль "адаптера", а пытается на себя взять роль самого источника энергии, то эта сила энергии источника, соответственно пробивается из мира бесконечности в мир времени и пространства. Становясь "Руками" самого "адаптера", неизбежно разрушает мир объектов, с той интенсивностью, которая зависит от того, как сильно "путает", отклоняется от своей функции адаптер-ЦНС, и как сильно он отклоняется от смысла, который выражен отношением желания к его цели. Следуя и формируя через психические механизмы принципы и свойства равные себе, (ОНО) на выходе, внешней реальности, выдаёт всего лишь 5 вольт, (Я) что бы не сжечь аккумулятор - восприятие объектной реальности.
Динамическая тенденция системных взаимодействий, с огромным энергитическим перепадом, изменяет свойства ЦНС, тем самым и изменяет и её вторичное явление - внешний мир, чьи изменения следуют логике эволюции, которая идёт парадоксальным образом от возможного к невозможному и за его пределы, делая невозможное новым уровнем возможностей для новых объектов и их новой реальности.
И в этом смысле Ш. Ференци и его эссе на тему "Таласса", если не путаю, про великое иссушение и судьбы живых существ мира океана, которые вынуждены были приспособиться к невозможному, чтобы выжить, весьма кажется мне интересным.
Возвращаясь к вопросу о принципе реальности, я всё же задаюсь вопросом - а что же это такое: конечное или бесконечное? Быть может, всё же, некое выражение их взаимодействия? Переходное пространство между Я и ОНО.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote