В вечер прошлой субботы, после организованного некоей Галиной Лурье занудного действа
под названием "Квартирный хиппушник"(тип: Научная конференция, место проведения: к сожалению,
у нас дома), мы с Катюшкой отправились вслед за Вереском в андерграундный с авангардным уклоном
"юношеский" клуб "Аврору".
В "Аврору" я хотел сходить давно - по субботам там собирается художественная тусовка,
и ребята смотрят артовое кино. В частности, сие место регулярно навещает моя
Катюша - как минимум, мне было интересно, где вечерами пропадает моя Любимая-)
Что ж, лично мне Аврора понравилась. На пороге нас встретили дедушка Ленин, вернее, его массивный
картонный профиль, вешалка, сношенные тапочки, добрая атмосфера, и куча всяких по стенам клееных листочков,
а в главной комнате - горячий чай и кинопроектор..
Итак, мы сидели на полу, была суббота, и был фильм..
Надо сказать, фильм, который нам стали показывать, не совсем соответствовал выражению
юношеский клуб - когда я позже качал фильм с торрента, в самом низу описания,
жирным шрифтом шла надпись:
"СУБТИТРЫ К ФИЛЬМУ СОДЕРЖАТ НЕНОРМАТИВНУЮ ЛЕКСИКУ!"
В субтитрах во вступлении тоже было что-то про ненормативность, посему лично я устроился
поудобнее, расслабил мозг и приготовился смотреть очередную самоделку, где пафосные личности
будут бегать, размахивая руками и рассказывая бедным зрителям о проблемах гей-проституции или
о чем-либо таком же в этом роде(последнее время появилось дофигища артовых фильмов на тему проституток
и гей-проституток(тутков?). Это модно, и "эротические" ленты срубают все премии на Каннских и пр. фестах).
Мозг, однако, пришлось напрячь..
Этот фильм мы с Катькой смотрели не отрываясь с самого
начала, со вступления директора Будапештского метро..
Это - шедевр, шедевр вне каких-либо категорий.
Работа мастера, работа яркая,
агрессивно контрастная, страшная.
[показать]
Фильм, который мы смотрели, называется "Kontroll"("Контроль", как несложно догадаться),
первая работа Будапештского режиссера Нимрода Антала, фильм о метро и о контролерах метро,
а еще о любви и о темных силах. И немного о бабочках.
Фильм, в котором швыряет из настроения в настроение, как лодку на неспокойной воде -
из смеха в едкую горечь, из задумчивости в дикое веселье, и найдется место даже для
сцен действительно страшных - пугающих иногда своей реальностью, иногда - полных
мистической жути..
Первые пять минут просмотра "Контроль" кажется обыкновенной "интересной" чернухой,
сидишь и ждешь, что сейчас вот-вот появится главный положительный(или злодейский-негодяйский)
герой, разметает-разгонит(объединит под своим черным флагом) разношерстную кодлу неприятных
небритых, побитых контроллеров и отправит ленту на очередную забытую помойку времени. Однако,
спустя эти пять минут берет оторопь - режиссер переворачивает кино с ног на голову, гениально
смешивая и по-новому показывая множество испробованных жанров, и мы смотрим, затаив дыхание,
погружаясь вместе с героями фильма в их странный, гротескно-жестокий мир,
жуткий, очень похожий на наш.
Черный юмор.. Да, "Контроль" весь пропитан отличными черными и.. не очень черными шутками.
Но режиссер прекрасно разбирается, где шуткам не место, и временами появляются такие переходы между
сценами, где смеяться совсем не хочется, но продолжаешь уже по инерции.. Такого я раньше не
встречал ни в одном фильме и даже ни в одной книге.
И кроме того, где-то к середине фильм становится глубже -
хотя гэгов не становится меньше, но они в значительной
мере оттеняются проступившей серьезностью.
Здесь есть сцена, подобную которой я ранее не видел нигде -
это потрясающе как поставленная, так и сыгранная сцена стыда,
настоящего мужского стыда, стыда перед своим страхом и беспомощностью.
"Контроль" желательно смотреть в темноте и на максимально возможно большом экране -
в фильме нет ни единого естественного источника освещения - весь свет искусственный,
создающий ощущение замкнутости мира, и к тому же весьма зрелищный - некоторые кадры
очень красивы, особенно момент, где один из героев стоит в тоннеле и на него падают
два столба света.
Вообще, когда я пересматривал кадры с человеком в туннеле,
"Контроль" напомнил мне "Солярис" Тарковского - у того так же
было и замкнутое пространство, и так же, бывало, дрожала камера,
создавая ощущение потерянности и в то же время концентрируя внимание зрителя.
И в целом, Венгрия, если судить по "Контролю", какими-то мелочами, даже самими
характерами людей, чем-то похожа на Союз.
[показать]
..
Для меня "Контроль" однозначно стал одним из любимых фильмов.
Конечно же, он не идеален, но это авторский фильм в лучшем смысле слова "авторский" -
это вещь уникальная и неповторимая, и в оттличии от массовых коммерческих штамповок, где
считаешь сильные стороны ленты(и хорошо, если попадется хотя бы одна интересная сцена), в
"Контроле" считаешь слабые сцены и в недоумении понимаешь, что таковых практически нет.
Лично я насчитал три слабых момента - это, на мой взгляд, несколько натянутая сцена с гонкой,
это минут пять почти сразу после гонки, когда я уже было начал бояться, что фильм упадет с
заданной им же в начале планки, но ничего - пять минут прошло и сюжет выровнялся, и драйв вернулся..
И еще, на мой взгляд, режиссер чуть-чуть недотянул до общего уровня фильма финал(с того
момента, где герой встает со скамейки и идет на маскарад), но это уже мое субъективное
мнение.. Но это очень частая проблема любого произведения, обычно конец обрубают
топорно каким-нибудь банальным штампом. Сам по себе финал здесь сделан нормально,
но по сравнению с самим фильмом проигрывает. Хотя, возможно, я просто с первого раза
чего-то не заметил и не понял.
[показать]
..
Про мат. Да, этот фильм не для ханжей - нецензурные-) слова пестрят практически
в каждой реплике всех персонажей во всем их разнообразии. Но они не выделяются и
не бросаются в глаза, ибо совершенно правдоподобны - именно так разговаривают друг
с другом люди подобных профессий в ситуациях, описанных в фильме. Весь мат совершенно
естественнен - его не больше и не меньше, чем должно быть. Кроме того, телевизионные
поделки, где гопники, менты, зеки и контролеры метро стыдливо бранят друг друга дураками,
блинами и в крайнем случае, краснея и потно хихикая, шепчут страшное слово "мудак", после
чего о сем событии пишут все передовые поп-журналы, лично меня всегда, мягко говоря, удивляли..
"Контроль" прямолинеен, правдив. Он прям и глубок, и несмотря на всю свою внешнюю
чернуху, одновременно очень-очень-очень добр. Я рекомендую посмотреть фильм всем,
но, конечно, не могу обещать, что он вам обязательно понравится.
[показать]
[показать]
P.S.
Скачать фильм можно с торрентс.ру. Дабы юзать торрент, предварительно необходимо
скачать программу, называющуюся utorrent. На
торрентс.ру, в общем-то, все очень подробно
расписано, но если не разберетесь, как с него качать, пишите в комменты.
P.P.S. Если будете качать "Контроль" не с торрента(а, например, выкачаете из локалки или,
что вряд ли, найдете в магазине(не думаю, что в России фильм издавался даже пиратами)),
качайте именно Kontroll. В сети просто можно найти еще два "Контроля" - какой-то ужастик
Родригеса и порнографический боевик.. Не перепутайте-)..
Кроме того, учтите, что перевод фильма существует только в виде субтитров, что,
на мой взгляд, очень даже положительно - за редкими исключениями терпеть не могу
отвратительные дублированные голоса, разве что меня более-менее устроил страшный
голос Гоблина в несмешном переводе "Мертвеца".. Кто не знает, как прикручивать
субтитры к фильму - пишите в каменты.