Существует много разных точек зрения и позиций относительно связи тела и сознания, духа и материи. С точки зрения Адвайта Веданты традиции лайя-йоги - тело и сознание не разные вещи, а одно взаимосвязанное целое, имеющее непостижимую линейным умом, таинственную природу, которая,однако,может быть проявлена и раскрыта на относительном уровне посредством определённой культуры действий, воззрения и поведения.
На данный момент, связь между гормональным балансом тела, его нервной системой и биохимическими процессами в мозге и природой человеческих переживаний и опытов персонального и трансперсоналного характера редко становится предметом серьёзного исслдования, тем более в связи с веществами, которые могут влиять на состояние сознания и потому относящимися к психоделикам, а конкретно к так называемым энтеогенам.
Идея не нова, безусловно: на это сетует Александр Шульгин в своей работах TiHCaL и PiHCaL, к пониманию этого на примитивном уровне стремятся невротеологи.
Но,как я сейчас думаю, ближе к всего к разгадке подходят такие люди,как Рик Страсман и Грэм Хэнкок, связывающие воедино самые разные аспекты природы человеческих опытов и ДМТ как их источник или,как минимум, "передатчик". (в пользу последнего говорят опыты с ЭЭГ людей в состоянии клинической смерти, когда именно в момент отключения активности мозга и происходили опыты, описанные Моуди и Монро)
В данном случае я имею ввиду работы "Сверхъестественное: боги и демоны эволюции" Хэнкока и "ДМТ:молекула духа" Страссмана.
Кому не сильно лениво, я очень и очень рекомендую с ними ознакомиться, а затем, если вам повезло сейчас это читать, вернуться снова к тому,что я напишу далее и обдумать возможность этого.
Меня их теория заинтересовала с одной практической стороны: а именно, с точки зрения возможного влияния некоторых приёмов и методов йоги на выработку в мозгу эндогенного ДМТ. Казалось бы, как такое возможно? Но если принять позицию Страссмана насчёт гипофиза и эпифиза, а также серотонина и мелатонина, то многие вещи станут понятны.
1. Во -первых: в большинстве дыхательных практик, таких,как бхастрика, агнисара-крия, капалабхати идёт сильное воздействие на кровообращение мозга и на доступ к нему кислорода. Это может повлиять на синтез эпифизом мелатонина, который,по теории Страссмана, может быть предшественником ДМТ.
2. Во-вторых, в такой практике, как анулома-вилома пранаяма, поток воздуха,проходя через одну ноздрю, действует интенсивнее с охлаждающей точки зрения на область носоглотки, над которой находится центральная часть мозга с гипоизом, эпифизом и гипоталамусом. Не факт, что это так существенно, тем не менее, это может влиять.
3. Практики в перевёрнутых позах - я уже молчу о том,как меняется кровообращение в мозгу. А они как раз считаются одними из самых сильных.
4. Немалое количество близкого индольного аналога ДМТ - серотонина - содержится в клетках кишечника. Такие крийи, как агнисара-крия, басти и некоторые другие, оказывая массажное и очищающее действие на кишнечник, могут влиять и на содержание серотонина в кишечнике и в организме в целом.
5. Духовные и медитативные практики,связанные со звуком - надабрама и пение ОМ, киртанов и бхаджанов. А они здесь причём? А при том же - спойте ОМ и почувствуйте вибрацию в носоглотке и в средней части черепа. Погудите носом. Громко произнесите что-нибудь с гласными о, у, г, й - хоть "Господи, помилуй!"
Чувствуйте, как вибрирует череп? А часть вибрации передается и гипофизу с эпифизом. Конечно, есть амортизационные механизмы, но капля по капле - а мозгам массаж.
Я не говорю, что это ЕДИНСТВЕННЫЙ источник высшего блага в практике джапы - но возможность того, что и это также является фактором накопления эндогенного ДМТ, нельзя сбрасывать со счетов.
Такие дела.
Грэм Хэнкок вполне доступен для заказа и покупки на Озоне, поверьте, его труд стоит своей цены, а Рика Страссмана, Александра Шульгина, Кена Уилбера и Станислава Грофа можно невозбранно скачать в нете, дабы ознакомиться с темой.