Edsel - апофеоз плавникового стиля, дошедшiй почти до маразма, один из крупнейших провалов в исторiи автомобилестроенiя, но как же он мненравится!
[показать]
Запуск марки Edsel в 1957 году сопровождался большой раздутой рекламной компанией. 2,5 миллиона человек пришли посмотреть на Edsel в автосалоны, но несмотря на это, автомобилей было продано мало.
У провала была объективная причина — если в середине 1950-х, когда была начата разработка «Эдселов», экономика США была на подъёме и продажи автомобилей росли,— то в конце 1957 начался очередной спад экономики США, с неизбежным сокращением продаж автомобилей, особенно в представленном моделями Edsel «среднедорогом» сегменте.
Вместе с тем, существовали и причины иного рода.
Ценники на Edsel Pacer и Edsel Corsair фактически превосходили цены сравнимых комплектаций Mercury, при худшем качестве отделки. Другие модели (Ranger по цене $2300, Citation Convertible за $3489) стоили ниже аналогов Mercury, вводя в заблуждение потребителей.
В инновационном и вызывающем дизайне этой модели были спорные элементы, которые многим не пришлись по душе — это относится в большей степени к модели 1958 года. Особенные нарекания вызывала непривычная американским покупателям тех лет вертикальная решётка радиатора (прибилизительно через десять лет похожая решётка будет вполне успешно использована на «Понтаках», а в Европе перекликающиеся по стилю облицовки имели такие автомобили, как Alfa-Romeo, Jaguar или BMW).
Также, покупателям не понравились такие особенности модели 1958 года, как купольный спидометр и переключение передач кнопками, расположенными на ступице рулевого колеса (там, где обычно располагалась кнопка звукового сигнала), и поворотники универсалов, которые имели вид стрелок, направленных к середине автомобиля, и поэтому при плохой видимости создающие ложное впечатление о намерениях водителя, подающего сигнал о повороте. Следует однако отметить, что на модели 1959 года большая часть этих недостатков была устранена, а решётка радиатора была оформлена намного более традиционно и эстетично.
Само название «Эдсел» многими признавалось сложно произносимым и неблагозвучным, кроме того, было созвучно с названием трактора Edson — несмоторя на тщательный подбор имени для нового подразделения (было рассмотрено около 6000 альтернативных названий) и негативное отношение Генри Форда Второго, сына Эдсела Форда, к использованию имени его отца в качестве марки автомобиля.
Кроме того, автомобиль появился с точки зрения маркетинга не в то время — на конец 50-х пришёлся общий кризис американской автомобильной промышленности, популярностью пользовались компактные, экономичные, лёгкие в управлении европейские модели.
В результате начавшейся приблизительно за два года до начала серийного выпуска мощной рекламной компании и активного обсуждения в прессе, потребитель ждал от новых автомобилей принципиально новых свойств и качеств. Когда же первые серийные «Эдселы» стали поступать в шоу-румы автосалонов, потребители оказались разочарованы — они получили просто «ещё одну» марку обычных американских автомобилей, не хуже, но и не лучше других. Заведомо завышенные из-за слишком рано начатой и чрезмерно активной рекламной компании ожидания покупателей были обмануты. В сочетании с уже упомянутыми ошибками в маркетинге и дизайне, а так же изначально не очень высоким качеством изготовления, этого оказалось достаточно для громкого провала модели 1958 года.
Что касается последующих моделей «Эдселов», то, обеспокоенный высокими и не окупающимися затратами, вице-президент корпорации Robert McNamara значительно урезал финансирование на их разработку, из-за чего модельный ряд 1959 года стал в два раза у́же (все модели получили единую колёсную базу, вместо двух её вариантов у моделей 1958 года), а «Эдселы» 1960 модельного года предлагались в виде единственной модели Ranger (плюс универсал) и были просто кузовами серийных «Фордов» с другой отделкой.
Обычно считается, что проект Edsel стоил «Форду» финансовых потерь порядка $250 млн, но на самом деле, несмотря на провал полноразмерных автомобилей этой марки, «Форд» всё-же получил немалую прибыль с очень хороших продаж «компакта» Comet (позднее переименованного в Mercury Comet), разрабатывавшегося как Edsel Comet, но незадолго до начала серийного производства весной 1960 года выведенного из модельного ряда этого подразделения. Смогла ли бы модель Comet спасти марку «Элдсел», будь она выпущена под этим брендом — дискутивный вопрос и по сей день.
Через три года, выпустив 110 847 автомобилей (планировалось выпускать 100 000 автомобилей в год), Ford Motor Company попыталась забыть о своей неудаче, сделала упор на стиль и доступность, и в начале 60х добилась большого успеха, выпустив модель «народного автомобиля» — компактный «Форд Фолкэн» (Ford Falcon, произносится созвучно с folk — «народ»). В 1964 году на платформе этого «компакта» фирма выпустила легендарный Форд «Мустанг».
Сейчас в мире осталось около 6000 автомобилей Edsel. В наши дни автомобили этой марки пользуются популярностью у коллекционеров. Цены на сохранившиеся экземпляры колеблются в значительной степени в зависимости от типа кузова (наиболее дёшевы седаны, наиболее дороги открытые модели) и сохранности.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
И цены на него радуют. :)))
Citation $3,500-$3,766
Corsair $3,311-$3,390
Pacer $2,700-$2,993
Ranger $2,484-$2,643