Брахмани была полным энтузиазма учителем и изумленным свидетелем духовного прогресса Шри Рамакришны. Она гордилась достижениями своего уникального ученика. Но сам ученик не знал отдыха - его предназначение влекло его вперед. Его Божественная Мать не позволяла делать ему ни одной передышки, пока он не оставит позади себя все царство двойственности с его видениями, переживаниями и экстатическими грезами. Но для нового восхождения прежние мягкие советчики не годились. Брахмани, на которую он полагался в течение трех лет, увидела, что ее сын отходит от нее, чтобы следовать приказам другого учителя - с мужской силой, суровой наружностью, грубым телосложением и громовым голосом.
Новым гуру был странствующий монах, здоровый Тотапури, которого Шри Рамакришна стал называть Нангтой, "Нагим", из-за его полного отказа от всех земных предметов и привязанностей, включая даже одежду.
Тотапури был носителем незнакомой для Шри Рамакришны философии - философии недуалистической веданты, конечного осуществления которой Тотапури добился в своей собственной жизни. Эта древняя индусская система определяет Конечную Реальность как Брахман, также описываемый как Сат-чит-ананда, Абсолютное Существование-Знание-Блаженство. Брахман есть единственное Реальное Существование. В Нем нет ни времени, ни пространства, ни причинности, ни разнообразия. Но через майю, Его непостижимую Силу, порождаются время, пространство и причинность, и Единый начинает казаться разбитым на множество. Вечный Дух предстает как многообразие индивидуумов, наделенных формой и подверженных воздействию времени. Бессмертное становится жертвой рождения и смерти.
Неизменное претерпевает изменение. Безгрешная Чистая Душа, загипнотизированная Своей собственной майей, испытывает радости рая и страдания ада. Но эти переживания, базирующиеся на двойственности отношения субъект-объект, - нереальны. Даже видение Личного Бога является, строго говоря, таким же иллюзорным, как переживание любого другого объекта. Поэтому человек достигает своего освобождения только пронзив покрывало майи и вновь обнаружив свою полную тождественность с Брахманом. Познав себя единым с Универсальным Духом, он постигает несказанный Покой. Только тогда он оказывается по ту сторону фикции рождения и смерти - только тогда он становится бессмертным. И это конечная цель всех религий - разгипнотизировать душу, загипнотизированную своим собственным неведением.
Путь ведантической дисциплины есть путь отрицания, "нети", на котором, посредством строгого различения, все нереальное отрицается и отвергается. Это путь гйаны, знания, прямой метод осознания Абсолюта. Отвергнув все относительное, включая и само различающее эго, ученик погружается в Одного без Второго, в блаженство нирвикальпа самадхи, где и субъект и объект одинаково растворяются. Душа выходит за границы царства мысли. Переступаются пределы сферы двойственности. Майя со всеми своими изменениями и модификациями остается позади. Истинный Человек выше заблуждений творения, сохранения и уничтожения. Лавина неописуемого Блаженства сметает все относительные идеи боли и наслаждения, добра и зла. В сердце сияет слава Вечного Брахмана, Абсолютного Существования-Знания-Блаженства. Познающий, знание и познаваемое растворяются в Океане единого вечного Сознания; любовь, любящий и любимый поглощаются в бескрайнем Море высшего Счастья; рождение, рост и смерть исчезают в бесконечном Существовании. Все сомнения и опасения успокаиваются навсегда; колебания ума прекращаются; импульсы прошлых действий исчерпываются. Ломая распорки шатра, в котором душа жила с незапамятных времен, успокаивая тело, умиротворяя ум, затопляя эго - свежая радость Брахмана изливается в этом сверхсознательном состоянии. Пространство исчезает в ничто, время поглощается в вечности и причинность становится сном прошлого. Есть только Существование. Ах! Кто может описать то, что душа чувствует в своем общении с Я?
Даже когда человек спускается с этой головокружительной высоты, он лишен идей "я" и "мое"; он смотрит на тело просто как на тень, внешнюю оболочку, покрывающую душу. Он не живет прошлым, не задумывается о будущем и с безразличием смотрит на настоящее. Он обозревает все в мире равным взглядом; он больше не затрагивается бесконечным разнообразием феноменов; он больше не реагирует на удовольствие и боль. Он остается невозмутимым, - поклоняются ли ему (т.е. его телу) добродетельные или истязают злые; ибо он постиг, что существует только один Брахман, проявляющий Себя через все. Воздействие такого переживания разрушает тело и ум. Сознание становится взорванным, так сказать, избытком Света. В книгах по веданте говорится, что после переживания нирвикальпа самадхи тело спадает подобно сухому листу. Только те, кто рождены с особой миссией для мира, могут вернуться с этих высот в долины обычной жизни. Они живут и движутся в мире для блага человечества. Они облечены высшей духовной силой. Божественная слава сияет через них.
Свами Никхилананда
Биография Шри Рамакришны Парамахамсы