За неделю проведенную на даче начал игру в МОО3 на среднем уровне за ящериц в которой проделал примерно 300 ходов, после чего понял, что победа мне тут не светит, слишком сильно я отстал от технологических лидеров (тараканы). Я потом еще упомяну эту игру в мемуарах, а сейчас посвящаю ей отдельный подробный пост.
МОО3 эта версия МОО сильно отличалась от предыдущих и была прохладно встречена геймерами. Ее довольно метко прозвали «игрой для бухгалтеров» за обилие мелочей требующих внимания. Но именно за это я считаю МОО3 лучшей игрой в серии. Император может при необходимости напрямую вмешаться в управление планетой, но это не его уровень – с этим вполне сносно справляется ИИ губернатора планеты. На откуп ИИ можно отдать почти все кроме дипломатии, но все таки такими вещами как разработка проектов новых кораблей, колонизация и боевые действия лучше заниматься лично.
Итак что же нового по сравнению с первыми версиями? В системе, как и во второй части может быть несколько планет, но население измеряется теперь не фигуркам по 1ккк населения, а в миллионах с делением до тысяч и на планете могут органично (или не очень) проживать несколько рас. Некоторые расы из первой части, не имеющие изюминки деградировали до состояния аборигенов и колонизировав их планету можно получить соответствующих специалистов (пилотов – алкари, штурмовиков – булратхи и т.д.). Любая успешная империя быстро переходит из монорасового образования в союз разных рас, каждая из которых имеет свои сильные стороны. На планете в зависимости от ее размера есть несколько зон для освоения, в каждой из которых можно построить по 2 промышленных зоны (ДЕА). Вполне очевидно, что на плодородных полях надо производить еду, в горах добывать минералы, а на остальном строить промышленность и научные предприятия. Одна из зон обязательно будет занята администрацией, а при необходимости можно добавить военные объекты (если ожидается вражеских десант или планету сотрясают бунты) или зоны отдыха (комп их практически не строит). Корабли теперь помимо звездолетов могут быть внутрисистемными (в основном полезно для борьбы с пиратством из-за которого с системе начинает нарастать недовольство) или орбитальными базами (без двигателя в тот же корпус можно напихать гораздо больше вооружения). Моделей кораблей теперь может быть намного больше. Раньше размеров корпусов было 6, а здесь 14 (от легкого катера до Бегемота). Модели могут быть устаревшими (компьютер не будет строить их самостоятельно), а также можно отдать приказ об полном прекращении строительства старой модели и разборке построенных на металлолом. В первой части корабли летали отрядами до 32к и рулила масса истребителей с вооружением способным пробивать щиты, во второй каждый корабль участвовал в бою индивидуально, но построить их можно было очень мало (единственный плюс – их можно было захватывать) – и там решали крупные корабли с современным вооружением. В третьей части все построенные корабли поступают в резерв, из которого уже формируются подразделения для разных задач. Есть несколько типов подразделений от звена (1-2 корабля) до армады (15-18 кораблей). В больших подразделениях помимо основной группы обязательно должны быть корабли охранения и разведки. Назначения группы тоже могут быть разные (ближний/дальний бой, авианесущие, непрямого действия, колонизация и т.д.). Слабых врагов лучше давить авианосными группами, а вот против технологически превосходящих – армады легких кораблей с самыми лучшими ракетами на 2-3 залпа. Если враг эти залпы пережил – отступаем, потери он все равно понесет. В целом бой сводится к обмену ударами и секунд через 10-15 становится ясно – есть смысл продолжать или нет. Реалтайм не очень удачен, походовый режим в предыдущих частях оставлял больше возможностей для тактических приемов, но масштабные сражения смотрятся эффектно. Наземные бои в игре великолепны и при небольшой доработке ИМХО могли бы быть самостоятельной игрой. На планетах производятся «полки» от пехоты до мехов, а также штабные части, подразделения спецназа, хакеров, псиоников и т.д. из этого разнообразия формируются дивизии, корпуса или армии. Их боевые возможности помимо прочего зависят еще и от опыта (тоже 6 значений, автоматом из новобранцев становятся обученными, а затем опытными, дальше только через бой). Для доставки на вражеские планеты формируется транспортная группа, которой лучше прилететь к цели когда основное сопротивление будет подавлено. В бою можно выбирать из 2-х десятков стратегий, доступность которых зависит от того какие части собрались под вашим командованием. Так, например, наличие большого количества десантных частей дает возможность применить атаку с высадкой десантов во всех ключевых точках. Кроме того бои могут быть высокой или низкой интенсивности, с применением ядерного, химического и биологического оружия или без него. Также можно стараться не допускать сопутствующего ущерба, а можно не понимать его в расчет. Противник в свою очередь выбирает свою тактику противодействия которые соотносятся как камень-ножницы-бумага, и то, что будет прекрасно работать для отражения массированной атаки, будет большой ошибкой против охвата флангов. Не обязательно все решится за один ход – успех может быть ограниченным, война перейти в позиционную и т.д. обороняющаяся сторона каждый ход получает подкрепления в виде ополчения, но его боевые возможности не велики. В случае неудачи высадки не понятно что происходит с оставшимися войсками, то ли они расформировываются и идут в резерв, то ли уничтожаются. Раздражает только, что почему то нельзя высадить подкрепления войскам, ведущим бой на планете – раньше у меня это получалось без проблем.
В науке нельзя выбирать, что исследовать – доступные технологии определяются случайным образом, а способность к креативности лишь повышает шанс технологических прорывов.
А вот дипломатия в игре хромает, можно отреагировать на послание несколькими способами, выбрать из десятка возможных тонов от умоляющего до оскорбительного, но увы, нельзя требуя чего то спросить, что вы хотите взамен. Или угрожать например разрывом пакта о ненападении если оппонент не хочет отдавать требуемое. Также не всегда понятно, что хочет соперник (возможно это недочеты перевода) – дань, а сколько и чего? Сдача на условиях – не понятно на каких?
Лидеров может быть до 4-х на империю и они не вечны (могут быть убиты вражескими агентами или умереть от старости лет через 50). Жаль что нет военных лидеров, но командующий эскадрой или ударной армией в рамках игры мелковато, а более крупных соединений в игре нет. Шпионы производятся поштучно как в МОО2, но здесь они имеют 6 специализаций. У меня они получались с очень небольшой скрытностью (не больше 10 и при попытке заслать их к врагу тут же попадались - проще использовать их просто как контрразведку).
В отличие от первых частей Орион здесь не пустая планета под охраной стража, а система заселенная Новыми Орионцами (это те, кто когда-то загнал Антаран в другое измерение). Эти парни председательствуют в Сенате Ориона, периодически устраивают карательные рейды по окрестным системам. К концу игры их вполне можно победить и захватить их планеты.
Игровая карта
Сводка событий за ход
Управление планетами
Экран планеты
Экран технологий
Верфи. Проектирование кораблей и что есть в наличии
Лидеры
Экран шпионажа
Планирование планетарной десантной операции
бой в космосе
А здесь уже нам достаетсяо от технологически превосходящего противника