На этом этапе распределение периодов моей жизни стоит привязывать не к компьютерам, а к изменению внешних обстоятельств. Первым моим местом работы после института был НИИ автоматики. Платили там копейки, но сильно не напрягали по работе и давали бронь от армии. Кроме того, в отличие от подработок на чужих курсовиках и стипендии, у меня появился регулярный, хотя и небольшой доход. И к декабрю 1999 года я созрел к новому апгрейду.
Новым приобретением, купленным 12.12.1999, был Pentium-III 600. Одновременно с этим меня начали посещать мысли о выходе в интернет, и вместе с компом был приобретен модем. Но новый комп и новые игры несколько замедлили движение в этом направлении, и к интернету я подключился только в начале марта 2000 года. Тогда же в 2000 году я начал учить английский, до этого момента я его не знал совсем. К концу 2000 у меня появилась возможность поучиться в Канаде менеджменту и GAAP (американская система бухгалтерского учета). Поскольку на работе отпуск на полгода мне давать никто не собирался, то пришлось увольняться, но это уже следующий эпизод. Также в этот период я начал вести оффлайновых дневник, который с некоторыми перерывами веду до настоящего времени (до 2х мегабайт уже разросся), хотя процентов на 90 это скорее не дневник, а лабораторный журнал посвященный компьютерным играм :) .
Baldur Gate в первую часть я играл еще до начала работы. Почему то она не запускалась у меня, но без проблем шла у друга на более слабом компе. В итоге мы поменялись на пару месяцев компами - я получил доступ к БГ, а он к играм требующим более продвинутой видеокарты. Первая часть запомнилась солидной картой, которую я излазил полностью, набив доступный кап экспы, очень хорошо проработанными персонажами, и возможностью встретится с легендарной личностью Forgotten Realms Дриззтом доУрденом, у которого моя воровка экспроприировала его легендарные клинки (это аукнулось при встрече во второй части). Вторая часть появилась к концу 2000-го года, я проходил её в декабре, завершив прохождение вначале января, прямо перед началом учебы. Во второй части появилось революционное нововведение - романтическая линия с одним из 4-х НПС, доступных для приема в партию. Викония де'Вир - наверное самое яркое воспоминание от всей серии (хотя стерва она еще та :) ). Поскольку я поначалу делал все доступные побочные квесты, то роман закончился где-то в середине игры. Но в 5 главе в Андердарке, где я свел с интрижку с дочкой матроны одного из Домов дроу - Вика явила сцену ревности. К сожалению в начале второй части отбирают все нажитое непосильным трудом в первой, так что и новички и ветераны, прошедшие первую часть вместе с дополнением, стартуют в равных условиях. В игре многократно приходится делать моральный выбор, это не влияет на сюжет но сказывается на одобрении/неодобрение спутников. Да и сами они порой при неоднородной партии начинают выяснять отношения друг с другом. Так законопослушно-добрый паладин часто цеплялся к нейтрально-злой Вике (а она вообще выбивалась из общей картины группы), пару раз они начинали драться и их приходилось растаскивать. В конце второй части кап уровня не давал добрать экспы до 18-го уровня, на котором магу становятся доступны заклинания 9-го левела (по применять их хотелось еще с бехолдеров, где они были доступны на свитках). Но в интернете были советы как его снять. Окончание игры которое вышло уже где-то в 2001-2002 годах, почему-то не имело цифры 3 в названии, а было дополнением. Хотя по времени на прохождение не сильно отличалось от предыдущих частей. Проходил игру я магом и моим побочным интересом в игре было получить все доступные заклинания - несмотря на впечатляющую коллекцию (процентов 80 которой все равно не использовалось) я не смог найти штук 5, которые упоминались в руководстве. Судя по тому, что мне ответили на форуме, в их нахождении в игре действовал принцип рандома.
В 2013 году вышел ремастер всей серии и во вторую часть я немного погонял в процессе написания этой статьи. Немного изменился интерфейс, появилась возможность играть по интернету и несколько новых персонажей со своими цепочками квестов, но в целом это все тот же Балдур Гэйт. В процессе написания этих воспоминаний начал новую игру, которую может быть на волне ностальгии смогу перепройти. Пока что прошел первую главу и спас Виконию, попутно выполнив несколько квестов. Взял тот же портрет и те же характеристики, что были в 2000-м, разве что поменял элаймент с CN на LN (как оцениваю свой текущий)

Свежеспасенная Вика крупным планом.
NFS 4 к гонкам я все время был довольно равнодушен , но 4-я часть Need for Speed зацепила. Помимо того, что соревновались на работе, в игре был режим карьеры, позволяющий улучшать свой автопарк для участия в более сложных заездах. На звание серьезного симулятора игра не претендует, управляться довольно просто. Трассы не баловали разнообразием - их было всего несколько штук + их зеркальные варианты, но для победы знать их надо было хорошо, компьютерные противники спуска не давали. Впрочем в минус уйти было сложно, даже занимая средние места в заезде и не сильно повреждая машину (а разбить её в игре намного сложнее чем в реальной жизни) можно было понемногу копить деньги. Я прошел несколько турниров, но к середине 2000-х игра устарела, запускалась только на старом ноуте, а там она сильно теряла в графике по сравнению с тем, что я раньше видел на компе.
Demise игра которую я начал в апреле 2000-го и играю до сих пор. Демайз появился не на пустом месте, а является финальным развитием гриндилок подземелий Mordor-Infinity World-Demise. По сути своей это онлайн игра, но можно без проблем играть соло создав партию из 4-х персонажей. Всего есть порядка дюжины рас и классов (гильдий) плюс 3 элаймента добрый-нейтральный-злой. На все это богатство действует ряд ограничений. Разным расам доступны не все классы, а иногда и не все элайменты, только люди могут быть кем угодно. Кроме того злые и добрые персонажи не могут находиться в одной группе. За 18 лет я завел дюжину разнообразных персонажей, чей средний уровень составляет 200+, а мейн которого я создал позже, но который участвует в каждой вылазке - воин 381/ворлок 200. В игре не обязательно иметь единственную специальность - если удовлетворяет требованиям гильдии (раса, элаймент и статы), то можно например, приостановить членство в гильдии воинов, присоединиться к ворлокам и начать развивать этот класс. При этом полученное ранее умение сражаться оружием никуда не денется, только вступят ограничения по экипировке доступные новому классу. А при возвращении обратно в воины - остается возможность применять всю доступную ворлоку магию. Вообще гайд в свое время рекомендовал начинать всех персонажей как воинов или артизан (класс не требующий статов и доступный абсолютно всем), для получения максимума здоровья и навыков владения оружием. В 2000-2001 годах играл я много, первая группа из 4-х персонажей добралась до 29-го уровня подземелья и даже смогла там всех перебить. Также была пройдена основная часть квестовой цепочки, осталась только пара последних боссов. Потом с перерывами я играл в 2003-2005 годах, развил Гортвога до возможности взять Драгонслэйер - единственный меч которым можно было одолеть короля драконов, но финальный босс - Kutan Jenal был непобедим. Последующие годы Демайз стал для меня дачной игрой, к которой я возвращался когда проводил летом на даче неделю-другую, набирая за это время очередной десяток уровней. Также я уделял ей время и в командировках, когда брал рабочий ноут. И все эти годы, время от времени я пробовал на прочность Kutan Jenalа, но он был непобедим. В командировке 2017 года я взялся за дело всерьез - поняв что в лоб грубой силой его не взять, я начал думать об альтернативных способах - у него все сопротивления 90%, а к окаменению только 60% - может раздать всем кинжалы с соответствующей способностью, или сделать ставку на обезглавливающее оружие, которое убивает с одного удара? Но на практике это не срабатывало. Решение я нашел перерыв интернет и найдя ролик где босса побеждает группа уровня так 240-го (у меня на этот момент был где-то 320). Все оказалось до банального просто. Как только погибал первый персонаж, надо было выйти из боя, вернуться (босс не нападал), подобрать погибшего, оживить его, вылечить, снова оббаффаться и вновь атаковать босса. И вот босс, остававшийся непобедимым 18 лет, был подвержен. Игра на этом кстати не завершилась. Есть дополнение, в котором можно продолжить покорять новые уровни подземелья с 30 по 36. Сложность состоит в том, что как попасть на новые территории я так и не понял, а телепортом прыгнуть можно только на 33-й уровень, выжить где непросто даже моей ударной группе 300-х уровней. В общем сейчас, возвращаясь к игре, набираю уровни на освоенной территории. И изредка, записавшись, делаю вылазки на 33-й для его картографирования и поиска пути дальше.
Предыдущая заметка об этой игре:
https://www.liveinternet.ru/users/gortwog/post6336124/, для сравнения прогресса персонажа за это время :)
ADOM Про АДОМ я узнал из журнальной статьи летом 1999. Только в отличие от Пантер здесь на журнальном диске прилагался и дистрибутив игры. Игра помещалась на дискете, но в плане возможностей могла дать фору например Морровинду, а графика... да эти символы через 10 минут игры воспринимались как картинки. Еще игра предусматривала сэйв только для выхода из игры, а при гибели героя его сэйв удалялся и на память о нем оставалась только запись в таблице рекордов. А способов подохнуть игра предусматривала очень много... Вроде бы уже загубил дюжину героев, начинаешь понимать чего опасаться, но тут проявится еще какая нибудь ранее неведомая напасть - то на комнату с привидениями нарвешься (практически гарантированная смерть от старости), либо луч смерти от Кирина прилетит (а ведь амулет защиты от него в сумке лежит - знал бы немедленно одел как он в поле зрения появится). В общем похоронив нескольких героев на кого было затрачено по паре часов игры находишь единственно верное решение - сэйв копируется в другую папку, а при гибели героя возвращается на место. Комьюнити конечно подобного не одобряет, но без этого вряд ли у меня кто перерос 12-13 уровень. Именно так я в 2000 году несколько раз смог пройти игру до завершения (отсюда, кстати, происходят многие ники персонажей, в дальнейшем использованные в ВоВ). Игра давала возможность выбирать из дюжины рас, среди которых были и орки, которых я на создавал больше всего. Также присутствует и солидный выбор классов (в новой версии еще и рыцаря смерти добавили). А проходил я игру орками бойцом, магичкой, некромантом и кузнецом и человеком-паладином. Забросил на середине эльфами клериком и лучником, орками лучником и фермером (это были версии с гамма 14 по гамму 16). В 2003 сыграл в новую вроде бы 1.1 версию за дворфа-кузнеца. Сейчас появилась версия с графикой, но не так уж и нужна она в этой игре. Кстати в первые годы моего дневника я уже писал о ней:
https://www.liveinternet.ru/users/gortwog/post7171746/
Diablo2 Эту игру я очень сильно ждал и это тот случай, когда ожидания оправдались. Вышла игра летом 2000 года, довольно неожиданно, месяца за 3 до этого писали, что она не выйдет в ближайшие полгода. Играл за некроманта, хотя понемногу попробовал всех героев. При одевании делал упор на вещи дающие +1 ко всем известным навыкам, довольно быстро отказался от толпы скелетов в пользу одного мощного голема. Активно играл до начала 2001 года, но запускал игру в 2003-2004 годах на ноутбуке. В итоге некромант дорос до 52-го уровня и добрался до 3-го акта адского уровня сложности (вначале 4 акта игры проходятся на обычном уровне сложности, потом на кошмарном и наконец на адском). Там герой уже тянул плоховато, а фармить на уровень и шмот уже было лень. С интересом наблюдал за развернувшейся в 2000 году гонкой к 99 уровню, которую коллективному российскому герою Rusbarb не хватило выиграть совсем немного
http://forum.diablo1.ru/index.php?showtopic=3182 . Сейчас вышел ремастер первого Дьябло, надеюсь переиздадут и второй - ИМХО эта игра была лучшей в серии.
Steel Panthers 3 про Stell Panthers (вторую часть) я впервые прочитал в журнале в августе 2000 года
https://www.liveinternet.ru/users/gortwog/post6456101/, и загорелся идеей её найти. Но это оказалось непросто - игра была "нишевой" и у пиратов её не было. Спустя месяц мне удалось отловить Stell Panthers 3, где в отличие от описанной SP2 был более крупный масштаб (бригада вместо батальона). В отличие от SP1 и SP2, третья часть объединяет сразу 2 периода – с 1939 года до 1999. Масштаб накладывает свои ограничения – здесь нельзя заставить экипаж покинуть технику (по моему обездвижить ее тоже невозможно), зато намного проще брать в плен вражескую пехоту. Первое время я увлеченно играл отдельные бои. Потом игра отступила на второй план, а по возвращении к ней я начал компанию по второй мировой попутно читая трилогию Попеля (В тяжелую пору, Танки повернули на запад и Впереди Берлин). Завершить увы не осилил, забросив где то на начале 1944-го года. Также в 2001 я читая книгу про историю арабо-израильских войн я создал длинную компанию за Израиль. Первые бои были просто на выживание, когда приходилось на картонных Шерманах со слабыми пушками противостоять ордам Т-34 поддерживаемых совершенно непробиваемыми ИС-3. Но потом Шерманы получили новые пушки, потом появились Центурионы, а после 1967-го года наступил коренной перелом в качестве техники и компания превратилась в избиение младенцев, после чего как-то быстро наскучила.
Далее в начале 2002, я познакомился с камрадом KPATEP (не помню был он в нашем сообществе или нет) впервые сыграл с ним по сети (в ничью), а также узнал от него про SP WaW версию, на которую он агитировал переходить. Но про неё как и про SPMBT в других частях.
Elite 2. Frontier Элита2 запускалась еще на 386-м компе, но для запуска требовалось серьезно почистить файл автозагрузки для освобождения максимума "нижней памяти". Интернета у меня в 90-х не было, так что запустить игру я смог только в 1999-м году. С классической первой частью и игры не так уж много общего. Действие происходит в нашей галактики в 3200-е годы, человечеством освоен только небольшой участок (в Элите Данжерос, где действие происходит на сотню лет позже он будет примерно 1000 световых лет в диаметре). Можно летать на паре десятков кораблей с большими возможностями оснащения (для примера если везешь живой скот, то нужна система жизнеобеспечения трюме, а если она во время перелета выйдет из строя то придется торговать мороженым мясом). Можно садиться на планеты, причем не только в космопорты, но в любом месте в ручном режиме. Появились 2 сверхдержавы: Империя и Федерация, чтобы попась на территорию которых надо оплатить разовый штраф в 70000 кредитов (самое дорогое правонарушение стоит 10000). Начать игру теперь можно на выбор с одной из 3-х позиций: на одной из планет Федерации, недалеко от Солнечной системы с небольшим кораблем (рекомендованный старт), в свободных мирах на Кобре Мк3 (родная система Lave из первой части), и самый хардкорный вариант - в Солнечной системе, имея лишь корабль без гипердвигателя. Сильно вырос список товаров для торговли, кораблю раз в год желательно проходить недешовое ТО (а то где нибудь на задворках может выйти из строя гипердвигатель). Некоторые корабли требуют экипажа более чем из одного человека, которым надо еженедельно платить зарплату (немного, от 5 до 20 кредитов). Иногда приходится набирать экипаж ожидая новых кандидатов по месяцу и более. Также можно работать на сверхдержавы, получая небольшое вознаграждение, а также и повышение в звании с возможностью донести до адмирала в Федерации или до герцога в Империи (в отличии от Элите Денжерос на всех сразу работать нельзя - объявят двойным агентом и лишат всех званий). Играл я где-то с перерывами с 1999 по 2002 год, первоначально дорос до самого вместительного корабля (Panther cliper - 2000 тонн), заработал большей частью на контрабанде 1ккк, затем пересел на легкий и быстрый Asp и начал делать курьерские миссии для Империи, а поднявшись ранга на 3, попробовал военные - но они у меня как то не пошли (показались чрезвычайно сложными) и на этом игру я забросил. Была еще Элита3, где добавилась сюжетная компания и газеты, в которых описывались проходящие параллельно события. Здесь была возможность по завершении сюжетной компании, через 50 лет после начала игры вступить в контакт с таргонами, и получить от них в награду их корабль. Но я играл в нее совсем немного просто полетал пару вечеров - заново проходить весь путь пройденный в предыдущей части мне не хотелось.
Gangsters: Organized Crime ИМХО лучшая из игр на криминальную тематику, которую я видел. Жалко только что цель стать мэром достигается слишком быстро (выборы проходят неделе на 16-й, а поражение на них означает конец игры). А хотелось бы продолжительную партию на несколько лет. Возможностей в игре масса. Группировка может включать в себя 8 отрядов по десятку братков с бригадиром, и отдельно юриста с бухгалтером. Юрист нужен для дачи взяток, бухгалтер предоставляет финансовые отчеты и может провести аудит одного из предприятий. Братки могут вымогать деньги, собирать дань, участвовать в разборках или охранять объекты. Все они сильно различаются по талантам в соответствии с которыми их и используем. Те кто умеют внушить страх сводятся в отдельную команду, которая объясняет предпринимателям, что им надо "застраховаться". Большинство как правило соглашается (намного сложнее переманить того, кого уже крышуют другие), но есть и упорные которых можно избить, разгромить или сжечь магазин или наконец убить. Но гораздо проще оставить их в покое, дань дает копейки и концу игры её вообще проще выставить на 0 и забить на неё. Главное взять как можно больше районов под свою крышу, на этой территории в дальнейшем можно будет организовывать нелегальные предприятия, которые и являются основным источником дохода. Одна бригада собирается из стрелков, их задача - участие в перестрелках. Лучшим стрелкам выдаем пару пистолетов, остальным томми-ганы. Братки с высоким рукопашным боем собираются в отдельную бригаду - их задача охранять штаб-квартиру и нелегальный бизнес. В помещении оружие не работает и заявившийся громить вашу штаб-квартиру или заведение отряд столкнется с охранником. Причем драться с ним им придется по одному по очереди. Всех прочих без особых талантов собираем в 3-4 бригады с задачей собирать дань. Поначалу я выдавал им на всякий случай самые дешевые револьверы и это было ошибкой. Перестрелки привлекают внимание полиции, и даже если бандюк завалит напавшего на него врага, он может либо быть задержанным, либо погибнуть в перестрелке с полицией. Так в недели противостояний банд я терял по дюжину-полторы сборщиков в неделю. А вот безоружным, убегающим от врагов полиция (тем более прикормленная) сама охотно приходит на помощь и потери получаются гораздо ниже. Деньги копятся быстро, помимо нелегального бизнеса есть смысл вкладываться в отели/универмаги. Они не такие доходные, зато их доход стабилен и легален. Очень хотелось бы увидеть римейк этой игры с более удобным интерфейсом и балансом, нацеленным на большую длительность.
Jagged Alliance 2 Агония власти Великолепное продолжение первой части. Стало больше наемников, некоторые, знакомые по первой части, погибли или вышли в отставку. Добавилось конкурирующее агентство с кучкой маньяков и неудачников (зато по дешевке). Также можно создать своего персонажа, который будет сражаться бесплатно, но начнет с первого уровня. Свое воплощение я создал снайпером с исходной меткостью 85, которую по ходу игры развил до 100. За игру взял 8-й уровень (это много) и перебил 424 солдат противника (почти половина павших в ходе конфликта бойцов Дейдраны). С такой меткостью снайперская винтовка была не нужна, ее прекрасно заменял АКМ с оптикой. По сюжету опять освобождаем остров, на этот раз от узурпировавшей власть королевы Дейдраны. По мере наших успехов можно наблюдать как она вымещает злость на своем помощнике. Экономика теперь строится не на деревьях с чудо-соком, а на шахтах, но принцип тот же. Появились танки, которые служат неподвижными огневыми точками и прикрывают подступы к столице. По острову можно перемещаться не только пешком, но и на автомобиле, а захватив аэродром и уничтожив батареи ПВО - на вертолете. Появилась третья сила - бандиты, которые контролируют нейтральный поселок. Вся банда из 3-х десятков человек легко громится 6 хорошо экипированными наемниками. Какое-то сопротивление может оказать только босс с несколькими телохранителями. Еще можно столкнуться с самым дорогим наемником первой части, который теперь работает на Дейдрану. В игре есть возможность включить фантастический режим (я не включал) который добавит заражение шахт некими жуками от которых придется избавляться в середине игры. Игра оставила массу эмоций - до сих пор отлично помню многие связанные с ней моменты (как например число лично набитых фрагов :) ). В 2001 выходил аддон, про отражение агрессии со стороны соседнего государства чьи шахты мы национализировали во время прохождения основной игры, но он был пройден быстро и легко прокачанной в основной игре группой и совершенно не запомнился.
Quake3 третий квейк поначалу показался сложным - здесь впервые противниками в обычной компании были не монстры, а боты, имитирующие игрока в мультиплеере. Небольшой опыт сетевых перестрелок в Q2 у меня уже был, и на среднем уровне сложности я дошел практически до конца, не одолев только финального противника. Запомнилось, что меткие выстрелы или одновременное уничтожение нескольких противников отмечались значками, которых под конец компании набиралось по сотне каждого вида. Сейчас, в командировке, я снова запустил эту игру вспоминая былые навыки. Перестрелки короткие, минут на 5-10, но требующие полной концентрации.
C&C 2 Tiberian Sun Первый C&C я так и не прошел до конца, хотя начинал несколько раз. Новый C&C Tiberian Sun имел симпатичную графику, интересный сюжет и был куплен в декабре 1999 сразу после замены компа. События происходят 20 лет спустя после первой части, Кейн жив, у НОДовцев раскол, третья сила – мутанты, новые тактические возможности (подземные БТРы, взрывоопасность тибериума и т.д.). Сюжет очень интересен за обе стороны, мне больше по душе были «хорошие» GDI, но и НОДовцы весьма харизматичны. Первые 4 миссии за НОД прошел на одном дыхании – просто было интересно узнать чем кончится противостояние коммандера Славика с мятежным генералом Хасаном. Дополнение Firestorm, вышедшее в 2000 году было посложнее, да и противостояние с вышедшим из под контроля центральным компьютером NOD - CABALом не так цепляло. В общем немного поиграл, но до конца не дошел
Карточные игры: King и 1000 упрощенные версия преферанса, которые мы с коллегами, где-то с месяц гоняли на работе. Кинг шел еще на 286, а 1000 была на одном из журнальных дисков. В 1000 мы немало играли в институте (особенно в нарядах на военной кафедре - как шутили на ночное патрулирование). Сейчас даже правил не помню - а тогда было увлекательно.
Warlord 3 дальнейшее развитие серии. Добавлен режим компании, где есть десяток последовательных игр, в ходе которых прокачанные герои переносятся на новую карту. У героев появились разные классы со своими способностями и возможность расти в уровнях. Завоевывать всех на карте для победы не обязательно, достаточно разбить сюжетного противника, а с остальными можно заключить союз. Много новых юнитов и наверное главная фишка - периодически появляющиеся видеовставки с Лордом Бэйном, который комментирует ход игры. Начиная с комментариев "что за бардак ты тут развел, сдавайся прямо сейчас" и до удивления "как же так, вы почти победили".
Dune 2000 перевыпуск Дюны на новом движке, с кучей видеовставок. Никаких особых изменений, пара новых юнитов вроде пехотинца с тампером, который мог приманивать червей, и 3 интересные истории в компаниях за каждый из домов. Игра зацепила как Варкрафт 2 несколько лет назад и я помимо кампании переиграл и все карты для режима skirmish.
Пожалуй нужно упомянуть еще пару игр этого периода: Sims и Res Alert 2. Симсов я установил с подачи племянницы, которая жила у нас пару месяцев, когда поступала в 2000-м в институт. Сам я тоже погонял в них пару недель, но в отличие от следующей части они не цепляли по настоящему, для этого не хватало преемственности поколений, что появилось уже только во второй части. Если первый Ред Алерт был захватывающим, давал вовлечение в происходящее на экране, то второй стал уже слишком пародийным (клюквенным). Улучшилась графика, неплохо сбалансирован геймплэй, но происходящее на экране ничего кроме улыбки не вызывало. В итоге я прошел десяток миссий за советы, но как только вышел Baldur Gate 2, забросил игру и больше к ней не возвращался.