• Авторизация


Мемуары. эпоха первая - Zx Spectrum 23-05-2018 23:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Впервые ZX-Spectrum совместимый компьютер я увидел у приятеля, где мы втроем собрались готовиться к экзамену по высшей математике на первом курсе института. Из часов 6 которые мы планировали заниматься пару часов мы рубились в игры :) И тут я открыл для себя то, что компьютер дома, что до этого момента мне представлялось запредельной роскошью, это в общем то и не так уж дорого. Нет, конечно, те 55 тыс. руб. которые ZX-Spectrum совместимый «Квант-БК» стоил в магазине «Электроника» в 1994 году для меня были очень приличной, но при этом все-таки подъемной суммой. Теперь у меня появилась ЦЕЛЬ, и к концу февраля 1994 этот комп был у меня дома. Где-то в начале марта с маминой работы пришел «компьютерщик» который подключил его к телевизору. Именно от этого момента я и веду отсчет, говоря, что играю свыше 20 лет. Комп работал, выдавая изображение в 16 цветов (на радиорынке, когда несколько лет спустя пытался подключить его к старому монитору – мне обещали сделать максимум 4 цвета). После пары месяцев игр во всевозможные аркады я добрался до ELITE, первой игры, которая стала поглощать время, вытесняя другие игры. Но в целом весь недолгий (до весны 1995 года) период игры на Спектруме был разножанровым.

http://ru.wikipedia.org/wiki/ZX_Spectrum

kvantbk (700x525, 106Kb)

Спектрумовские руководства - без них Элиту я бы никогда не освоил :)
Zx (700x525, 114Kb)



Самой моей первой игрой которую я запустил на своем компе была "Armageddon man" стратегия, требовавшая некоторого знания английского (который в тот момент был у меня на нуле). Но с помощью словаря я немного разобрался в типовых ситуациях. Хотя предотвратить гибель человечества в ходе ядерного конфликта так ни разу и не удалось. Процесс игры был следующим: есть порядка двух-трех десятков стран с ядерным оружием (арсеналы у них разные по объему), которые так и норовят передраться между собой. Можно пытаться влиять на политику реагируя на события (высказать - "фи" или одобрить - попробуете одобрить разгром посольств и убийства дипломатов - отзовут немедленно :) ) и расставлять орбитальную группировку спутников на местах предпологаемых конфликтов (если правильно выбрано место они собьют большую часть боеголовок и особых последствий у конфликта не будет). 7 полноценных атомных войн ведут к гибели человечества от недопустимого радиационного фона, как у меня и получалось.
http://viva-games.ru/game/armageddon-man-the
http://zx-games.ru/armageddon-man-the/
ArmageddonManThe.gif-384x288 (384x288, 26Kb)

Но по настоящему мое воображение было захвачено игрой "Golden axe". 3 героя на выбор (варвар, амазонка и гном) и 5 уровней наполненных монстрами и иногда с "боссами" в конце. До конца я добрался недели через 2. Впечатлений была масса. На IBM эта игра тоже была но там уже как то она для меня прошла почти незамеченной - так пару дней поиграл и забросил.
http://zxspec.ru/?rc=2&cid=0467&a=g&p=4&sel=&s=&field=&l=10&rnd=0
http://viva-games.ru/game/golden-axe
GoldenAxe.gif-384x288 (384x288, 26Kb)

Следующей игрой в которую я еще раньше играл у приятеля был "Highway encounter". Дано 5 роботов которыми надо доставить некую коробку (неактивированную лазерную пушку) через 30 уровней наполненных враждебными инопланетянами нескольких видов, блуждающими минами и бочками которые можно двигать. Недавно попробовал её вновь - зачистил почти все 30 уровней, но не смог уложится в отведенные полчаса.
http://zxspec.ru/?rc=2&cid=0515&a=h&p=3&sel=&s=&field=&l=10&rnd=0
http://viva-games.ru/game/highway-encounter
HighwayEncounter.gif-384x288 (384x288, 17Kb)

"Target renegade" - похождения каратиста по 5 уровням заполненным различными отморозками. У врагов можно было отобрать подручные предметы на подобие топорика или кувалды удары с которыми становились раза в 2 ощутимее. Хотя я не стал фанатом файтингов но " Target renegade " и " Golden axe " вспоминаю с теплотой.
http://viva-games.ru/game/target-renegade
TargetRenegade.gif-384x288 (384x288, 13Kb)

«Quazatron» - с помощью подконтрольного робота, надо очистить город (несколько площадок от неподконтрольных роботов). Сделать это можно как отстреливая их, так и подключаться к ним и пытаться взять под контроль в хакерском поединке. Так захватив робота оснащенного тяжелым вооружением легко перестрелять остальных.
http://zx-games.ru/quazatron/
http://viva-games.ru/game/quazatron
quazatron (580x394, 187Kb)

«Airborne ranger» – аркада требующая однако и некоторого стратегического мышления. Нужно управлять десантником которого забрасывают на вражеские позиции с разными заданиями. В отличие от задания нужно подбирать экипировку на этапе сбора рюкзака, который совсем не такой вместительный, как хочется. А задания весьма разнообразны – уничтожить радар, захватить в плен офицера и т.д. По завершении надо вызывать вертолет для эвакуации предварительно зачистив территорию от потенциальных зенитчиков.
http://zx-games.ru/airborne-ranger/
http://viva-games.ru/game/airborne-ranger
AirborneRanger.gif-384x288 (384x288, 22Kb)

«Сталинград» – а это мой первый классический варгейм. Управляя 6-й армией фельдмаршала Паулюса надо было выиграть битву под Харьковым, а потом пробиться к Сталинграду и взять его. Первый этап проходил легко, второй сложнее, но все равно хотя я лишь примерно понимал что делать и раздавал пополнение частям случайным образом цели я достигал, хотя на карте обычно почти не оставалось ни моих ни советских войск.
http://viva-games.ru/game/stalingrad
http://zxspec.ru/?rc=2&cid=1065&a=s&p=14&sel=&s=&field=&l=10&rnd=0
Stalingrad.gif-384x288 (384x288, 13Kb)

«Zulu wars» – тоже варгейм, где надо управляя небольшим английским корпусом отразить атаку многократно превосходящих сил зулусов. Насколько помню, надо было организовать круговую оборону и как можно сильнее проредить вражеские ряды до неизбежной в конце рукопашной. Причем меня тянуло всегда прикончить хоть несколько противников командирским отрядом.
http://viva-games.ru/game/zulu-wars
http://zxspec.ru/?rc=2&cid=1301&a=z
ZuluWars.gif-384x288 (384x288, 27Kb)

«Rebel star» – тактическая стратегия, входящая в тройку самых значимых для меня игр на спектруме. Я про неё уже писал в своем дневнике. Было 2 части. В первой отряд пехоты при поддержке 4-х дроидов должен проникнуть на базу захваченную роботами и уничтожить управляющий ими компьютер. Всех роботов отстреливать не было необходимости. Её мне под конец удавалось пройти потеряв всего одного дроида. Вторая часть проходила в джунглях, надо было пробиться с запада на восток карты, перестреливаясь с сильно похожими на «чужих» инопланетянами, и эвакуироваться на корабле, который садился недалеко от их комплекса строений в восточной части карты. Попутно желательно было убить Королеву чужих и захватить несколько яиц для исследований. Попутно у убитых «чужих» можно было взять их оружие «терминатор» заряженное 255 патронами. (видимо программисты не смогли научить мобов перезаряжать его и пошли таким путем). Играл в эту часть не один десяток раз, переиграв уже на эмуляторе году в 2005-м.
http://viva-games.ru/game/rebelstar
Rebelstar.gif-384x288 (384x288, 11Kb)
http://viva-games.ru/game/rebelstar-2
Rebelstar2.gif-384x288 (384x288, 23Kb)

«Laser squad» - развитие идей Rebel star. Я уже не помню точно это было 3 игры или 3 миссии в одной. Управлять надо было небольшим штурмовым отрядом (5 человек в первой миссии, 8 во второй и третьей). В первой надо было взять штурмом виллу и убить её владельца, которого защищало несколько дроидов. Во второй был штурм лунной базы, где надо было перебить захвативших её «террористов», в третьей боевые действия проходили в каких-то шахтах. Что помнится из игры – бойцов перед боем надо было оснащать на ограниченное число очков. На выбор был с десяток видов оружия и 4 вида скафандров. Самый прочный 4-й сильно ограничивал движение, но зато его совсем не брали некоторые виды оружия – например, легкий лазер). Помню действовавший там читерский прием – при стрельбе на дальние дистанции попасть было сложно, но если стоять на прямой линии и выстрелить в соседний квадрат, то пуля не уходила в пол, а благополучно по прямой летела к цели. Сам игровой процесс очень похож на то, что было в 1-2 частях UFO в тактической части на месте сбитых тарелок.
http://www.whitegames.ru/view_game.php?id=107
http://viva-games.ru/game/laser-squad
LS (580x419, 162Kb)

«Invasion» – фантастический варгейм. Конфликт на некой планете с инопланетной армией. Есть набор войск и корабль для эвакуации и тоже самое у противника. Задача уничтожить станцию управления погодой и корабль противника (для этого есть 3 юнита-бомбы, которые надо активизировать рядом с целью, причем станции для уничтожения нужны 2 бомбы последовательно). Войска вроде как проявляют инициативу, играя в 90-е я выиграл даже толком не разоравшись в управлении :) Разве что бомбы доставил по адресу.
http://viva-games.ru/game/invasion-2
Invasion.gif-384x288 (384x288, 27Kb)

«Nether Earth»
Смесь экшена и стратегии. Есть длинная карта на которой расположены базы и заводы. На каждом заводе производят один из компонентов вооружения роботов или шасси. Продукция подконтрольных заводов поступает на склад и может быть собрана в робота на базе. им можно управлять вручную, а можно поставить на автопилот, дав задание захватывать заводы или отстреливать врагов. Комп играет довольно вяло, собрав как можно более мощного робота на антиграве можно идти вперед захватывая наиболее ценные заводы и нейтральные базы. Похоже этой игрой вдохновлялись разработчики Z о которой я расскажу позже.
http://viva-games.ru/game/nether-earth
NetherEarth.gif-384x288 (384x288, 20Kb)

«Королевство зерна»
Составляя список наткнулся на ещё одну забытую игру. Несмотря на простоту, оторваться смог, только когда меня свергли на 41-м ходу. Та версия в которую я играл на zx была попроще, там не было нападающих врагов, но ходу к 30-му свергали с престола не из-за каких-то бед, а просто по причине дворцового переворота. А сохраняясь этого можно было избежать, и к 300-му году правления площадь королевства занимала десятки планет :)
http://viva-games.ru/game/kingdom-of-grain
зерна (384x288, 76Kb)

«Joe Blade 3»
Несложная, но весьма разносторонная ирушка. Есть небоскреб в котором находится главгад, заложники, взрывчатка и куча охраны. Доступ вначале есть только в подвал и на первые 3 этажа. В идеале для полного прохождения нужно спасти всех заложников, заминировать здание, поймать главного гада и эвакуироваться. По старой памяти получилось как-то не очень. Номер 3 намекает, что есть две предыдущие части, первую я даже видел, но в отличие от третьей не затянула. Кстати по этой игре в ZX-ревю печаталась серия рассказов (по каждой части).
jb3 (580x430, 99Kb)

«Элита - игра № 1 для меня на спектруме. Знакомство с ней было не удачным - я оценил что игра по видимому интересная но как ей управлять? И вот в "Молодой гвардии" на Полянке я увидел пару книг с описаниями компьютерных игр для спектрума. Хорошо, что на следующий день был последний экзамен, :) а то сессию без троек я бы вряд ли сдал... И ведь поначалу я начав играть с середины июня до середины сентября не умел сохраняться – следовательно, о званиях выше компетент нечего было и мечтать. Корабль начиная играть я оснащал читерским приемом прыгая между станциями (минуя космос), а список заработанных кредитов вел в блокноте. Но вот вместо ленточной версии где не работал сэйв мне в руки попала дисковая... Рейтинг Dangerous был взят через неделю, deadly - еще через пару. Промелькнули 3 миссии разнообразящие игру - спасти беженцев от взрыва сверхновой, сбить пирата с устройством невидимости (и прикарманить оное :) ), и отразить нападение таргонов на звездную систему уничтожив захваченную ими станцию ракетой со спец-боевой частью. И тут я открыл для себя компьютерно-игровую прессу... Про Спектрофон подробнее дальше, а тут я вычитал какая информация хранится в файле сэйва и как её можно менять! Каждый из 102 байтов нес какую-то нагрузку, в журнале были разобраны 2/3, а где то половину из оставшихся я определил экспериментальным путем самостоятельно. Самым главным была возможность менять 6 байтов описывающих галактику в которой находишься. Это открывало безграничные возможности для путешествий и поддерживало интерес к игре дальше. А потом была «Новосибирская (кладовская) элита» которая по количеству нововведений тянула на Элиту2. Новый доступный корабль, несколько новых кораблей противников, новые миссии, в том числе глобальное событие «война с таргонами» состоящее из 4-х последовательных видов заданий.
http://viva-games.ru/game/elite
Elite.gif-384x288 (384x288, 8Kb)

«Action force II»
Игра про освобождение заложников. Один спецназовец двигается по экрану, а второй, которым управляет игрок, его прикрывает. Террористы либо высовываются из окон либо из мусорных баков и норовят уронить на боевого товарища гирю потяжелее. Для их отстрела на выбор есть автомат, базука или снайперская винтовка. У бойца, который двигается по экрану, к тому же постоянно убывает энергия, а для ее восполнения надо стрелять по американским флагам на стенах. В конце каждого уровня сидит террорист с динамитной шашкой, которого надо подстрелить очень быстро. Уровни постепенно становятся все длиннее и длиннее, но хотя я одолели где-то 35, до конца так и не добрался.
2_3_Action_Force_2 (256x192, 7Kb)

«Xybots»
Лабиринты, в которых нужно отстреливаться от роботов, которые с каждым уровнем становятся все длиннее и длиннее. Я проходил уровней 30, так и не дойдя до финала - возможно они просто генерируется бесконечно.
xybots (300x168, 9Kb)

«High pro»
Игра про построение системы СОИ. Почему то я не нашел ни эмулятора этой игры, ни даже скриншотов. Нужно разработать систему отражения массированного ракетного удара и с ее помощью пережить ядерный конфликт с СССР. Для разработки доступны 6 видов вооружения, но чтобы успеть к сроку стоит сконцентрироваться на 1-2, иначе к началу конфликта ничего не будет готово. Я обычно выбирал рентгеновские лазеры. Оборудование хрупкое и включать его стоит когда уже начался масштабный конфликт, иначе к моменту когда надо будет отражать массированный удар, оно уже выйдет из строя. Конфликт начинается где-то год на 15-й игры и быстро приводит к массированному ядерному удару со стороны СССР. Правильно построенная и своевременно активированная оборона позволяет отразить атаку полностью или почти полностью, после чего предлагается нанести ответный удар. Как ни странно, максимум очков в итоге дается за почти полное отражение советской атаки и сокрушительный ответный удар, тогда как за полное отражение атаки и отказ от ответного удара (наилучший результат в моем понимании) очков по итогу выходит намного меньше.

ZX-ревю (спектрофон) - я уже даже не помню, как я узнал про этот журнал, но в 1994 я ездил его покупать в почтовое отделение на Арбате, где он продавался, а на 1995-й оформил подписку. Но пожалуй самую важную информацию содержали подшивки 1991-1993 года, которые я приобрел, а затем ещё и скачал в электронном виде. Именно в них был обмен опытом по элите, по значению байтов в сохраненке игры, впечатления от посещения нестандартных галактик и конечно же байки о поисках Раксслы. Кроме того там был опубликован фантастический рассказ по Элите «Темное колесо» и пара рассказов на тему Rebel star (это сейчас он кажется фанфиками новичка – а тогда сравнивать было не с чем и это впечатляло).

Дискеты тех лет - еще использовался формат 5,25 который сошел на нет буквально через год.
5-25 (700x525, 59Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Nick-Stranger 28-05-2018-17:37 удалить
>> к концу февраля 1994... Именно от этого момента я и веду отсчет,
>> говоря, что играю свыше 20 лет.
хе-хе, первый домашний ПК у нас появился так же в 1994 году >:) 386SX =)

>> Сталинград – а это мой первый классический варгейм.
Прикольный :)

>> Laser squad-
слышал про такую. Считается прародителем Cannon Fodder.
Gortwog 31-05-2018-19:06 удалить
Исходное сообщение Nick-Stranger
хе-хе, первый домашний ПК у нас появился так же в 1994 году >:) 386SX =)

Круто! Я до чего-то существеннее 286-го только к 1996 дорос.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мемуары. эпоха первая - Zx Spectrum | Gortwog - Дневник Auditorboyz | Лента друзей Gortwog / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»