Хотя на Спектруме шла уйма замечательных игр, то во что удавалось поиграть на лабораторных по информатике было гораздо круче по графике, а ПиСишная Элита была ярким, незабываемым воспоминанием. Но даже IBM 286 был мне не по карману. И играл бы я на спектруме ещё год-другой, но у мамы на работе меняли компьютеры и списанную «двушку» она приобрела за символическую цену (порядок цен к сожалению совершенно стерся из памяти), 40Мб места на диске из которых лишь примерно 20 были доступны под игры (остальное занимал МS-Dos и прочие необходимые программы). «Элита» была пройдена недели за три, параллельно я от души наигрался в пару аркадных игрушек из кабинета информатики, потом были King’s Bounty, первая трехмерная стрелялка – Wolfstein, «Цивилизация» запустив которую я понял, что мышь необходимый элемент в компьютере, :) во второй половине 1995-1996 я увлекся Eye of Beholders (первая ролевая игра, которую я видел). Жанр РПГ захватил и увлек, но увы, 3-я часть уже требовала компьютера не ниже 386-го процессора и отказывалась идти у меня. А на компе у приятеля я уже видел Syndicate, Rise of Triad и Героев меча и магии. Апгрейд был неизбежен как восход солнца.
По каждой из игр можно было написать не мало, но я, пожалуй, ограничусь личными впечатлениями, и одним скриншотом. А более детальное описание, как и сами игры можно найти здесь:
https://www.old-games.ru/
Руководства... Что бы я без них делал...
Первыми играми были естественно Elite для РС – очень долгожданная вещь в которую до сих пор удавалось поиграть разок у отца на работе и пару раз в кабинете информатики, Dangerous Dave – стрелялка в доме с приведениями, увиденная в институте и Wings of fury – двухмерная леталка, где надо взлетать с авианосца.
Elite мало чем отличалась от спектрумовской, да красочно, да новые кораблики, несколько новых заданий – но по большому счету все это было лишь повторением того что уже было многократно отыграно на ZX, а потому после получения элитного рейтинга (через пару недель) интерес к игре заметно потускнел.
Dangerous Dave – впервые я увидел эту игруху еще на занятиях по информатике в школе, когда о домашнем компе ещё даже не помышлял. Всего в игре 8 уровней, причем 4 и 8 короткие – схватка с одним боссом. В школе с трудом проходили первый уровень, в институте обычно «вайпались» на втором. На домашнем компе я довольно быстро стал доходить до 5-го, но тут появилась следующая проблема. Игра аркадная, требуется высокая концентрация - соответственно быстро устаешь, поэтому на 5-м этаже, до которого еще надо добраться (где-то минут 20-30) быстро погибаешь, не успев освоиться. Решение нашлось в том, что все 8 уровней были в отдельных файлах, и простым переименованием легко было заменить 1 на 5-й. Это позволило осилить 5 и 6-й уровни, но на 7-м я засел капитально, на чем и оставил игру. К игре (7 этажу) я пару раз возвращался в командировках, но лишь весной 2010 в командировке в Румынии, я в вечер перед отъездом наконец одолел оставшиеся 7 и 8 этажи. Причем до сих пор уверен – на 7-м помимо знания кто откуда нападет необходима немалая доля везения.
Wings of fury – аркадная двухмерная леталка, но ужасно затягивающая (кстати первое что я опробовал в 2000-х запустив DosBox). Самое сложное было научиться садится на авианосец, а сбить японский самолет, я смог только играя дома. Но играл я в неё не так уж много – поначалу появилось много игр, которые хотелось посмотреть, а потом со сменой компа на 486-й выяснилось, что на процессорах быстрее 386-го игра не идет. Так что сейчас с её запуском может помочь только DosBox. Но все равно впечатлений игра доставила массу и в памяти осталась.
F-29 – полноценный авиасимулятор, самая желанная игра в докомпьютерный период. На подготовительных курсах института играли в него вдвоем – один рулил, второй стрелял (про взлет-посадку тут речи даже не шло, играли в аркадном режиме, где самолет уже находится в воздухе с бесконечным боезапасом). Дома, поиграв некоторое время в ту же аркаду, я попробовал режим кампании, но тут столкнулся с проблемой, что взлететь я ещё могу и резко ограниченный боекомплект не пугал, но вот с посадкой были серьезные проблемы. Так что аркада была слишком простой, а кампания слишком сложной, а потом игра вообще перестала запускаться, выдавая сообщение о какой-то ошибке. Причем тут не может помочь даже DosBox – так что эту игру я не запускал лет 18.
LHX – вертолетному симулятору повезло больше. Увидел я его когда 286-й комп у меня уже был, так что поиграть удалось полноценно. 4 вида вертолетов (2 ударных и два транспортных – которые необходимы для некоторых миссий), 5 уровней сложности которые наглядно отображаются лицом пилота, от вдумчивого до паникующего. В институте был популярен вариант использования Апача с бесконечным вооружением (когда по пехотинцу с АК лупили очередью из 3-х самонаводящихся ракет). Я летал компанию конечно без кодов, но тоже в основном используя тот же Апач. Лишь потом, уже играя в командировках, я оценил вертолет LHX. Он более скоростной, хотя и легковооруженный, а для успешного выполнения задания вовсе не надо взламывать фронт, а достаточно несколько булавочных уколов. Так что эта игра актуальна для меня до сих пор, не смотря на почтенный возраст (создана в 1991 году). Вылет занимает где-то полчаса, только сэйв-лоад не предусмотрен, после успешной миссии лучше сохранить файл с пилотом в отдельную папку.
Eye of Becholder 1-2 первая ролевая игра. С ней у меня произошло то же самое, что и с Elite на ZX – купил и понял, что ни фига не понятно. И тут выручили первые выпуски «Лучших компьютерных игр» (4 книга). Система ADnD показалась простой и гениальной. Первый бехолдер был пройден раз 10, второй купленный уже осенью раз 7, а в руководстве было описание 3-го, поиграть в который было заветной мечтой (но он уже требовал компьютера не ниже 386). Несмотря на то, что я неплохо ориентировался в катакомбах, попытка поиграть по памяти, без руководства в 2011 году наткнулась на тупик уже на 2 этаже 1-х бехолдеров. Дальше пришлось идти по руководству, но ностальгия того стоила!
Kings Bounty – стратегическая игрушка, предок Heroes of Might and magic. Вещь вроде бы простая, но захватывающая сразу и надолго. Четыре континента с несколькими замками на каждом и небольшой отряд, который разрастается по мере получения денег и опыта, пара десятков злодеев, которых надо отловить по поручению короны + найти в конце закопанный где-то артефакт, карта местонахождения которого открывается по ходу игры. Переигрывалась не менее дюжины раз и пару раз когда уже были переиграны все последующие серии Героев. Довольно быстро я научился побеждать на высшем уровне сложности укладываясь в 200 дней (а сложность здесь ограничивалась только временем на компанию). Это одна из немногих игр которые мне снились. Потом были Герои меча и магии, но о них я расскажу в свое время. А лет 5 назад появилась новая серия Kings Bounty но её я лишь посмотрел краем глаза – это было намного более красочно, гораздо сложнее (хотя я играл слишком мало чтобы разобраться в тонкостях игры), но увы того очарования уже не было. Кстати, это первая игра в которой я увидел орков. Дешевые, но эффективные лучники, абсолютно не похожие ни на орков Толкина, ни на орков Вархаммера составили о себе приятное впечатление, воспринимаясь так же как и остальные фэнтезийные народы.

А ещё была украинская поделка КБ2. Графика без анимации, но оригинально доработанные и расширенные правила – после многократно пройденного оригинала смогла заинтересовать и сподвигнуть на несколько прохождений. Вот только она была недоработанной из запланированных 6 континентов в игре присутствовало 5, а по 6-му содержалось обещание автора выпустить позднее полную версию, так и не увидевшую свет.
Warlords – игра в которой я встал на сторону орков :) Из 8 фентезийных народов делящих Иллурию (созданную очевидно под впечатлением Толкина – кольцо гор в котором базируются темные силы намекает), я выбрал обитающих в болотах орков. На первый взгляд все элементарно – десяток разновидностей войск, города, в которых войска производятся (можно укреплять или сжечь, но нельзя построить новый), несколько видов поверхностей со своими особенностями, герои, которые могут при удаче находить магические предметы и привлекать на свою сторону могущественных союзников (наподобие драконов), которых нельзя произвести в городах. Но какое богатство стратегических возможностей! Первая игра, в которую можно было играть с приятелем. Позднее появились Варлорды 2, где было много разнообразных карт (а вот карты Иллурии не было) и порядка 50 видов войск + куча модификаций на все случаи жизни, но суть оставалась той же самой. В третьих появилась новая 3Д-графика и сюжетная компания на десятке карт. Еще были четвертые, но в них я так и не добрался.
Civilization – глобальная стратегия про развитие человеческой цивилизации, 14 народов, от 1 до 6 противников на карте, можно настроить геологический возраст, рельеф и засушливость планеты. Победить можно либо уничтожив всех противников, либо отправив корабль на Альфу Центавра. Осваивается не сразу, но реиграбельность колоссальная. На высоких уровнях сложности многое зависит от начальной местности – окажешься на небольшом острове – лучше начать новую игру. Сыграл дюжину партий. На мой вкус самый интересный уровень сложности 4-й (на высшем уже нужно везение со стартом).
Dune2 – бабушка всех реал-тайм стратегий, созданная на основе фантастического романа Ф.Герберта (впрочем от романа там остались только названия конкурирующих домов). Продавалась на 4-х дискетах и занимала аж целых 10Мб на жестком диске (а на 286 у меня их всего было 40). Харконены, Атрейдесы и Ордосы по очереди взяли Арракис под контроль. У каждого дома были свои особенности – влияющие на тактику на последних миссиях. В руководстве было написано, что за Ордосов выиграть последнюю битву автору описания не удалось и, по его мнению, если вы сможете это сделать «то жаль, что вы не маршал Российской армии». Я приготовился к безнадежному сражению, гадая сколько мне удастся продержаться, но неожиданно для себя бой выиграл, так как и силы противника были не настолько сильны как противостоящие Харконенам и Атерйдесам. Переигрывались компании несколько раз, не теряя своей увлекательности. Из негатива могу только припомнить жесткое ограничение в некоторых миссиях по юнитам (видимо из соображений баланса), не дающее создать несокрушимую танковую армаду. В продолжение успеха где-то в конце 90-х была создана Дюна 2000, а потом Император: битва за Дюну, которая меня как-то не увлекла (любопытный сюжет – но совершенно безумная техника, наподобие ездящих циркулярных пил у Харконенов, полный бред).
Pirates – игра-приключение. Гениальна, как и все, сделанное Сидом Мейером. Игра песочница, наподобие Elite. Карибский океан, корабль с небольшой командой и твори, что хочешь. Можешь пиратствовать, можешь торговать, можешь охотиться на пиратов, можешь искать клады, можешь поступить на службу одной из держав и продвигать её политику в регионе. А лучше всего делать все это понемногу. Возможность лично влиять на исход абордажа, быстро выводя из строя вражеского капитана (у меня так получалось захватить фрегат с в два раза превосходящей мою командой), 4 уровня сложности, от которой зависит профессиональность команды, но и капитанская доля в добыче (от 5 до 20%). Оригинальная таблица рекордов – где видно чего вы добились по результатам приключений, награбленного золота, полученных титулов: от нищего до вице-короля. Ремейк сделанный в 2005 году был очень неплох, единственное, что портило впечатление – мультяшность графики.
Wolfstain 3D – самая первая, угловатая, но все-таки 3-х мерная стрелялка. И хотя оружия всего 4 вида и процесс максимально прост – но на 286 конкурентов у неё не было. Первый из 6 эпизодов вообще распространялся легально как демо-верксия. На фоне современных стрелялок не вызывает ничего кроме улыбки, но теплая память о ней все равно остается. Помню, как в неё играли еще в МАТИ на информатике, после выполнения заданий. Тогда (1992-1993 гг) игра в трехмерном пространстве казалось весьма сложной и необычной.
Stronghold – еще одна вещь, в которую хочется переиграть и спустя 20 лет, потому что ничего подобного больше не встречалось. Уникальная смесь ролевой игры и стратегии. Создается партия от 1 до 5 правителей, каждый из которых принадлежит к одному из ролевых классов по первой редакции ДД (боец, маг, вор и т.д.). Каждый боец – фигурка на карте может вмещать от 1 до 10 жителей, имеет свой уровень (изначально 1, отдельные личности дорастают до 10+) и свое оснащение (с развитием экономики оружие становится +1 и +2, улучшаются доспехи). Всю эту братию надо кормить (зима как всегда наступает внезапно, поступление еды становится в 4 раза меньше, а строительство амбаров откладывалось до последнего), а на содержание зданий нужны деньги. Также на карте обитает заданное изначально количество отрядов монстров (от кобольдов до драконов) которые приходят в 2 волны. Вторая после полного разгрома первой, во главе с главгадом 36-го левела. Управлять напрямую своими юнитами нельзя, но можно устанавливать призыв двигаться в конкретную точку, куда отправятся все «свободные» отряды. А еще каждый отряд можно переключать между оседлым и свободным режимом. А еще в игре есть такая уникальная вещь как треугольник, который позволяет на каждом квадрате устанавливать приоритеты для юнитов. Каждый может трудиться в трех направлениях: тренировка, рекрутинг и строительство. А треугольник позволяет перераспределять усилия между этими направлениями в процентном соотношении (очень напоминает реальную жизнь, где мы перераспределяем свое время и усилия между семьей, работой, играми и всем прочим ; ). Можно рассказывать еще долго, в процессе складывается ощущение, что играешь не в стратегию, а ведешь ролевую партию на 100-200 персонажей.
Siege – игра про штурмы замков. Замка в игре всего 4, по возрастанию сложности захвата: темный, людской, гномий и эльфийский. И порядка 100 видов бойцов, которых можно комбинировать как угодно набирая армию. Тех же самых орков, к примеру, было 5 видов: боец, сержант, элитный, инженер и метатель копий. Первые 3 вида мало чем отличаются друг от друга, инженеры могут пострелять из катапульты, поставить лестницы или поломать двери тараном. И только они могут захватить вражескую крепость, подняв над ней свой флаг. А метатели копий, хотя уступают лучникам других рас в дальнобойности, зато бьют раза в 2 сильнее. Есть бойцы способные лечить товарищей, и есть маги, заменяющие собой катапульту, а в случае гибели устраивающие локальную Хиросиму. Для успеха штурма нужно установить свой флаг в центре крепости и охранять его некоторое время, что невозможно пока не разгромлен гарнизон. Внутрь можно попасть либо выбив ворота, либо взобравшись на стены по лестницам или осадным башням. Комп защитник легко ловился на простую уловку: ударный отряд захватывает одну из башен и занимает в ней оборону, а лучники расстреливают всех, кто пытается их оттуда выбить. На осаду дается 2 или 3 недели, по завершении дня часть раненых возвращается в строй (тяжелые лечатся несколько дней). Есть редактор позволяющий на базе существующих 4-х крепостей создавать свои сценарии. На 286 игра работала отлично, а вот на 486 все двигалось слишком быстро, а программ замедляющих процесс в тот момент у меня не было. Кстати у этой игры есть предшественник Ambush (засады), но её я увидел слишком поздно, когда у меня уже был 486-й.
Fantasy Empires. Стратегическая игра, где помимо развития своего королевства, развивается и сам правитель (по системе ДнД до 36-го уровня), кочуя из партии в партию. Помимо отрядов, которые строятся в городах, и нежити, которую можно призывать, есть герои, которых можно отправлять по квестам или поручить возглавить атаку на вражеский город. Прокачанный герой под ручным управлением способен практически в одиночку разгромить вражескую армию. Войска, участвуя в боях, повышают свой статус вначале до ветеранов, а потом и элиты, которая экипируется магическим оружием +1. Орки в игре отлично нарисованы, но на поле боя представляют собой пушечное мясо (гномы один на один рвут их как грелку). Есть куча заранее сгенерированных оппонентов с уровнями с 1-го по 36-й, так что выбрать оппонентов по плечу несложно. С одним противником, особенно высокого уровня играть гораздо сложнее чем против нескольких – они будут враждовать друг с другом и их будет просто разбить по одиночке, усиливаясь самому.
Время дискет формата 3,5 на которых помещалось аж 1,4 Мб информации