• Авторизация


Размышления 5 01-12-2015 23:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Попалась довольно толковая теория, объясняющая увлечение компьютерными играми. Как всегда автор не смог избежать крайностей… Но по крайней мере рациональное зерно в этой теории есть. Ряд тезисов не вступает в конфликт с моим личным опытом в отличие от большей части прочей писанины «борцунов».
Главная причина возникновения так называемых поведенческих зависимостей — в особенностях работы нервной системы человека. В мозгу homo sapiens действует «система вознаграждения»: когда человек выполняет полезное и хорошее, по его субъективному ощущению, дело, в кровь поступает «награда» в виде дофамина. Дофами?н (допами?н, DA) — нейромедиатор, гормон, вырабатываемый мозговым веществом надпочечников и другими тканями (например, почками). По химической структуре он относится к биогенным аминам (конкретно к катехоламинам) и является предшественником норадреналина в цепочке реакций его биосинтеза. Дофамин является одним из химических факторов внутреннего подкрепления (ФВП) и служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, вызывая чувство удовольствия. Дофамин вырабатывается организмом в больших количествах во время позитивного опыта или воспоминаний о таком опыте. Поэтому данный нейромедиатор используется мозгом для оценки и мотивации, закрепляя полезные (вызывающие удовольствие) действия.
Обычно это действительно действия, улучшающие человеческую адаптацию, поддерживающую человеческий род. Дофамин вырабатывается во время еды, занятий сексом, просмотра комедий, встреч с любимыми людьми. После выработки дофамина в мозге срабатывают сложные процессы торможения, которые успокаивают человека, чтобы тот мог перейти к другому виду деятельности.
Однако существует категория людей, у которых встроенные тормозные системы работают неправильно. Такая особенность нервной системы может быть врожденной, а может быть вызвана усталостью, травмой или стрессом. В этом случае после получения своей дозы дофамина человек немедленно хочет повторить вызвавшее выработку гормона действие. И еще. И еще. Поначалу уровень дофамина в организме действительно повышается, но через какое-то время срабатывает другая система защиты — столько счастья человеку не переработать — и количество дофаминовых рецепторов начинает снижаться. Организм сам себя регулирует, чтобы, несмотря на постоянное нажатие «кнопки удовольствия», уровень «счастья» не зашкаливал. В свою очередь, снижение количества дофаминовых рецепторов приводит к тому, что отныне, чтобы просто почувствовать себя хорошо, человеку нужно чаще и больше повторять «приятные» действия — потому что без них ему становится уже не просто «никак», а откровенно плохо. «Химические» наркоманы, зависящие от приема химических веществ, знакомы с таким понятием, как «необходимость повышать дозу». У людей с поведенческими зависимостями тоже достаточно быстро выстраивается порочный круг, в котором чем больше человек делает что-то (ест или играет), тем больше ему это нужно. Игромания и пищевые расстройства являются самыми сильными из всех видов поведенческих зависимостей.
Опытным путем было установлено, что мозг игромана воспринимает игру, как обучение — полезный вид деятельности. (Мой «мозг игромана» приравнял бы скорее игру к чтению, но это детали) Неважно, успешна игра или нет: в случае проигрыша мозг считает результат «ошибкой обучения» и все равно выдает организму дозу дофамина для поощрения дальнейшего обучения. Этот дофамин оказывается в тех участках мозга, что отвечают за когнитивный процесс (познавательный). Это стимулирует человека на разработку «новых успешных стратегий» в игре и тому подобное. Если же человек выигрывает, то после впрыска дофамина он тем более хочет играть дальше. Таким образом, игроман играет ради процесса и свое вознаграждение получает в любом случае. Если такому человеку отключить лобную кору, то он и умрет, как известная крыса, которой был вживлен провод в центр удовольствия, нажимая волшебную кнопку — т. е. от истощения, прямо за игровым столом.
Действующая лобная кора все же рано или поздно притормаживает лимбическую систему. При этом игроман не перестает хотеть играть и может продолжать строить планы о том, как будет играть сразу после того, как чуть-чуть поспит и поест. Просто на непродолжительное время в его голове пересиливают другие стимулы. Почему же лобная кора у таких людей включает свою тормозную функцию с запозданием?
Допустим. Но почему обязательно на непродолжительное? Корректнее было бы «на некоторое».
Как выяснили психологи, иногда это случается, когда человек сам себе не нравится, как личность. Это может случиться внезапно, может быть спровоцировано внешним воздействием — главное, что человек поверил, что он «плохой» и «недостойный». Словно включился свет и человек увидел при его лучах свое (воображаемое, поскольку человек не способен оценить себя всего и обычно оценивает лишь часть своих качеств) уродство. Вместе с таким восприятием себя приходит желание «никогда об этом не думать». Организм направляет все силы нервной системы на то, чтобы заглушить лобные отделы головного мозга. После того как лобная доля подавляется, к рулю управления стремятся низшие потребности — подкорка.
Ну, зачем все привязывать к бегству от себя? Зачем такая однобокость, эти штампы???
Порочный круг, в который вовлекается игроман, сам себя поддерживает. Как только человек начинает играть, лобная кора затормаживается: ведь мозг ошибочно распознает игровую деятельность как полезную, и не считает нужным ее контролировать. В момент игры игроман почти не существует, как личность — он скорее воспринимает себя, как инструмент для игры, фрагментарно. И это — очень комфортное для него ощущение «не-существования». Чем больше он «инструмент», тем легче отвлечься от негативной информации о себе, исходящей из лобной доли. Этот механизм тоже поддерживает игроманию.
Ну допустим игра – разновидность сна, дающая отдых мозгу и позволяющая отключиться от дневных проблем. Приведенные формулировки слишком негативно окрашенны, но в принципе механизм описывают терпимо.
Временами лобная доля на некоторое время побеждает: у игромана возникают угрызения совести, и это еще сильнее вызывает чувство отвращения к себе, которое впоследствии тем вернее бросит человека в игру. Чем сильнее наркоман (игроман) себя унижает, ругает и накручивает, тем сильнее будет его желание забыться в игре.
Никогда такого у меня не было, но видимо именно этот механизм заставляет бросать «переигравших» людей.
Такие механизмы работают глубоко в подсознании человека. Когда его обучают понимать их, обмануть лобную долю становится труднее. Поэтому игроман старается опасную информацию до себя не допустить. Даже если отловить зависимого человека в закрытом помещении и прочитать ему лекцию о работе головного мозга, он постарается «оглохнуть», сделать все, что от него зависит, чтобы информацию не воспринять. Именно из-за наличия большого количества механизмов, защищающих систему постоянной накачки организма дофамином, игроманию так тяжело лечить. Часто игроман физически удирает, когда ему пытаются объяснить, что происходит в его голове.
Этому есть и иное объяснение – кому хочется выслушивать бред? Та информация, что человек выслушает, должна быть не абстрактной теорией, а соответствовать его личному опыту и ощущениям. Иначе подобные объяснения будут вполне закономерно восприняты как «вынос мозга».
Тем не менее, часть зависимых от игры людей научается контролировать свою зависимость. Они допускают свою лобную долю до выполнения положенной контролирующей функции.
Угу, и насколько можно предположить таких – почти 100 процентов.
Секрет успеха звучит просто: нужно вглядеться в себя, как бы страшно это не казалось, перенести какое-то количество боли, связанное с этим, и понять, что не все из того, что вызывает отвращение к себе, является правдой. И что кое-что из пугающего можно исправить, если постараться. Работа над собой тоже воспринимается как полезная, и приносит человеку дофаминовый поощрительный «пирожок».
А может быть, если нечего «пугающего и отвратительного» в себе не видишь (как большинство нормальных людей) просто научится расставлять приоритеты в жизни, где игре будет свое место, не мешающее другим интересам?
Помогает также снижение требований к себе и занятие другими видами деятельности, приносящими удовольствие на физическом уровне: спортом, в частности. Полезно разрешить себе быть «хорошим», воспринимать себя как «хорошего». Самое вредное для игромана — культивировать чувство вины и гнева на себя.
А вот тут полностью согласен!
Статистика:
В настоящее время каждый третий подросток играет в компьютерные игры ежедневно. Более двух часов в день за компьютером проводят половина юношей и каждая четвертая девушка. Каждый четвертый юноша способен провести целый день за компьютерными играми. Каждый пятый юноша хоть однажды оставался до утра в компьютерном клубе, то есть садился играть вечером и выходил утром. Зависимость скрывает стремление уйти от реальности в силу невозможности состояться в ней по какой-либо причине — ведь чтобы состояться в реальном мире, нужно прикладывать куда большие усилия.
Видимо автор не пытался достичь чего-то существенного в многопользовательских играх – иначе быстро бы понял, что это ничуть не проще, чем в реальности.
Если:
- ограничение времени пребывания ребенка за компьютером вызывает бурную протестную реакцию; (смотря как ограничивать – я думаю, ограничение в полчаса в день у любого вызовет «бурную протестную реакцию»)
- ребенок раздражается, когда Вы отвлекаете его от игры (для того чтобы он отдохнул, исходя из определенного выше максимального времени непрерывной работы); (для начала неплохо-бы понять во что играет ребенок, и допускает ли игровой процесс этот перерыв без критических последствий для игры).
- ребенку не нравится, что родитель «стоит над душой», потому что его присутствие мешает игровому процессу; (некоторые игры позволяют попутно общаться или смотреть телевизор, а некоторые требуют концентрации как у хирурга на операции)
- ребенок не знает, чем можно заняться, кроме как сидеть за компьютером, (Это не есть здорово, но здесь и вина родителей, что не могут его увлечь чем то еще. Может быть у него перед глазами пример родителей, которые не знают чем заняться кроме просмотра телевизора?)
стоит подумать об обращении за консультацией к специалисту-психотерапевту. Ведь детям до семи лет играть в компьютерные игры нельзя. (Пожалуй, согласен, что до школы играть нежелательно. Мир велик и разнообразен, и в детстве надо заложить ребенку разносторонние интересы.)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Nick-Stranger 01-12-2015-23:43 удалить
Я смотрю ты всерьёз озаботился темой противодействия необоснованной критики игромании, камрад.
С весны стал я игроманить ещё меньше. Хочу перейти на живых людей: стал ходить в клуб на тему MtG, хочу посмотреть на живые варгеймы.
Beast[SPR] 02-12-2015-10:27 удалить
Да уважаемый Gorwovg уже много лет изучает эту тему и публикует свои суждения и анализ "противоигроманских размышлизмов".
За что респект, конечно!
Gortwog 03-12-2015-00:03 удалить
Nick-Stranger, Это в 2010-11 я, пылая праведным гневом, вел крестовый поход против ереси :) Сейчас я все больше пытаюсь найти истину. То, что я пишу здесь – это простое теоретизирование, а не борьба, так как вряд ли это прочтет кто-то со стороны. Но это позволяет обкатать мысли и доводы если вдруг придется столкнуться с «борцунами» (надеюсь, в Диалогах я выступил достойно). Я доволен тем как поменялось за эти 5 лет общественное мнение. Но в 2009 я оказался не готов и не хочу, чтобы это когда либо повторилось.
А вживую до МТГ и Вахи вряд ли доберусь, пока сын не подрастет.
Gortwog 03-12-2015-00:04 удалить
Beast[SPR], Привет, камрад! Если что-то пригодилось - то я тратил время не зря.


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Размышления 5 | Gortwog - Дневник Auditorboyz | Лента друзей Gortwog / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»